Госпитализм: причины и развитие синдрома, признаки, лечение

Содержание
  1. Госпитализм — ‌чем‌ ‌опасен‌ ‌дефицит‌ ‌общения‌ ‌и‌ ‌внимания‌
  2. Что такое госпитализм
  3. В психологии
  4. В психиатрии
  5. История открытия феномена
  6. Причины госпитализма
  7. Симптомы и признаки
  8. Синдром госпитализма у детей
  9. Синдром госпитализма у взрослых и пожилых
  10. Лечение госпитализма
  11. У детей
  12. У взрослых
  13. Чем опасен госпитализм
  14. Профилактика госпитализма
  15. Синдром госпитализма у детей и взрослых: признаки и лечение
  16. Что такое госпитализм?
  17. Причины нарушения
  18. Симптомы у детей
  19. Признаки у взрослых
  20. Симптомы у пациентов с психическими расстройствами
  21. Диагностика
  22. Терапия синдрома
  23. Госпитализм у детей и взрослых: причины, симптомы, профилактика
  24. Причины возникновения
  25. Симптомы
  26. Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства?
  27. Симптомы расстройства у взрослых
  28. Лечение
  29. Помощь детям с диагнозом госпитализм
  30. у взрослых
  31. признаки патологии
  32. Симптомы госпитализма воспитанников детских домов
  33. Клиника госпитального синдрома при частичной депривации
  34. Возможные осложнения
  35. Лечение госпитализма у детей
  36. Прогноз и профилактика
  37. Здоровье человека
  38. Госпитализм у детей
  39. Госпитализм у взрослых
  40. Госпитализм в психиатрии
  41. См. также
  42. Примечания

Госпитализм — ‌чем‌ ‌опасен‌ ‌дефицит‌ ‌общения‌ ‌и‌ ‌внимания‌

Госпитализм: причины и развитие синдрома, признаки, лечение

Приходилось ли вам долгое время лежать в больнице или находиться в другом государственном учреждении вдали от родных и друзей? Что вы при этом чувствовали? Вероятно, вам не хватало душевных разговоров, объятий, тепла. Из-за этого вас одолевала тоска, мучила подавленность.

Это и есть легкие проявления госпитализма. В более тяжелых случаях синдром госпитализма проявляется целым рядом соматических и психических нарушений. Особенно опасен госпитализм для детей из интерната и неблагополучных семей.

Предлагаю разобраться во всем по порядку: какого происхождение феномена госпитализма и что это значит, как проявляется и как лечится.

Что такое госпитализм

Название образовано от латинского слова hospitalis, что означает «гостеприимный», «госпиталь». Госпитализм – это синдром, при котором у человека возникают психосоматические нарушения из-за длительного пребывания в больнице, вдали от дома и друзей.

В то же время под этим подразумевается отставание в психическом и физическом развитии у детей, с младенчества выросших в интернате или лишенных родительского внимания и любви. Близкое, теплое общение с матерью и другими значимыми взрослыми – ведущая потребность младенчества.

Депривация (неудовлетворение потребности) приводит к психофизическим и интеллектуальным нарушениям, задержке в развитии.

Рассмотрим более подробно определения госпитализма в психологии и психиатрии.

В психологии

Госпитализм – это в психологии психосоматические изменения личности в результате дефицита общения с близкими. Психологи рассматривают госпитализм с двух сторон: у детей и у взрослых.

В первом случае под этим подразумевается психофизическая отсталость ребенка из-за дефицита общения в первые годы жизни. Во втором случае речь идет о психосоматических расстройствах, вызванных длительным нахождением в больнице.

Однако стоит отметить, что госпитализм, возникший в детстве, может преследовать ребенка всю жизнь. В то же время дети, как и взрослые, подвержены больничному госпитализму.

В психиатрии

Это ухудшение психофизического состояния из-за длительного нахождения в больнице. Альтернативное название – синдром отрыва от дома. Проявляется социальной дезадаптацией, утратой трудовых навыков, потерей интересов, обострением хронических заболеваний, ослаблением потребности в общении и рядом других изменений.

История открытия феномена

Явление госпитализма в психологии было открыто психоаналитиком Р. Спитсом (1945 г.).

Он исследовал явление госпитализма у детей и младенцев, вынужденных долгое время находиться в больнице, и у детей, проживающих в интернате.

Психоаналитик выяснил, что все происходящие изменения связаны с отлучением ребенка от матери. В основе учения Шпица лежит психоаналитическая теория Фрейда, в частности положение о сепарации ребенка от матери.

Спитс изучал состояние детей, которые находились в благоприятных с точки зрения гигиены условиях (питание, уход, чистота), но без должной материнской поддержки. И вот что он заметил:

  • на третьем месяце жизни у детей возникли физические ухудшения, ослаб иммунитет, возросла смертность;
  • чуть позже стали заметны психические изменения, в частности депрессивность, пассивность, заторможенность;
  • на втором году жизни стали заметны признаки глубокой психофизической отсталости во всех областях (ходьба, речь, способность стоять и сидеть).

В результате своего исследования Шпитс (Спитс, Спиц) заключил, что детям необходима забота и любовь матери. Она важна для жизни и развития ребенка.

Психоаналитик выявил две формы синдрома:

  • госпитализм, связанный с полной депривацией материнской заботы;
  • анаклитическая депрессия, которая возникает в том случае, если сначала ребенок нормально общался с матерью, а потом его изолировали.

Позже Крейслер пересмотрел концепцию Шпица и пришел к выводу, что любая депривация приводит к госпитализму. В том числе ненадлежащий уход за ребенком в условиях семьи. Этой же точки зрения придерживаются современные исследователи.

Причины госпитализма

Феномен госпитализма возникает в условиях длительного нахождения человека в стационаре, жизни ребенка в интернате, нахождении ребенка в неблагополучной семье, в том числе в семье с холодной, безэмоциональной матерью.

В психологии существует такое понятие: «диада мать-дитя». Это означает, что до года мать и ребенок неразрывны, их рассматривают как единый организм. Ранняя сепарация до года (равнодушие и холодность матери или отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к госпитализму.

Синдром возникает в тех условиях, когда полностью или частично отсутствует забота матери о ребенке (нелюбовь, невнимание). К сожалению, такое случается даже в семьях, притом благополучных на первый взгляд семьях. Например, где родители заняты построением карьеры.

Таким образом, госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  • длительная изоляция в медицинском учреждении;
  • дефицит общения с семьей, родными, близкими;
  • пассивность родственников (ближайшие родственники не интересуются жизнью индивида).

К факторам риска относится следующее:

  • наличие хронических заболеваний, из-за которых человек часто оказывается в больнице;
  • пожилой возраст;
  • жизнь в одиночестве (нет семьи, друзей);
  • жизнь в интернате, доме малютки, приюте;
  • младенческий и детский возраст;
  • пребывание в пансионате, оздоровительном центре.

Психологи отмечают, что большинство современных семей входят в группу риска. Родители вынуждены много работать, матери рано выходят из декрета. Из-за этого ребенку не хватает внимания, заботы, ласки, общения.

Кроме этого, психологи отмечают, что все чаще матери отличаются холодностью, нежеланием общаться с ребенком. Они не знают потребностей, интересов малыша, не хотят развивать его способности, не учитывают его возможности. Многим современным детям не хватает близости с мамой.

Отсюда и позднее развитие, и проблемы с поведением, и позднее развитие речи или речевые нарушения, и многие другие проблемы.

Симптомы и признаки

Проявления госпитализма у детей и взрослых неодинаковы. Рассмотрим оба случая подробнее.

Синдром госпитализма у детей

У детей госпитализм проявляет себя следующим образом:

  • недоразвитость рефлексов и инстинктов у младенцев;
  • недержание мочи и кала;
  • задержка речевого развития;
  • задержка двигательного развития;
  • эмоциональная холодность, алекситимия (неспособность выражать эмоции);
  • навязчивые действия, например, покачивания взад-вперед;
  • рахит;
  • отставание в физическом развитии;
  • низкий уровень адаптации;
  • отставание в освоении своего тела, языка;
  • болезненность;
  • вялость;
  • апатичность;
  • бледность;
  • пассивность;
  • истощение;
  • плохой аппетит;
  • проблемы со сном;
  • лихорадка;
  • сонливость;
  • гипотонус мышц;
  • отсутствие реакций на сигналы окружающих (не отвечает на ласку, не реагирует на голос, не концентрирует взгляд).

Дети, глубоко переживающие нехватку взаимодействия с матерью, выглядят несчастными. Их состояние сложно не заметить, проблему видно невооруженным глазом. Однако если ребенка как можно раньше вернуть к матери или другому человеку, который полноценно заменит ее, то через 2–3 недели все симптомы и признаки госпитализации исчезнут.

Малыши, лишенные взаимодействия со взрослыми, поздно начинают ходить, говорить, читать и т.д. Если с ними совсем никто и никак не занимается, то они вырастают детьми-маугли (дикие дети).

Синдром госпитализма у взрослых и пожилых

Характерны следующие проявления:

  • социальная дезадаптация;
  • потеря интереса к работе и труду как таковому;
  • ослабление профессиональных навыков;
  • оскудение круга общения, снижение качества контактов;
  • обострение хронических заболеваний и трансформация острых патологий в хронические;
  • потеря аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • снижение адаптационных возможностей;
  • флегматичность;
  • оскудение мимики;
  • замедленная моторика;
  • когнитивные ухудшения (память, мышление, восприятие);
  • беспечность;
  • малоподвижность;
  • монотонность.

У пожилых людей госпитализм проявляется деградацией. Развивается из-за нахождения в домах престарелых, больницах или в случае, когда пожилой человек оказывается брошенным в квартире, живет в одиночестве.

Вместе с этим госпитализм у взрослых проявляется синдромом хронического заболевшего. Человек настолько привыкает лежать на больничной койке, что не может жить в других условиях. Выйдя из больницы, он делает все возможное, чтобы снова попасть туда.

Дело в том, что при длительном стационарном лечении у человека искажается мировосприятие. Он не воспринимает себя в другой среде, привыкает к болезни. Особенно часто это случается у пенсионеров.

Это проявляется при лечении в больнице на протяжении 10–15 месяцев (в среднем).

При столь длительном пребывании в больнице у человека возникают психические деформации. Возможны несколько вариантов (подвиды госпитализма):

  1. Деприватизационная десоциализация. Это потеря способности адаптироваться, утрата социальных навыков. Развивается медленно.
  2. Патерналистская подвластность. Это и есть навязчивая идея быть больным. Возникает из-за чрезмерной опеки.
  3. Фармакогенный психолого-эмоциональный и социальный личностный регресс. Развивается очень быстро из-за неправильного лечения.
  4. Смешанный вариант.

Лечение госпитализма

Лечение синдрома у детей и взрослых отличается. Рассмотрим подробнее каждую из категорий.

У детей

Лечение подразумевает не только устранение негативного фактора, то есть восстановление теплого общения с мамой, но и системную работу с разными специалистами:

  • педагогическая коррекция;
  • психологическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • увеличение интенсивности общения.

Вместе с этим проводится симптоматическая терапия, то есть психологическое и медицинское лечение для устранения признаков истощения и отсталости. Программа мероприятий подбирается индивидуально.

У взрослых

Прежде всего, нужно устранить негативный фактор: вылечить хроническое заболевание, перейти на амбулаторное лечение. Но важнее всего вернуть человеку поддержку близких, общение с ними. Показано комплексное лечение у терапевта, психотерапевта (психиатра). Желательно избегать консультаций в стенах медицинского учреждения, рекомендуется приглашать специалиста на дом.

Главное правило профилактики госпитализма — это общение.

Чем опасен госпитализм

Каждый случай требует частного рассмотрения, но можно абсолютно точно сказать, что иногда эффекты госпитализма имеют необратимый характер и даже приводят к смерти. Среди людей с синдромом госпитализма выше риск развитии психических расстройств, асоциальных наклонностей.

Детский госпитализм опасен тем, что ребенок станет диким и уже никогда не сможет вернуться к нормальной, человеческой жизни. Виктор Каспар, Джени из Калифорнии – яркие примеры детей-маугли из прошлого. Но пугает, что это происходит и в наше время.

Не так давно все телеканалы пестрили шокирующей новостью: «В московской квартире нашли пятилетнюю девочку-маугли». Таких историй очень много. Кому-то удается стать человеком, кто-то так и остается «диким животным», живущими инстинктами и рефлексами.

К сожалению, даже на современном уровне развития педагогика, психология и другие социальные науки не всегда способны помочь таким детям.

Профилактика госпитализма

В качестве профилактики психологи рекомендует родителям или другим близким взрослым общаться с ребенком как можно больше, а начинать общение как можно раньше.

Это должно быть очень теплое, эмоциональное взаимодействие. Играйте, занимайтесь с ребенком. Старайтесь не оставлять ребенка одного в больнице, не оставляйте его с эмоционально холодным человеком.

Изучайте возрастную психологию, чтобы корректно ухаживать за малышом.

Профилактика госпитализма среди взрослых подразумевает максимальное сохранение контактов с внешним миром: общение по телефону, скайпу, чату, личные визиты. Не бросайте своих бабушек и дедушек, не замыкайтесь в себе, если сами оказались в больнице.

Если бы в больницах, интернатах и других учреждениях рядом с больным (воспитанником) всегда был человек, который 24 часа 7 дней в неделю уделял бы внимание только ему, то, вероятно, синдром госпитализма не проявится. Но мы понимаем, что это невозможно, по крайней мере, в государственных учреждениях. В быту же можно нанять няню, сиделку.

Источник: https://onona.online/psihologiya/gospitalizm

Синдром госпитализма у детей и взрослых: признаки и лечение

Госпитализм: причины и развитие синдрома, признаки, лечение

Психотерапевт высшей категории Олег Викторович

24249

Дата обновления: Сентябрь 2020

В результате отсутствия эмоциональных социальных контактов и отлучения от матери у ребенка может возникнуть нарушение физического и психического развития. Данное состояние имеет свое название – госпитализм.

Данной патологии подвержены не только дети, но и взрослые. Она сопровождается характерными симптомами, которые отрицательно сказываются на общем состоянии больного.

При подозрении на развитие госпитализма требуется обращаться за помощью к неврологу или психиатру.

Что такое госпитализм?

Чаще всего данный синдром развивается у детей с детских домов, вследствие отсутствия родительского внимания и заботы

Синдром госпитализма – это комплекс соматических и психических расстройств, которые вызываются длительным нахождением человека в стационарных условиях. Данная патология является следствием отрыва пациента от родного дома и близких людей.

В международной классификации болезней заболевание указано под кодом Y95. Название болезненному состоянию было дано психоаналитиком Рене Шпицом в 1945 году. Чаще всего оно наблюдается у детей. Но также признаки госпитализма могут проявляться у взрослых людей.

Причины нарушения

Феномен детского госпитализма, как и патология у взрослых, имеет ряд причин, которые вызывают его развитие. Заболевание может быть спровоцировано следующими факторами:

  • Длительная госпитализация, которая изолирует пациента от нахождения в кругу близких родственников и друзей. Ему приходится общаться исключительно с врачами и медсестрами.
  • Дефицит заинтересованности жизнью больного близкими людьми.
  • Хронические заболевания, которые вынуждают человека в течение длительного времени проводить лечебные процедуры.
  • Невозможность получить помощь от близких людей или друзей. С данным фактором чаще всего сталкиваются мужчины и женщины преклонного возраста, которые живут в одиночестве.
  • Дефицит родительского внимания. Его испытывают дети и подростки, которые вынуждены находиться в приютах.
  • Нахождение в оздоровительных центрах, которые характеризуются стационарной обстановкой.

Человека, который страдает от госпитализма, тревожит давление со стороны медицинского персонала и отсутствие возможности пообщаться с людьми, занимающими в жизни важное место. Все это вызывает у пациента тревогу, в результате чего его психоэмоциональное состояние ухудшается.

Симптомы у детей

При патологии у ребенка наблюдается вялость, апатичность, безразличие

Госпитализм у детей сопровождается клиническими симптомами. Основными признаками заболевания являются следующие патологические состояния:

  1. Отставание в изучении речи.
  2. Замедленное развитие двигательных функций.
  3. Бессмысленные движения, например, покачивания телом.
  4. Слабая сопротивляемость организма инфекционным возбудителям.
  5. Снижение веса.
  6. Высокий уровень сонливости.
  7. Низкая адаптация к окружающим людям.
  8. Уход от любых контактов.
  9. Апатичность.

У ребенка развивается патологическая фиксация на переживание чувства страха под влиянием отсутствия постоянных контактов с близкими людьми, дискомфортных ощущений в момент выполнена лечебных процедур и неприятной остановки в стационаре. В результате этого у пациента с госпитализмом формируется депрессивное состояние и фобия, что заставляют его сильно переживать в периоды посещения медицинских учреждений и нахождения в них.

Признаки у взрослых

Как и детский госпитализм, психическое расстройство у взрослых характеризуется появлением болезненных симптомов. Из-за патологии можно наблюдать у пациента следующие изменения:

  1. Неспособность к социальной адаптации.
  2. Отсутствие интереса к повседневной деятельности.
  3. Утрата профессиональных навыков.
  4. Значительное ухудшение памяти.
  5. Уменьшение когнитивных способностей.
  6. Искажение восприятия внешней среды.
  7. Отрицательное отношение к активной деятельности.
  8. Низкая эмоциональная отзывчивость.
  9. Нарушение личностных отношений.

Из-за лишения возможности находиться в кругу близких людей дома у человека появляется депрессия. Депривация приводит к развитию психической «вялости» и быстрому истощению нервной системы.

Пациент с госпитализмом не способен решать простейшие задачи. В результате этого он становится полностью беспомощным. Человеку требуется постоянная помощь других людей.

Чем дольше человек остается в больнице, тем больше усугубляется его состояние и усиливается симптоматика госпитализма. Больному не удается полноценно функционировать, когда он находится за пределами медицинского учреждения.

В этом заключается одна из его главных проблем. Он становится пассивным по отношению к окружающему миру, лишается каких-либо интересов.

Человека начинает преследовать эмоциональная опустошенность, из-за которой он становится бесчувственным и практически безвольным.

Симптомы у пациентов с психическими расстройствами

Длительное нахождение в медучреждении способно развить тяжелую форму госпитализма

У пациентов с психическими нарушениями прослеживается та же симптоматика, что и у других людей, столкнувшихся с данным синдромом. Длительное пребывание в медицинском учреждении способствует фармакогенному регрессу личности. Это тяжелая форма госпитализма.

Пациент с психическим расстройством, которое протекает наряду с госпитализмом, быстро привыкает к психотропным медикаментам. Зависимость вырабатывается за короткий период времени.

Люди с подобными проблемами не желают продолжать работать или учиться. Их не интересует жизнь за пределами больницы. При появлении таких симптомов медики пробуют уменьшать дозировку психотропных препаратов.

В случае благоприятного исхода после этого у пациентов восстанавливается интерес к ведению привычной жизни.

Диагностика

Признаки синдрома госпитализма являются основанием для проведения исследования человека на предмет наличия данного расстройства. Методы диагностики подбираются с учетом возраста больного. Патологическое явление определяется путем наблюдения за состоянием и поведением пациента. Также требуется опрос людей, которые находятся в его окружении.

Госпитализм у детей или взрослых удается распознать во время осмотра у нескольких узкопрофильных специалистов:

  • Психиатр. Он определяет способность человека обслуживать самого себя, проверяет его коммуникативные навыки и эмоциональное состояние.
  • Невролог. В процессе диагностики врач проверяет реакцию пациента на свет, звуки, а также изучает его мышечный тонус. Если проводится осмотр ребенка, то дополнительно оценивается соответствие возраста малыша и уровня развития.
  • Психолог. С помощью диагностических мероприятий специалист оценивает адекватность реагирования больного на различные процессы. Также проверяется его способность контактировать с другим человеком и концентрировать свое внимание. Дополнительно исследуются речь и мышление больного.

Сложнее всего правильно поставить диагноз больному, у которого отсутствуют родственники и друзья, постоянно с ним контактирующие. Из-за этого врачам требуется наблюдать за пациентом в течение более длительного времени.

Терапия синдрома

Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником

Устранить синдром госпитализма у взрослых и детей можно путем проведения ряда действий, рекомендованных лечащим врачом. Лечение детей и взрослых имеет существенные отличия. Поэтому в ходе составления курса терапии врач обращает внимание на возраст пациента.

Младенцы должны начинать лечение госпитализма с первых признаков его развития. Заболевание, которое проявляется в раннем возрасте, представляет большую опасность для здоровья ребенка. Поэтому важно не медлить с лечением.

Вернуть ребенка к привычной жизни помогает создание здоровой обстановки в доме. Родители должны всячески окружать малыша заботой, интересоваться его развитием и желаниями. Также требуется психологическая поддержка со стороны специалиста.

Медики рекомендуют маленьким пациентам с госпитализмом постепенно расширять круг общения, находить новых друзей. Этот вариант терапии идеален для детей, которые находятся в приютах.

Если ребенок вынужден находиться в стационаре, то следует обеспечить ему возможность регулярно видеться с близкими людьми. Посещения должны быть частыми и продолжительными, если не имеется серьезных противопоказаний. Благодаря этому симптомы заболевания начинают угасать.

В основе лечения ребенка от госпитализма находится психолого-педагогическая коррекция, которая должна иметь систематическую направленность.

Психологу необходимо постоянно заниматься с пациентом, доверять ему выполнение заданий, которые помогают тренировать память, мышление и внимание.

В результате такой работы можно добиться формирования у ребенка благоприятного эмоционального состояния. Он избавляется от тревог и переживаний, связанных с нахождением в стационаре.

В тяжелых случаях синдрома госпитализма пациенту может потребоваться медикаментозная терапия.

Детям назначаются лекарственные средства, действие которых направлено на улучшение эмоциональной стабильности ребенка и стимуляцию развития познавательных функций.

Дополнительно осуществляется лечение, которое позволяет подавить развитие соматических патологий, требующих, чтобы пациент находился в стенах медицинского учреждения.

Если от госпитализма страдает взрослый человек, то в первую очередь его терапия будет направлена на устранение основного заболевания, из-за которого он оказался в стационаре. После этого больному рекомендованы консультации грамотного психотерапевта, который поможет ему выявить причину своих беспокойств и благополучно с ней справиться.

Пациенту обязательно должна обеспечиваться забота и внимание со стороны близких людей. Без такой поддержки он будет долго добиваться выздоровления.

Источник: https://mozg.expert/sindromy/gospitalizm/

Госпитализм у детей и взрослых: причины, симптомы, профилактика

Госпитализм: причины и развитие синдрома, признаки, лечение

Госпитализм – это психологический термин, обозначающий серьезное нарушение психической деятельности  у детей или взрослых.

Такой феномен обусловлен дефицитом человеческого общения, узостью социальных контактов или полной изоляцией от общества.

Таким образом, госпитализм — это отставание в развитии детей или деградация эмоциональных и поведенческих реакций у взрослых.

Чаще обнаруживается в раннем, дошкольном и школьном возрасте. В юности, зрелости и старости встречается редко.

Наукой изучены случаи заболеваемости у детей, которые в силу тех или иных причин долго пребывали в госпиталях или других медицинских учреждений, интернатах или детских домах.

Взрослые пациенты страдают депрессиями и потерей интереса к окружающему миру.

Причины возникновения

Обоснования, вызывающие подобное явление носят на сегодняшний день чисто теоретический характер, исследований, которые подтвердили бы природу этого психического расстройства на практике пока нет.

Долгое время, наблюдая за детьми с госпитализмом, медики считали, что их состояние вызвано гиповитаминозами, ослабленным иммунитетом, плохим питанием и условиями содержания в казенных учреждениях.

Тщательно изучать отклонение начал американский психолог Рене Спиц. Автор понятия «госпитализм» в 40-х годах двадцатого столетия собрал и проанализировал десятки случаев заболевания у детей, проживавших в стационарах и домах ребенка.

Ученый опроверг предположение о том, что именно неблагоприятные условия содержания являются причиной отклонения в детском развитии, так как болезнь была обнаружена и у тех ребят, которые хорошо питались и получали должный уход. Поэтому исследователь сделал революционное предположение, что в основе госпитализма лежат внутренние неразрешимые конфликты в душе ребенка.

Вместе с группой единомышленников Спиц создал теорию о происхождении этого расстройства, используя учение Зигмунда Фрейда.

В итоге, пусковым механизмом госпитализма психологи стали считать отсутствие родительского тепла, любви и заботы в период новорожденности и младенчества. Разлука или отсутствие матери (отца) становится для малыша психологической травмой, последствия которой на подсознательном уровне отражаются на всей его последующей жизни.

Предположительно именно этот внутренний конфликт, неразрешенный и во взрослом возрасте может стать отправной точкой для проявления госпитализма у зрелых или даже пожилых людей.

Доказывая свою теорию, Спиц опирался на примеры, когда маленькие дети, выжившие в дикой природе и «воспитанные» животными, по возвращении в цивилизацию, так и не смогли развить навыки человеческого поведения и должного уровня общения с другими людьми.

Симптомы

Поскольку госпитализм это в психологии отставание в развитии для детей и деградация для зрелых людей, его признаки у данных возрастных групп несколько отличаются.

Детский госпитализм характеризуется:

  • отклонениями от нормальных показателей роста и веса, такие дети имеют определенный внешний вид — они низкие, худые, с неразвитой мускулатурой;
  • сложностями при осуществлении активных физических действий, малыши поздно осваивают ходьбу и неуверенно двигаются, бегают, держат руками и пользуются предметами быта;
  • обедненностью мимики и эмоциональных реакций, т.е. они не отвечают как должно на многие события в жизни, не могут смеяться над чем-то, радоваться новому, получать удовольствие от игр;
  • частыми монотонными движениями тела, конечностей, губ или глаз (раскачиванием головы из стороны в сторону, сжиманием разжиманием кистей, морганием и т.п.);
  • восприимчивостью к соматическим заболеваниям, малыши быстро «подхватывают» инфекции и тяжело переносят их, страдают многочисленными хроническими недугами;
  • задержкой речи;
  • недоразвитием интеллекта;
  • поздним освоением гигиенических навыков (горшка, мытья рук, душевых процедур).

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства?

  • отсутствие нормального общения с ребенком (игр, разговоров, обмена эмоциями);
  • плохой уход за малышами (игнорирование их потребностей, нежелание купать, переодевать, укладывать спать, кормить, сопровождать на прогулки).

Симптомы расстройства у взрослых

У данной возрастной группы причина госпитализма заключается в дефиците человеческого общения, изоляции. Поэтому случаи болезни часто обнаруживаются в тюрьмах, отдаленных от цивилизации населенных пунктах или в домах престарелых.

Такие люди, лишенные общества, полноценных дружеских и родственных связей становятся апатичными и безынициативными, не могут четко формулировать свои мысли и выражать их, а также дать ответную реакцию на положительные или отрицательные стимулы извне.

Они перестают читать, смотреть телевизор, выходить на прогулки, имеют застывший взгляд и отрешенное выражение лица, их конечности могут периодически подергиваться.

Лечение

Помочь людям с госпитализмом непросто, терапевтический эффект связан с выявлением психологической проблемы, запустившей механизм болезни.

Таких людей приходится заново обучать коммуникативным умениям, развивать мелкую моторику, обогащать эмоциональную сферу. Однако, как только обнаруживаются положительные сдвиги, пациентов можно пригласить на групповые занятия. И хотя это заболевание считается достаточно сложным, в некоторых случаях может быть достигнут прогресс и качество жизни пациентов существенно повышается.

Психологи и психотерапевты используют для детей и взрослых с госпитализмом арт-терапию, музыкальную, телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации, активно практикуется семейное консультирование с включением в процесс лечения родителей и близких людей.

Коррекция госпитализма требует комплексного подхода и участия в лечении педагогов и учителей. Детям необходимы специальные упражнения для тренировки внимания, двигательных навыков, мышления, памяти.

Медикаментозная терапия применяется редко, только в запущенных тяжелых случаях.

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/gospitalizm-u-detej-i-vzroslyh-prichiny-simptomy-profilaktika/

Помощь детям с диагнозом госпитализм

Госпитализм: причины и развитие синдрома, признаки, лечение

Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери.

Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году.

Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.

у взрослых

причины госпитального синдрома у взрослых, особенно у лиц пожилого возраста: длительное пребывание в закрытых учреждениях – специальных интернатах медицинского профиля (психоневрологические, туберкулезные, кожно-венерологические), в домах для престарелых, тюрьмах и колониях.

признаки патологии

Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:

После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.

Симптомы госпитализма воспитанников детских домов

В младенчестве (до 6 месяцев) у детей с нормальным фоном (без врожденных патологий) развитие протекает относительно своевременно. Но после полугода формирование вдруг замедляется, возникает острый феномен угасания.

Малыш вял, апатичен, избегает зрительных контактов, не реагирует на ласковое обращение и улыбки, не гулит, у него отсутствует «комплекс оживления». Кроха часто плачет, совершает хаотичные движения руками и ногами.

Наблюдается отставание в весе из-за плохого аппетита и нарушение сна. Дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить.

У детей 1–3 лет на главный план выходит нарушение развития коммуникативных навыков. Они поздно начинают говорить, первые слова – «дай», «пусти». Речь неразборчива, лишена интонаций. Малыши избегают общения, в ответ на которое плачут или проявляют агрессию.

В этом возрасте ребенок начинает совершать патологически привычные действия: сосет палец, края одежды, выдергивает волосы, грызет ногти, раскачивается, бьется головой о стену. Игрушки использует не по назначению. Предпочитает играть посторонними предметами. Ролевые игры, характерные для сверстников, отсутствуют.

Часто запаздывает развитие гигиенических навыков – малыш не удерживает стул и мочу.

У детей старшего возраста преобладают эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта, боязнь игрушек. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.

Если ребенка поместили в детдом не с рождения, а уже в сознательном возрасте, его адаптация проходит 3 этапа:

  1. Протест — малыш ищет мать, мечется, хочет убежать, кричит, плачет, отказывается от еды, игрушек, не спит.
  2. Истощение — обессиленное дитя впадает в апатию, никаких движений не совершает, мать не зовет, пытается осознать случившееся.
  3. Адаптация — ребенок начинает приспосабливаться к новой жизни.

Явление госпитализма у детей, помещенных в детские дома, проявляется нарушениями эмоционально-личностной, интеллектуальной, социальной сфер и получил название синдром сиротства.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, развиваются по иным механизмам, нежели их ровесники в семье с любящими родителями. Главным успехом нормального психического развития ребенка служит тесный контакт с матерью.

Дети в условиях институционализации вынуждены адаптироваться к жизни без любви и поддержки близких. С раннего возраста они привыкают сосуществовать в коллективе сверстников, подчиняться общим правилам, не иметь личного пространства.

У большинства из них поздно формируется или вообще не вырабатывается свое Я. У таких детей замечены неуверенность, скованность движений, бедная речь.

С самого детства и на протяжении всей жизни они испытывают повышенную потребность в ласке, внимании, что служит причиной формирования многочисленных психологических комплексов. Это затрудняет общение таких людей в зрелом возрасте, создает проблемы в адаптации: в учебе, на работе, в личной жизни.

Клиника госпитального синдрома при частичной депривации

У малышей 6–11 месяцев после внезапного ухода заботливой и любящей матери формируется анаклитическая депрессия, которая выражается плаксивостью, потерей аппетита, снижением веса, заторможенностью, нарушением сна, безучастностью к окружающему. Малыша ничего не радует.

Если мать возвращается в течение трех месяцев, психофизические нарушения восстанавливаются. При дальнейшем ее отсутствии симптомы закрепляются, возникает стремительное отставание в развитии. Полная отгороженность от окружающих напоминает проявления аутизма, олигофрении, что требует дифференциальной диагностики.

Критерием служит тот факт, что причины заболеваний различны.

Вегетативная депрессия. При эпизодическом появлении матери депрессия у ребенка протекает в относительно легкой форме. Вегетативные отклонения представлены нарушением сна, частыми срыгиваниями, потерей веса. У маленького человека есть надежда, что мама вернется, эпизодические ее появления не дают состоянию усугубиться.

Если приходы матери постепенно прекращаются, развивается следующая форма – соматизированная депрессия, при которой преобладают психосоматические расстройства.

Малыши не плачут, совершают бесцельные движения, не проявляют адекватных ситуации эмоций, не понимают условия игры. Дети постарше слишком послушны, молчаливы, ведут себя тихо, безучастно.

Если присмотреться к поведению, можно выявить характерную депрессивную триаду: снижение настроения, заторможенность речи вплоть до мутизма и движений вплоть до ступора.

Регрессивно–апатическая депрессия – самая тяжелая — возникает в далеко зашедших случаях соматизированного расстройства. Соматические явления исчезают, на первый план выходят регрессивные симптомы: тяжелая умственная отсталость, застывание в необычных позах, стереотипные движения.

Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

  • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
  • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
  • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

Лечение госпитализма у детей

Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений.

Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге.

Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.

Прогноз и профилактика

На исход борьбы с патологией влияют следующие факторы:

  1. Возраст, в котором произошла депривация (период до трех лет считается наиболее опасным).
  2. Был ли до депривации «светлый промежуток» – полноценное общение с матерью в домашних условиях – или малыш с рождения был помещен в детское учреждение.
  3. Навещает ли мать свое дитя и как часто.
  4. Степень интеллектуальных, эмоционально-личностных, поведенческих нарушений.
  5. Наличие сопутствующих заболеваний, осложнений.
  6. Находится ли ребенок под наблюдением специалистов, получает ли медицинскую и психологическую помощь.

Последнее время в мире отмечаются тенденции к деинституционализации. Дети помещаются в специальные учреждения только в крайних случаях.

Создаются «детские деревни» в которых малыши объединены по 5-6 человек в «семью» с «мамой», живут не в казенных условиях, а в обстановке, приближенной к домашней. Многие закрытые учреждения ликвидированы.

В больницах младенцу разрешается длительное время находиться вместе с мамой.

Есть надежда, что в будущем такое явление, как госпитализм, полностью искоренят.

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProSindrom.ru/psychopathology/gospitalnyj-sindrom.html

Здоровье человека

Госпитализм: причины и развитие синдрома, признаки, лечение

Госпитализм (от лат.

hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от близких людей и от дома; в широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента. Понятие «госпитализм» ввёл австро-американский психоаналитик Рене Шпиц в 1945 году применительно к детскому госпитализму. Госпитализм чаще всего наблюдался и более изучен у детей, однако он поражает также и взрослых.

Госпитализм у детей

Госпитализм как синдром патологии детского психического и личностного развития представляет собой результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации, психическую и физическую отсталость, возникающую вследствие дефицита общения и воспитания. По Р.

Шпицу, госпитализм у детей обусловливается преимущественно разлукой с матерью; он может возникать как в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, так и в условиях семьи, если матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.

В учреждениях с длительным пребыванием детей (дом малютки, недельные ясли, больницы, другие медицинские учреждения) возможны следующие факторы, приводящие к госпитализму: бедный психологический климат, недостаток человеческого внимания к ребёнку, недостаток эмоциональных проявлений со стороны персонала.

Эти факторы вызывают у детей так называемую эмоциональную недостаточность, оставляют их пассивными, не развивают у них нужных навыков, ловкости и умственных способностей.

При недостатках в гигиенической помощи и в уходе развиваются не только соматические расстройства (например, расстройство питания и инфекции), но и нарушения гармонического развития высшей нервной деятельности.

Признаки госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (например, раскачивание тела), сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям. Госпитализм во младенческом возрасте характеризуется следующими признаками: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр.

Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие. В крайних формах он может привести к тяжёлым психическим расстройствам (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда — к смерти.

Госпитализм у взрослых

Госпитализм у взрослых (хронически больных, особенно пожилого возраста) возникает при пребывании — повторном и в течение длительных периодов — в больничной среде.

Вследствие этих факторов пациент вживается в роль хронически больного, его пребывание в стационаре становится «стилем жизни».

Отвыкая от жизни за пределами больницы, человек порой прилагает значительные усилия для того, чтобы вновь вернуться в стационар.

По некоторым данным, после госпитализации у пожилых людей более интенсивно ухудшается память и нарушается мышление, чем до этого события.

Госпитализм в психиатрии

Под госпитализмом в психиатрии понимают ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре: явления социальной дезадаптации, утрата интереса к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания и др.

Известно, что длительное пребывание психически больных в закрытых стационарных учреждениях неблагоприятно влияет на прогноз заболевания.

Даже клинически удовлетворительная ремиссия не всегда сопровождается восстановлением социально-трудовой адаптации, и успехи этой адаптации тем меньше, чем дольше пациент находится в стационаре.

Длительное круглосуточное пребывание в психиатрическом стационаре повышает инвалидизацию больных, и чем меньше времени пациент находится в закрытом лечебном учреждении, тем больше у него возможностей сохранить социальные позиции.

Сформированный синдром госпитализма исследователи рассматривают как один из вариантов психического дефекта, в происхождении которого играет роль длительная социальная изоляция, чрезмерная зависимость от персонала отделения с угнетением собственной активности и длительный приём нейролептических средств. Присущие госпитализму апатия, аффективная уплощённость, отсутствие планов и надежд, манерность и стереотипии прежде ошибочно рассматривались лишь как проявление хронической шизофрении.

Отмечается, что тяжесть проявлений госпитализма нарастает по мере увеличения суммарной длительности стационарного лечения: для пациентов с относительно коротким периодом пребывания в стационаре, не превышающим 5—10 мес.

, характерны лишь единичные симптомы госпитализма; при продолжительности госпитализаций от 10 до 15 месяцев проявления достигают фазы формирующегося или фазы сформированного синдрома госпитализма.

Наибольшую выраженность синдром приобретает у лиц с длительными сроками (15 мес. и более) госпитализации.

У пациентов с непродолжительными сроками пребывания в стационаре даже при значительной длительности болезни наблюдаются либо отдельные симптомы госпитализма, либо фаза формирующегося синдрома; фаза сформированного синдрома госпитализма у таких пациентов не наблюдается. Исследователями сделан вывод, что длительное пребывание в психиатрических отделениях оказывает более деструктивное влияние на личность пациентов, чем собственно психическое заболевание.

Г. Путятин выделяет несколько клинических вариантов синдрома госпитализма:

  1. Синдром депривационной десоциализации.
  2. Синдром патерналистической зависимости или навязывания роли пациента.
  3. Синдром фармакогенного психоэмоционального и социального регресса личности.
  4. Смешанный вариант.

Признаки фармакогенного регресса личности, в отличие от других составляющих синдрома госпитализма, быстро и со значительной интенсивностью проявляются уже при первых госпитализациях в психиатрическую больницу, в то время как другие составляющие синдрома отсутствуют или выражены незначительно.

Основную роль в развитии фармакогенного регресса играют неблагоприятные побочные эффекты интенсивной нейролептической терапии, затрагивающие сферу личностного функционирования больных; играют роль также недостаточность использования психосоциальных форм реабилитационного вмешательства и терапевтическая резистентность пациентов, приводящая к полипрагмазии и назначению высоких доз психотропных средств.

Синдром фармакогенного регресса личности характеризуется зависимостью от длительного, клинически недостаточно дифференцированного применения психотропных средств.

Преобладает астеническая и апато-абулическая симптоматика в виде вялости, истощаемости, замедленной моторики с общей скованностью, монотонного и ригидного аффекта, безынициативности, ассоциативной тугоподвижности, притуплённости внимания.

Характерны бездеятельность, негативное отношение к включению в трудовые процессы и к выписке из больницы.

При коррекции медикаментозной терапии и снижении дозы психотропных препаратов глубина дефицитарных проявлений, как правило, уменьшается: пациенты становятся более живыми и подвижными, уменьшаются явления общей скованности, возрастает интерес к окружающей обстановке и собственной судьбе.

Начальные признаки синдрома патерналистической зависимости появляются при первых госпитализациях в психиатрическую больницу, при общей длительности стационарного лечения 10—15 месяцев и стабилизируются на уровне средней выраженности нарушений.

Синдром патерналистической зависимости представляет собой не только отражение процессуальной дефицитарной симптоматики, но и следствие систематической опеки и покровительства со стороны медицинского персонала.

Для этого синдрома характерны моральная ангедония, потеря интереса к практической деятельности, отвержение или боязнь усилий, отсутствие моторной активации, аффективное безучастие (отсутствие инициативы и любознательности, беспечность, однообразная монотонность поступков, «закостенелость» эмоций).

В конечном счёте этот вариант госпитализма способствует разрушению связей с окружающим миром, прекращению социальных отношений, разрушению межличностных связей.

Синдром депривационной десоциализации формируется с существенным отставанием от других вариантов госпитализма: его первые признаки проявляются после 5—10-месячного срока госпитализаций и достигают максимума у пациентов с наиболее длительным пребыванием в стационаре.

Основная предпосылка формирования синдрома депривационной десоциализации — длительная изоляция больных в психиатрических отделениях и дестимулирующее влияние условий больничной среды.

Для этого синдрома характерна утрата или значительное ослабление социальных, в том числе семейных и родственных связей, инициативы, побуждений к деятельности.

Патологическая адаптация к условиям стационара проявляется в ригидности психики и крайне упрощённом жизненном стереотипе больных; характерна полная несостоятельность в решении элементарных бытовых задач, взаимоотношениях с окружающими, нивелировка преморбидных особенностей личности. Постепенно нарастают беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в условиях внебольничной жизни, пассивность и безразличие к окружающей обстановке, эмоциональная опустошённость.

См. также

  • Депривация
  • Деинституционализация психиатрии
  • Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Нейролептические экстрапирамидные расстройства
  • Нейролептический дефицитарный синдром
  • Нейролептическая депрессия

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Овчаренко В. И. Госпитализм // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / под ред. Н. Д. Твороговой, ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  2. 1 2 3 4 Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1974. — С. 290—296.
  3. 1 2 3 4 Головин С. Ю. Госпитализм // Словарь практического психолога.
  4. 1 2 3 Госпитализм // Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма-пресс, 2004.
  5. Wilson RS; Hebert LE; Scherr PA et al. Cognitive decline after hospitalization in a community population of older persons (англ.) // Neurology (англ.)русск. : journal. — Wolters Kluwer (англ.)русск., 2012. — March 21. — DOI:10.1212/WNL.0b013e31824d5894.
  6. Блейхер В. М., Крук И. В. Госпитализм // Толковый словарь психиатрических терминов. — 1995.
  7. «Методические указания N 98/40 «Общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи» (утв. Минздравом РФ 21.01.1998). Правовая Россия.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Путятин Г. Г. Диагностические критерии и клиническая характеристика синдрома госпитализма у больных шизофренией // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2008. — № 3 (20).

Источник: https://rh-lens.ru/gospitalizm-v-psihologii/

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: