Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Содержание
  1. Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации – Извилина
  2. Как учитывать особенности визуала
  3. Как учитывать особенности аудиала
  4. Как учитывать особенности кинестетика
  5. Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности
  6. Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики
  7. Общая информация о видах восприятия
  8. Характеристика визуалов
  9. Характеристика аудиалов
  10. Описание кинестетика
  11. Особенности дигитала
  12. Разные уровни восприятия, пособие для практиков
  13. Познавательные факты
  14. Соотношение визуалов, дигиталов, аудиалов и кинестетиков
  15. Визуалы, аудиалы, дигиталы и кинестетики: типы восприятия информации, диагностика
  16. Что такое тип восприятия в психологии
  17. Виды представления информации
  18. Как определяются типы восприятия
  19. Описание каждого типа восприятия
  20. Визуал
  21. Аудиал
  22. Кинестетик
  23. Дигитал (дискрет)
  24. Как влияет тип восприятия на процесс обучения
  25. Типы восприятия в общении

Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации – Извилина

Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

28.12.2019

Чтобы родители и педагоги находили индивидуальный подход к каждому ребенку, расскажите им о трех типах восприятия. В статье есть анкета для родителей и педагогов, которая поможет определить, к какому типу относится ребенок: визуал он, аудиал или кинестетик.

Расскажите педагогам и родителям, как определить и учитывать тип восприятия ребенка.

Аудиалы, визуалы и кинестетики разными способами получают знания, взаимодействуют с окружающими, по-разному видят мир, ведут себя, думают, запоминают.

Так, если ведущий канал восприятия ребенка – слух, то зрение и тактильные ощущения для него вторичны. Это нужно учитывать при общении и во время занятий с ним.

Как учитывать особенности визуала

Речь визуалов наполнена словами и фразами типа: «Посмотрите», «Вы видели?», «Красивый», «Яркий», «Красный». Они быстро говорят и обрабатывают информацию. Смотрите им в глаза и говорите на их языке: «Я вижу / смотрю, что делаешь», «Я смотрю на тебя…». Соблюдайте дистанцию, чтобы визуал мог видеть вас с головы до ног.

Следите за своим внешним видом. От этого зависит, примет ли визуал вас или другого ребенка. Помогайте ему выглядеть аккуратно: для него это важно. Ребенок-визуал обращает внимание на чистоту, стиль, красоту, аккуратность в одежде, приветливое выражение лица.

Показывайте и давайте зарисовать.

Используйте дома и в детском саду наглядные пособия, иллюстрации, цветные карандаши, доску для рисования, достаточное количество бумаги, тетрадей для письма и рисования и др.

Лучше один раз показать, чем много раз объяснить. То, что визуал воспримет на слух, без зрительного подкрепления, он не услышит или быстро забудет. Станет много раз переспрашивать, что сделать.

Создайте для визуала возможность всегда чертить, рисовать, писать. Если на занятии у него отсутствующий взгляд, то это не значит, что он не слушает. Как раз в этот момент, скорее всего, идет напряженная умственная работа. Не стоит ее прерывать.

Обозначьте понятную цель любого действия. Визуалы фантазируют, думают образами, картинками. Идеи иногда их захлестывают. Поэтому они возьмутся за дело, только когда знают, что будет в результате.

Обучайте визуалов основную задачу разбивать на промежуточные этапы, обращать внимание на детали. Это нужно делать, так как они торопятся выполнить задание, не дослушивают инструкцию до конца, часто не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности.

Соблюдайте личные границы. Иначе возможны вспышки гнева, истерики, агрессия. Личностное пространство визуала – до 1,5 м. Им необходимо время, чтобы привыкнуть к человеку и подпустить его ближе.

Среди малознакомых людей могут держаться обособленно, хотя дома общительны и контактны.

Не любят, когда к ним прикасаются без разрешения: обнимают, целуют, берут за руку или когда перекладывают или переставляют игрушки и вещи без спросу.

Обучайте визуалов коммуникативным навыкам. Учите ребенка общаться, в том числе с малознакомыми людьми, знать и соблюдать правила вежливого общения. В проблемных ситуациях подводите ребенка к правильному решению проблемы незаметно, чтобы он поверил, что принял это решение самостоятельно. Это поможет ему стать увереннее.

Как учитывать особенности аудиала

Совет
Развивайте дополнительные каналы восприятия, чтобы разгрузить ведущие, снизить утомляемость, повысить познавательную и творческую активность Аудиалы часто употребляют слова и фразы типа: «Послушайте», «Слышишь», «Я вас слышу». Описывают ситуацию словами «шумно», «тихо», «громко». Когда вокруг тихо, начинают издавать звуки – мурлычут себе под нос, свистят, сами с собой разговаривают. Говорите им: «Я тебя слушаю», «Послушай», «Слышу тебя».

Старайтесь всегда говорить спокойным голосом. В разговоре для аудиалов важен тембр голоса и интонация.

Неприятный звук: крик, резкий голос, а также критика, нравоучения, угрозы сильно влияют на эмоциональное состояние такого ребенка и способность учиться. При эмоциональном дискомфорте он может стать рассеянным, невнимательным, плаксивым.

Обеспечьте дома и в группе психологический комфорт. Тогда аудиал будет психологически устойчивее, меньше склонен к стрессу.

Обучайте через восприятие на слух. Аудиалам нужно много рассказывать, обсуждать, объяснять, читать вслух книги. Чтобы аудиал запомнил стихотворение, выразительно и четко несколько раз прочитайте его, разъясните незнакомые слова, общий смысл.

Не отвлекайте аудиала от задания. Аудиал не может одновременно делать два дела: слушать и рисовать и др. Ему трудно переключать внимание. Не делайте замечаний в этот момент. При выполнении заданий такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой.

Давайте время обдумать ответ. Не торопите аудиалов. Они думают посредством внутренней речи. Мысленно проговаривают свои реплики и ответы собеседника, предполагают, какой у него будет голос, какая интонация. Поэтому реакция на вопрос, особенно неожиданный, у них может быть немного замедленной, отсроченной.

Не сбивайте ритм речи аудиалов. Для аудиала главное – ритм. Ритм внутренней речи – причина заторможенности, отсутствия реакции, долгого выполнения заданий. Ритм замедляется, если аудиал расстроен или чувствует отрицательный настрой со стороны взрослых.

Постепенно учите говорить сжато, передавать суть. Аудиалы очень любят общаться со взрослыми. Тема не так уж важна, главное – процесс. Они настоящие «почемучки», задают много вопросов. Такие дети любят рассказывать о событиях в деталях, подробно. Внимательно и терпеливо выслушивайте их.

Развивайте зрительное восприятие и мелкую моторику. Аудиалам тяжело даются письмо, рисование. Предлагайте им искать отличия на картинках, собирать разрезные картинки, пазлы, раскрашивать фигуры, прописи, лабиринты и др.

Соблюдайте режим дня. Особенно дома. Правильный режим учитывает возрастные возможности ребенка. Он укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешную деятельность, предохраняет от переутомления. Это важно и для детей других типов.

Выбери самые интересные и популярные  творческие направления, которые наполнят вашу жизнь новыми яркими эмоциями!

Получать знания с ЧПОУ «СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ» и«Мобильный центр развития ребёнка от 3 лет «Коровка»»не только интересно, но и выгодно! Не упустите шанс получить скидку на обучение до 50%! Узнать подробнее об акции Kinder — пятница  

В настоящее время на первый план выходит самообразование, новые способы извлечения анализа и переработки информации, новые навыки и технологии.

Проект «Мобильный центр развития ребёнка от 3 лет «Коровка»» — яркое отражение современных требований и тенденций в образовании.

Наши дистанционные мероприятия постепенно складываются в мозаику, из которой каждый участник может сложить собственную образовательную траекторию. Здесь самовыражение приносит радость, а свобода выбора и соревнование дают дополнительный стимул.

Как учитывать особенности кинестетика

Справка
Если у взрослого и ребенка ведущие каналы восприятия совпадают, то ребенок без труда усваивает новые знания

Кинестетики говорят о чувствах, ощущениях, эмоциях, мыслях: «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко», «я не понимаю», «мне трудно/тяжело», «я чувствую, что…», «я ощущаю, как…». В речи много качественных прилагательных. Если визуал опишет игрушку: «красивая, большая», то кинестетик – «мягкая, пушистая».

Ласково прикасайтесь, чтобы поддержать. Обнимайте ребенка, похлопывайте по спине. Личностное пространство кинестетика – вблизи тела. Ему необходимо касаться собеседника. В подкрепление похвале лучше погладить, поцеловать, обнять. При необходимости успокоить – просто положите руку на плечо ребенку.

Обучайте посредством тактильных ощущений. Кинестетик хорошо усваивает информацию, когда может ее «пощупать». Запомнит буквы, если вылепит их из пластилина, вырежет из картона.

Сопровождайте обучение практикой: потрогать, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, попробовать на вкус. Если кинестетик будет только слушать или смотреть, то не воспримет и половины информации.

Кинестетики при обучении часто не смотрят в глаза взрослому: их глаза опущены вниз. Так им легче учиться и сразу действовать.

Совет
Учитывайте, что кинестетики в дошкольном возрасте сильно копируют родителей и особенно привязаны к маме

Детально объясняйте задачу. Разложите все по полочкам, объясните этапы, говорите несложно и медленно. Жестикулируйте, используйте прикосновения.

Контролируйте. Не стоит рассчитывать, что кинестетик додумается до решения сам. Такие дети стремятся выделить и проанализировать детали, частности, нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

Не торопите и не ругайте. Дайте возможность довести мысль до конца, не перебивайте наводящими вопросами. Не пытайтесь ускорить, не говорите: «Все ясно, дальше!» Это бессмысленно – ребенок начнет «зависать», остановится и начнет сначала или замолчит, обидевшись.

Дайте кинестетику время, чтобы спокойно обработать информацию. Ему сложно восстанавливать нить разговора. Рассказывать такой ребенок будет обстоятельно, со всеми деталями. Буквально расставит все по полочкам. Так он упорядочивает впечатления.

Приучайте доводить начатое до конца. Также учите делать все старательно, аккуратно. Внимание кинестетиков всегда приковано к передвигающимся объектам, поэтому им трудно концентрироваться, их легко отвлечь.

Обеспечивайте безопасное пространство. Кинестетик – ребенок действия, ему необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать.

Иногда кажется, что именно рядом с ним все падает, ломается, разбивается, рвется. Кинестетики не всегда подвижные дети, но их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие.

Если визуал сначала изучит инструкцию, разберется, то кинестетик сразу действует. Поэтому его игрушки недолговечны.

Важно
Терпеливо приучайте кинестетика к порядку, а не ругайте: он не поймет, за что его наказывают

Не вынуждайте долго сидеть. Неподвижность для кинестетика – серьезное испытание. Дайте возможность походить, подвигаться. Таким детям необходимы игры на свежем воздухе с полноценной физической нагрузкой. Поощряйте ребенка гулять, прыгать, вращаться на карусели, двигаться с разной интенсивностью и в разном темпе.

Приучайте к порядку, но не наказывайте. Кинестетики могут играть и заниматься в окружении беспорядка, в котором чувствуют себя комфортно.

В их шкафу, за столом, в игрушках часто рабочий беспорядок. Целенаправленно приучайте их к порядку, но не требуйте идеальной чистоты. Они не в состоянии выполнить такое требование.

Неудачи приведут к ощущению стойкой неуспешности и к нежеланию помогать вообще.

Обучайте их навыкам самоконтроля. Кинестетики очень эмоциональны, бурно реагируют на неудачи, запреты. Чувства выражают мимикой, реагируют действиями. Могут бросить что-то, ударить, хлопнуть дверью, выбежать из комнаты. Поэтому нужно мягко учить их контролировать себя.

Анкета Какой тип восприятия у ребенка ведущий. Отметьте качества, которые характерны для ребенка в повседневной деятельности. Подсчитайте количество отмеченных утверждений в каждой из трех групп. Наибольшее количество укажет на ведущий канал восприятия. Если получилось практически одинаковое число, то у ребенка смешанный тип восприятия.

Скачать АНКЕТУ

© Материал из Справочной системы «Образование»Галина Лимонцева
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 35» г. Воркуты, Республика Коми https://vip.1obraz.ru

Источник:

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.

Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

  • Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
  • Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
  • Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
  • Дискрет (дигитальное восприятие) — по тому, что подсказывает логика.

(Кто такие дискреты — смотрите далее)

Интерпретация результатов

Шкала, по которой испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему (ведущий тип восприятия). Уровни ведущего типа восприятия:

  • 13-16 баллов – высокий;
  • 8-12 баллов – средний;
  • 0-7 баллов – низкий.

Для аудиалов огромное значение имеет всё, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее. Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием.

В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны.

Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: «перестань скрипеть»; «я услышал твою проблему», «не выношу таких громких мелодий».

Источник: https://fiz-disp.ru/lekarstva/audial-vizual-kinestetik-i-ih-vospriyatie-informatsii.html

Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком.

На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Особенности дигитала

Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

  • руководство логикой и обдумывание действий;
  • четкое планирование деятельности;
  • минимальное проявление чувств при общении;
  • слабые эмоции;
  • стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
  • высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.

Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы.

Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление.

Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.

Характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов является условной. Большее количество людей относится к первым трем типам восприятия, меньшее — к дигиталам.

Подобная классификация лишь примерно разделяет людей на определенные типы в зависимости от их мировосприятия. Каждый отдельно взятый человек сочетает в себе признаки сразу нескольких типов.

Та или иная форма восприятия проявляется в человеке при конкретных жизненных обстоятельствах, событиях.

Умение человека различать у себя ведущий тип восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал) позволяет ему более эффективно усваивать информацию, правильно доносить свои мысли и идеи в общении с другими людьми.

Источник: https://vsepromozg.ru/teoriya/audial-vizual-kinestetik

Разные уровни восприятия, пособие для практиков

Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Тип восприятия информации – это особенность формирования представлений, заключающаяся в индивидуальной работе мыслительных процессов, участвующих в перцепции.

В зависимости от модальности, выделяются:

  • кинетическое восприятие, в основе которого лежат ощущения и движение;
  • аудиальное восприятие – это перцепция, основанная на слухе;
  • визуальнаое восприятие, которое базируется на зрении.

Познавательные факты

А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:

  • Визуалы – 35%;
  • Кинестетики – 35%;
  • Аудиалы – 5%;
  • Дигиталы – 25%;

А, например, для США это выглядит немного иначе:

  • Визуалы – 45%;
  • Кинестетики – 45%;
  • Аудиалы – 5%;
  • Дигиталы –5%;

Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.

 Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало.

Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.

А теперь про каждый тип отдельно.

Соотношение визуалов, дигиталов, аудиалов и кинестетиков

Многие ошибочно полагают, что дискреты испытывают большие трудности в общении с людьми потому, что они с трудом открываются другим, из-за чего на дискретов вешают ярлык закомплексованного и закрытого человека.

Дискреты относятся к людям довольно холодно

Возможно, по причине того, что дигиталы не любят общаться с глупыми людьми, их считают такими закрытыми.

Делить людей на умных и глупых – обычная практика для дискретов. По их мнению, большинство не заслуживают их внимания и времени.

Таким образом, общение с человеком такого психотипа может быть немного затруднительным.

В основном дискрета можно определить по его идеально ровной осанке и высокоподнятой голове. Руки дискреты в большинстве случаев держат в зарытом положении, то есть в скрещенном.

Движения таких людей будут скорее резкими, чем плавными. Можно подумать, что они очень высокомерны. Одной из основных особенностей дискрета можно назвать его манеру держать физическую дистанцию во время общения с другим человеком.

Обычно люди с дискретным психотипом достаточно образованные и умные. Во время беседы с таким человеком лучше всего опираться на факты, логические цепочки и связи. Дигитал никогда не будет с вами о говорить об эстетике окружающего мира, о его красоте и при этом восторгаться этим.

Эмпатия для людей данного психотипа – чуждое чувство. Воспринимать информацию, облаченную в эмоции, ему будет очень трудно. Поэтому, чем больше конкретики, тем больше взаимопонимания.

Источник: https://nevrolog-info.ru/digitalnaya-modalnost/

Визуалы, аудиалы, дигиталы и кинестетики: типы восприятия информации, диагностика

Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Восприятие индивидуально. У каждого человека доминирует та или иная анализаторная система. Условно восприятие делится на такие типы: аудиал, визуал, кинестетик, дигитал.

Типы восприятия

Что такое тип восприятия в психологии

Тип восприятия информации – это особенность формирования представлений, заключающаяся в индивидуальной работе мыслительных процессов, участвующих в перцепции.

В зависимости от модальности, выделяются:

  • кинетическое восприятие, в основе которого лежат ощущения и движение;
  • аудиальное восприятие – это перцепция, основанная на слухе;
  • визуальнаое восприятие, которое базируется на зрении.

Дополнительная информация. Тип восприятия определяется целевыми и мотивационными установками личности.

Виды представления информации

Кинестетик — что это такой за человек

Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:

  • Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
  • Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
  • Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
  • На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
  • Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.

Как определяются типы восприятия

Знание своего типа восприятия помогает человеку более эффективно обучаться. Существуют специальные методики, с помощью которых можно определить доминирующий тип восприятия.

Для начала человеку можно понаблюдать за своей мыслительной деятельностью. С чего начинается представление: с картинки (визуал) или с ощущения (кинестетик), со звуков (аудиал) или с логических смыслов (дигитал)? Кроме того, доминирующий тип перцепции выдает себя в речи: людям свойственно чаще употреблять те слова, которые имеют связь с их доминирующей перцептивной системой.

Также можно определить тип восприятия по доминирующей кратковременной памяти. Визуал – это человек, которому легче запоминать графическую информацию. Аудиал – это человек, лучше запоминающий на слух. Если для эффективного запоминания человеку требуется опираться на телесные ощущения, то он – кинестетик. Дигиталами называются тех, кто при запоминании делает упор на логику.

Кроме того, С. Ефремцевой была разработана методика определения доминирующей перцептивной модальности.

Описание каждого типа восприятия

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Каждый тип восприятия имеет свои особенности. Стоит разобраться, кто такой визуал, аудиал, кинестет и дигитал.

Визуал

Люди с преобладающим визуальным типом восприятия используют в речи слова и словосочетания, связанные со зрением. У них хорошо развита зрительная память, они прекрасно ориентируются на местности, без труда смогут добраться до нужного места по навигатору, быстро ориентируются в новой обстановке.

Они впечатлительны и эмоционально реагируют на все, что видят. Визуал – это человек, который предпочитает красоту, уют, чистоту и порядок. Внутренний мир визуала наполнен мечтами, множеством идей.

Визуал

Аудиал

черта аудиалов – ориентировка в мире по звукам. Они – меломаны, любят напевать. Профессиональная деятельность аудиала часто связана с музыкой и межкультурной коммуникацией.

В речи аудиала часто проскальзывают слова и словосочетания, связанные со слухом. Они способны внимательно слушать на протяжении длительного времени, являются прекрасными собеседниками. Слуховая память у них доминирует.

Аудиал

Кинестетик

Главной характеристикой кинестетов является восприимчивость ко всему, что происходит вокруг них. В жизни они ценят комфорт и красивую обстановку. Кинестетик часто в речи обращается к ощущениям и говорит о своих эмоциях. Они обладают яркой мимикой и активно жестикулируют. Может показаться, что в этом типе объединились кинестетик и визуал.

Такие люди очень активны, легки на подъем, быстро включаются в работу, которая связана с практическими действиями и ручным трудом. Как правило, они находят себя в творческих профессиях, рутинная работа и монотонная деятельность им противопоказаны.

Кинестет

Дигитал (дискрет)

Дигиталам важно логически понять ситуацию. Их несомненным достоинством является способность сохранять спокойствие и здраво мыслить в стрессовой ситуации.

В речи дигиталов всегда много логики. Всю информацию они склонны систематизировать, структурировать. По характеру обычно спокойны и уравновешены.

Дополнительная информация. Дигиталов распознать непросто. Для того чтобы выявить их, нужно длительное время наблюдать и анализировать речь человека. С одинаковой частотой они могут употреблять фразы, свойственные аудиалам и кинестетикам.

Дигитал

Как влияет тип восприятия на процесс обучения

Знание особенностей собственной перцептивной системы помогает организовать процесс обучения.

Процесс представления информации для визуалов должен сопровождаться наглядностью. Они обладают хорошими навыками работы с текстом, при желании быстро осваивают методику скоростного чтения. Хорошо запоминают информацию, составляя интеллектуальные карты или графики, работая с демонстрационными моделями, добывая знания в ходе экспериментальной деятельности.

Важно! Посторонние звуки не помешают сосредоточенности визуала. При включенном телевизоре он сможет так же качественно подготовиться к экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине.

Основным каналом восприятия учебного материала для ребенка-аудиала является слух. Для него комфортны лекции. Новый материал прекрасно усваивает, участвуя в дискуссиях, беседах.

Важно! Чтобы сосредоточиться, аудиалу необходимы тишина и отсутствие внешних раздражителей.

Для кинестетиков процесс обучения должен предполагать возможность движений и практических действий. Наиболее подходящими формами организации учебного процесса для него являются практические и лабораторные работы.

Важно! У этих людей неустойчивое внимание. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую.

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им подходит компьютеризированное обучение. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую основу, а новая информация наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира.

Типы восприятия в общении

В ситуациях межличностного общения типы восприятия обнаруживают различия, что прослеживается в поведении людей.

Так, визуалы большое внимание при общении уделяют внешности человека, мимике и жестам. Для них важен контакт глаз. Иногда создается впечатление, что такие люди умеют угадывать мысли собеседника.

Восприятие в общении

Сам визуал в процессе общения чувствует себя комфортно, занимает открытую позу. Это великолепные рассказчики.

Внимание! Они склонны устанавливать пространственную дистанцию с собеседником: находясь слишком близко к партнеру по общению, визуалы испытывают дискомфорт.

Общаться с аудиалом приятно. Их речь грамотная, богата интонациями, а темп ее комфортен для восприятия. Партнеров по общению они понимают с полуслова. Повышенный тон и оскорбления в адрес аудиала приведут к тому, что он откажется от общения.

Для кинестетов условием хорошей беседы является обстановка. Им доставляет истинное удовольствие обсуждение личностных переживаний и эмоций, как своих, так и чужих.

Следует помнить! Кинестет не подпустит близко малознакомого человека. В общении с близкими кинестетику нужны физические прикосновения.

Дигиталы в общении с окружающими редко открыто проявляют эмоции. Они быстро улавливают смысл сказанного собеседником. Они не любят предисловий, им хочется поскорее перейти к сути и фактам.

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: