Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Содержание
  1. 4 терапевтические игры, которые помогут ребёнку справиться со стрессом – Телеканал «О!»
  2. Игра — язык детства
  3. «Вечер в зоопарке»
  4. «Бумажные снежки»
  5. «Воздушный шарик»
  6. «Капризный в ресторане»
  7. Что такое игротерапия и почему игры полезны для детей
  8. Функции игротерапии
  9. Показания к применению игротерапии
  10. Основные виды и формы игротерапии
  11. Групповая игротерапия
  12. Игровая комната в образовательном учреждении
  13. Требования к размерам, оформлению комнаты
  14. Требования к оборудованию
  15. Примеры упражнений для занятий в детском саду
  16. Жмурки
  17. Большой пес 
  18. Примеры игр для дома
  19. В заключение
  20. Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей
  21. Что такое «игротерапия»? Немного истории
  22. Цели игровой терапии
  23. Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?
  24. Виды и методы игротерапии
  25. Средства игротерапии
  26. Игротерапия для детей дошкольников
  27. Песочная игротерапия
  28. С кем ребёнку лучше играть?
  29. Разные игры – для разных целей
  30. Игры для улучшения психологического самочувствия
  31. Игры, помогающие в коррекции агрессии
  32. Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление
  33. Игры, помогающие в коррекции страхов
  34. Скачать книгу игротерапия общения
  35. Игротерапия для дошкольников: цели, методы и средства
  36. Роль игры в жизни ребенка
  37. Что такое игротерапия
  38. Результаты и возможности
  39. Как проходят консультации
  40. С чего начинать игру
  41. Примеры занятий в групповой и индивидуальной форме
  42. Домашняя игротерапия
  43. Может ли игра научить общаться?
  44. Методы игротерапии
  45. Игровая терапия при работе с детьми
  46. Техники и интервенции игровой терапии
  47. Игрушки
  48. Метафоры и сторителлинг
  49. Ролевые игры
  50. Творческие игры
  51. Воображение и фантазия

4 терапевтические игры, которые помогут ребёнку справиться со стрессом – Телеканал «О!»

Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Игра не только развивает, обучает и развлекает, но и помогает справиться с переживаниями и волнениями. Детский психолог и игротерапевт и эксперт программы «О! Дети» Александр Покрышкин рассказал «О!», как игровая терапия помогает снять стресс у ребёнка.

Александр Покрышкин, детский психолог и игротерапевт

Игровая терапия сегодня — это дерево разных методов, которое включает в себя и развивающие, и психотерапевтические приёмы. Изначально термин «игровая терапия» зародился в школе психоаналитика Зигмунда Фрейда.

Условно виды игровой терапии можно разделить на более директивные и менее директивные. Директивность зависит от степени вовлечённости взрослого: она проявляется, когда игротерапевт просит ребёнка выполнить какое-то упражнение, задание, поиграть в специальную игру.

А в недирективном методе ребёнок сам решает, что будет делать. Он свободно играет, а взрослый лишь помогает ему понять собственные действия и чувства. В любом подходе важно создать доверительную связь с ребёнком.

Если сделать это удастся, вероятнее всего, ребёнок при поддержке игротерапевта сможет справиться со стрессом.

Игра — язык детства

Природой устроено так, что в игре дети чаще всего воспроизводят собственный опыт, поэтому ситуации, которые их беспокоят, часто находят в ней отражение.

Взрослый человек, переживая стресс, не будет спать ночью, а ребёнок просто начнёт проигрывать одну и ту же историю раз за разом.

Не всегда переживания легко увидеть буквально, но по характеру игры можно понять, какие потребности есть у ребёнка: в признании, одобрении или преодолении стресса.

Игровую терапию могут проводить не только психологи, но и сами родители, правда, этому обязательно нужно учиться. Для таких занятий даже сделаны специальные наборы игрушек — это люди, животные, волшебные существа, дома, мебель.

В игротерапии нужно придерживаться двух правил: игра проводится только в определённое время, дети не могут взять игрушки с собой. Психолог должен сделать так, чтобы общение и проведённое время пошли на пользу малышу.

В недирективном методе взрослый не может задавать ход игры, предлагать какие-то варианты, хвалить, обучать, но он поддерживает тёплую атмосферу, внимателен к тому, что делает ребёнок, говорит о его чувствах.

Сама по себе свободная игра расслабляет ребёнка: он успокаивается, когда понимает, что рядом чуткий человек, который с уважением говорит о его переживаниях. Психолог помогает понять любую игру ребёнка и переводит действия малыша в слова. Благодаря этому у ребёнка появляется возможность посмотреть на себя со стороны и начать по-другому к себе относиться.

К сожалению, нет идеальной игры, которая поможет снять стресс у любого ребёнка. Упражнения будут отличаться в зависимости от темперамента детей. Нужно отталкиваться от личности ребёнка: для одного важно успокоиться, а для другого — выплеснуть свои эмоции наружу.

«Вечер в зоопарке»

Если нужно, чтобы ребёнок просто успокоился, используйте самое простое расслабляющее упражнение. Попросите малыша, чтобы он представил себя одним из засыпающих животных в вечернем зоопарке. Пусть он ворочается, как мишка, свернется калачиком, как лисёнок. Такая игра поможет ему почувствовать умиротворение и снизит уровень тревожности и раздражительности.

«Бумажные снежки»

Чтобы малыш сбросил напряжение, сделайте вместе с ним снежки из бумаги и побросайте ими друг в друга или в воображаемого врага. В результате ребёнок получит хорошую эмоциональную разрядку. Подвижные игры ещё полезны тем, что они помогают малышу проявить смелость и почувствовать уверенность в своих силах.

«Воздушный шарик»

В этой игре ребёнок изображает, как он надувается, словно воздушный шарик. Ещё он может представить себя в виде ростовой куклы, которая медленно встаёт, а затем постепенно сдувается. Это упражнение помогает почувствовать тело и снять нервное напряжение. Вы можете проделать его вместе с малышом.

«Капризный в ресторане»

Предложите понарошку заказать и съесть блюда в воображаемом ресторане, а потом немного покапризничать. Иными словами, создайте атмосферу, в которой ребёнок сможет выразить своё раздражение. Дайте волю эмоциям! Разрешите ему покривляться и высказать несколько негативных замечаний: «А это очень солёное!», «Фу, тут есть укроп». Эта игра освободит ребёнка от накопленных негативных эмоций.

Иногда родители предлагают игру в таком тоне, как будто это обязанность малыша, и тогда пользы от занятия не будет. Основная задача взрослого — увлечь ребёнка занятием так, чтобы он получал удовольствие от процесса.

Анастасия Куратова

Ingrid Balabanova, Oksana Kuzmina / Shutterstock.com

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11972

Что такое игротерапия и почему игры полезны для детей

Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир дошкольников. Наблюдение за малышами во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.

Игровая терапия призвана помочь маленькому пациенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле.

Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести.

Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности. Лучше, если процесс будет проходить в специально оборудованном помещении у психолога в детском саду.

Функции игротерапии

Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду:

  • Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя.
  • Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
  • Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно 

Показания к применению игротерапии

Работа психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами.

Как показала мировая практика, игровая терапия справляется со множеством диагнозов, кроме самых сложных случаев – полного аутизма или же неконтактной шизофрении.

Поэтому рекомендована игротерапия, если есть следующие показания:

  1. замкнутость и нежелание, невозможность общаться;
  2. фобии и инфантилизм;
  3. вредные привычки и асоциальность поведения;
  4. сверхпослушание со сверхконформностью и т.д.

Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.

Основные виды и формы игротерапии

Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

  • директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов;
  • недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверия.

2. По структуре материалов для игры:

  • структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
  • неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

3. По форме организации процесса:

  • групповая;
  • индивидуальная.

На занятиях в детском саду психологами используется игровая терапия той формы, которая оптимальна для достижения целей и задач, стоящих перед ними.

Групповая игротерапия

Для определения необходимой формы занятий в каждом конкретном случае анализируется потребность малыша в общении. Если она не сформирована, то будет выбрана индивидуальная, но при условии, что нет противопоказания – глубокой степени умственной отсталости.

Во всей остальных случаях предпочтительнее игровая терапия, которая позволяет детям непринужденно общаться друг с другом, наиболее полно раскрываясь. Но сначала необходимо убедиться, что у них нет противопоказаний к использованию такой формы занятий.

У ребят не должны наблюдаться следующие выраженные симптомы:

  1. сексуальное развитие, опережающее возрастные нормы;
  2. излишняя агрессивность, которую сложно унять;
  3. стрессовое состояние, в котором малыш может находиться на момент наблюдений за его игрой;
  4. асоциальное поведение, из-за проявлений которого могут пострадать окружающие дети;
  5. детская ревность.

Игротерапия в группе помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства.

Благоприятно на этом процессе сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре.

Целью работы специалиста является не вся группа, а ее участники в отдельности.

Оптимальное число играющих – 5 детей и 1 взрослый.

В возрасте ребят не должно быть разницы более 1 года. Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:

  1. становление положительной «Я-концепции»;
  2. воспитание ответственности за поступки;
  3. развитие навыков самоконтроля;
  4. закрепление способности принятия самостоятельных решений;
  5. обретение веры в собственное «Я».

Постепенно игровая терапия неструктурированная сменяются структурированной, позволяющей дошкольнику свободнее выражать свои волнения, чувства, вплоть до самых агрессивных. Значит, психологу будет легче их отслеживать и корректировать.

Игровая комната в образовательном учреждении

В детском саду, который отвечает современным запросам родителей, должна быть оборудована специальная комната для работы психолога с детьми. Для достижения оптимального эффекта от занятий она должна соответствовать определенным критериям.

Требования к размерам, оформлению комнаты

Для работы с одним дошкольником или группой из 2-3 ребят достаточно помещения с размерами 3,5 м на 4,5 м. Это необходимо для обеспечения удобного расстояния между взрослым и ребенком. Для групповых занятий, где число присутствующих более 4 человек, требуется не меньше 27 м2. Тогда риск получения травм при подвижных играх будет сведен к минимуму.

Для комфорта ребенка должны отсутствовать двери со стеклянными элементами и окна, расположенные на внутренних стенах, иначе – они должны иметь занавески или жалюзи. На пол целесообразно постелить линолеум, ковровое покрытие стелется только для соответствующих игр.

Надо исключить мрачные тона из интерьера, стены покрыть светлой моющейся краской: игротерапия должна вызывать положительные эмоции.

Требования к оборудованию

Жестко прикрепленные к стенам полки для игрушек размещаются не выше 1 м от пола: малыши должны иметь возможность проявить самостоятельность, при этом не навредив себе.

Идеально, если к комнате для занятий примыкает маленькая ванная комната. Оборудуется помещение столиками с деревянной поверхностью. Хороши также горки с выдвижными ящиками, особенно если на их поверхности можно рисовать и стирать.

Комната для занятий в детском саду оснащается следующими группами игрушек:

  1. передающие реальный окружающий мир – семья кукол, домик, транспорт, касса, марионетки;
  2. для самовыражения в творчестве и ослабления эмоций – глина, песок, вода, кубики, краски с палитрой;
  3. дающие возможность отреагировать агрессию – ружья, хищные животные, солдатики, резиновый нож.

Примеры упражнений для занятий в детском саду

Игротерапия применяется очень часто для преодоления детских страхов. Приведем несколько упражнений, которые направлены на эти цели.

Жмурки

Позволяют дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих, на ощупь его узнать, четко назвав имя.

Большой пес 

Помогает справиться со страхом перед животными, неуверенностью. На стул усаживается ведущий, который изображает лохматое животное, притворяясь, будто спит. Остальные детки подходят медленно, будят его четверостишием:

Посмотрите – страшный пес

Спит, уткнувши в лапы нос.

А давайте-ка, разбудим:

Мы узнаем, что же будет.

Пес на последних словах должен проснуться и броситься ловить детей. Их задача – убежать, не стать пойманными.

Примеры игр для дома

Естественно, что полноценные занятия должен проводить специалист, но родители могут оказать неоценимую помощь ребенку, общаясь и играя с ним. Чем можно занять дошкольника вне детского сада? На помощь придут всем нам знакомые упражнения.

  • Забавы в песочнице. В песочнице, во время игр на свежем воздухе моделируются из влажного песка с помощью разных формочек, лопаток самые причудливые формы.
  • Магическое зеркало. Сидя напротив, малыш и мама (папа) повторяют друг за другом жесты и мимику, как отражения в зеркале.
  • Снеговики. Родители с ребенком изображают из себя снеговиков, постепенно тающих вплоть до самой лужи.
  • Болото. Можно вырезать из бумаги специальные кочки, размером с две ступни, а можно воспользоваться просто газетами и устраивать гонки по комнате, перемещаясь только по таким безопасным местечкам, стараясь не попасть на пол, ставший болотом.

В заключение

  1. Подобная игровая терапия не отнимает много времени дома, но приносит много пользы. Таких игр существует большое количество;
  2. Совместные усилия специалистов в детском саду и родителей должны быть скоординированы, направлены на оказание эффективной помощи ребенку для преодоления его трудностей;
  3. Игротерапия является очень эффективным инструментом для этих целей. Главное – не оставлять малыша один на один с его страхами и проблемами, вовремя диагностировать их наличие у ребенка, оказать действенную помощь.

Источник: https://szabotoi.ru/vospitanie/igroterapiya

Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей

Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор.

А главное, делают все это в интересной форме без принуждения.

 Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

Что такое «игротерапия»? Немного истории

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция.

    Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.

  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом.

Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства.

Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга.

Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя.

Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:

  • замкнутость и необщительность;
  • наличие скрытых и навязчивых фобий;
  • непослушание или сверхпослушание;
  • вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
  • налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
  • агрессивное поведение;
  • нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
  • отсталое развитие речи;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя.

В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента.

Для этого имеются различные программы игротерапии.

Средства игротерапии

В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:

Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых малыш сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Песочная игротерапия

Игры с песком работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.

  1. Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
  2. Развивается фантазия.
  3. Выстраиваются социальные связи.
  4. Улучшается координация.
  5. Стимулируется мелкая моторика.
  6. Поднимается настроение.

Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями.

Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками.

Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Скачать книгу игротерапия общения

Предлагаем  книгу «Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Автор Панфилова М.А.»  СКАЧАТЬ  

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/igroterapiya-dlya-detej-metody-vidy-igry-i-uprazhneniya.html

Игротерапия для дошкольников: цели, методы и средства

Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Игра у детей всегда связана с яркими эмоциями. Ребенок, чувствуя себя свободным, раскрывает свои представления о реальности. Но часто в ней присутствуют страхи, переживания и комплексы, с которыми сложно справиться маленькому человеку. Игротерапия поможет выявить проблему, найти причины и мягко устранить.

Роль игры в жизни ребенка

Чтобы понять детей и найти правильный подход, нужно увидеть мир их глазами, ведь так часто взрослые воспринимают малышей своей уменьшенной копией! Но люди старшего возраста способны выразить мысли словами, а для дошкольников, особенно самых маленьких, это умение недоступно. Пока их язык – игра. И именно на нем они рассказывают о тревогах, радостях и мыслях.

Нет необходимости заставлять или учить детей играть. Все происходит спонтанно, с удовольствием, без какой-либо цели – это абсолютно естественный процесс. Но это не только развлечение, а также способ, с помощью которого малыши начинают знакомиться с окружающим миром и учатся в нем жить.

Что такое игротерапия

Для дошкольников – это один из эффективных методов работы. Именно игры и игрушки оказываются инструментами разрешения конфликтов и выражения чувств. С ними связаны моменты жизни, когда малыш чувствует себя в безопасности и может контролировать собственную жизнь. Манипулируя ими, дети более точно выражают отношение к ровесникам, взрослым или событиям.

Малыш начинает лучше разбираться в своих чувствах, учится принимать решения, повышает самооценку и практикует навыки общения. Игротерапия у дошкольников – это и физическая активность. Через игру они расходуют энергию, учатся взаимодействовать с окружающими.

Результаты и возможности

Игротерапией успешно корректируются:

  • агрессивность и тревожность;
  • страхи и низкая самооценка;
  • проблемы с обучением и коммуникацией;
  • сверхэмоциональное напряжение и переживания личного характера (несчастные случаи, развод родителей и другие).

Благодаря терапии игрой можно добиться того, что ребенок:

  • научится справляться с психологическими травмами и текущими проблемами;
  • получит возможность выразить и преодолеть накопленные эмоциональные переживания и трудности;
  • станет более уверенным, спокойным и доброжелательным;
  • сможет выражать эмоции правильным способом.

Как проходят консультации

Игротерапия для дошкольников проводится в присутствии психолога или педагога. Он направляет ребенка, акцентируя проблему, или помогает решить ее самостоятельно. Иногда во время сеанса выявляются проблемы, которых взрослые не замечали до настоящего момента.

На консультациях нередко присутствуют и родители – этот момент особенно важен тревожным или застенчивым детям.

С чего начинать игру

Есть несколько особых моментов и, чтобы получить максимум пользы, их нужно соблюдать.

Самое важное – уважать личность малыша. Учитывать его желания, не заставлять играть в то, что ему не хочется. Потому игра должна быть естественной и проходить в приятной атмосфере уважения и доверия друг к другу. В процессе обязательно наблюдать за ребенком и его эмоциональной нагрузкой. Нельзя допустить переутомления!

  1. Активное. Организатором является игротерапевт. Например, он предлагает выбрать игрушки, которые вызывают ассоциации с тревогой или страхом. После разыгрывается проблемная ситуация, в которой дошкольник проявляет себя. Игра идет по заранее составленному плану с четким распределением ролей. В результате создаются конфликтные моменты, а ребенок успешно решает их.
  2. Пассивное. Терапевт не направляет игру и не участвует в ней. Ведущая роль предоставляется ребенку, который проигрывает ситуацию. Конечно, в результате он самостоятельно приходит к решению проблемы, ведь когда проблему можно увидеть со стороны, то и решение дается легче. Цель участия взрослого в упражнениях игротерапии для дошкольников – дать детям оставаться собой, благодаря чему возможно их самовыражение, освобождение от страхов и эмоционального напряжения.

Каждый из вариантов призван решить свои задачи.

Групповая форма помогает каждому ребенку оставаться собой, параллельно выстраивая отношения со взрослым и остальными участниками. Наиболее эффективна работа в группе из 5-8 человек примерно одного возраста.

Особенность подхода в том, что оценивается не группа в целом, а каждая личность отдельно. Дети наблюдают друг за другом, стремятся участвовать в игре, примеряя на себя различные роли. Они получают свободу и самостоятельно оценивают свое поведение и возможности.

Такой вариант игротерапии для дошкольников является наиболее предпочтительным, поскольку в нем отсутствуют общие задачи, но важны отношения участников друг с другом.

Индивидуальная форма применяется, если у малыша отсутствует потребность в общении со сверстниками или он находится в стрессовом состоянии. Эффективно проводить ее в присутствии родителей, чтобы помочь им наладить отношения с ребенком, совершенствовать их, а также понять и принять его.

При индивидуальной работе игротерапевт взаимодействует с дошкольником. Отказ от доминирования, ограничений, оценивания, любого вида агрессии или вмешательства поможет установить с ребенком дружеские отношения, а он, почувствовав себя свободнее, сможет более четко выразить свои чувства и эмоции.

Родители, поняв принцип, смогут подключиться позже или дома.

Примеры занятий в групповой и индивидуальной форме

Упражнения и игры для игротерапии дошкольников могут быть направлены на коррекцию различных проблем.

Например, для приобретения опыта сотрудничества отлично подойдет задание „Построим домик”. Используют картонные коробки, краски, ножницы, клей. Совместное занятие в группе предполагает распределить роли, а дело по силам найдется для каждого.

Чтобы выстроить доброжелательные взаимоотношения, можно поиграть в „Комплимент”. Дети ходят по залу, а сталкиваясь, говорят друг другу приятные слова, глядя в глаза. Позже добавляются рукопожатия или объятия.

Для создания сплоченности группы подойдет задание „Паутина”. Участники садятся по кругу. Взрослый, сообщив какую-либо интересную деталь о себе, зажимает край нити в руках и передает клубок ребенку напротив. Тот должен назвать имя и/или рассказать про себя.

Так, в результате бросания нити из рук в руки, получается запутанная паутина. Распутывая, каждый передает клубок в обратном порядке, называя следующего участника. Завершая, можно обсудить, чья история понравилась больше или произвела впечатление.

Индивидуальные игры для игротерапии дошкольников не менее эффективны. Например, ребенку предлагается обвести руку и на каждом пальце написать качество, которое в себе нравится. На месте ладони добавить, что не нравится. Упражнение дает возможность лучше понять себя, а терапевту – проблему, с которой продолжит работать.

Домашняя игротерапия

Родители нередко задаются вопросом о том, возможно ли использование дома игротерапии для дошкольников. Упражнения и игры абсолютно реально подобрать и в этом случае. В привычной обстановке ребенок чувствует себя максимально расслабленным, и сеанс окажется более действенным.

Можно попросить ребенка изобразить членов семьи. При этом важны использованные цвета, расположение людей, появление посторонних или отсутствующие близкие. Обсуждение рисунка поможет понять переживания.

Психологи приводят множество примеров, когда благодаря такому способу удалось предотвратить множество проблем и сгладить конфликты в семье. Например, девочка рисовала одного из родителей маленького размера и в стороне от других. Оказалось, она не чувствовала любви и поддержки этого близкого человека.

Или мальчик изображал девочку без рук. Когда выяснилось, что его постоянно обижает старшая сестра, родители сумели немедленно отреагировать. Многие проблемы „вырастают” в семье, и никогда не поздно заняться их решением.

Доступна в домашних условиях и ролевая игра. В ней несложно определить, что нравится ребенку, а что пугает или беспокоит. Например, если куклы или прочие герои дружат, находятся в отличном настроении, как правило, его ничего не беспокоит.

В случае если на протяжении игры у игрушек между собой часто возникают конфликты, скорее всего, придется искать проблему в реальной жизни. Можно задавать ребенку наводящие вопросы, чтобы узнать о нем больше.

К примеру – что любит делать эта кукла? Что для нее самое вкусное? Чего она боится?

Доступные совместные занятия помогают создать эмоциональную близость, успокоить малыша и развеять его тревоги.

Может ли игра научить общаться?

Многие родители и педагоги отмечают, что современным детям становится все сложнее найти общий язык друг с другом. В результате они не могут выстраивать отношения, чаще ссорятся и замыкаются в себе.

Общие интересы, задания, совместные действия способствуют возникновению гармоничных отношений между сверстниками. Для этого важно уметь выражать собственное состояние словами, мимикой, жестами, а также распознавать эмоции окружающих.

К сожалению, не всегда ребенку удается с легкостью овладеть навыками коммуникативной компетентности. Недостаточное развитие подобных умений может стать барьером для свободного общения и познавательной деятельности, что замедлит развитие ребенка как личности.

Скорректировать проблему возможно средствами игротерапии. Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников происходит благодаря совместным занятиям. Дети легко начинают общаться, развивая речь и получая новые навыки.

Основные приемы включают объединение детей и создание доброжелательной обстановки вокруг них. Все предполагаемые игры строятся не на соперничестве, а на отношениях партнерства: хороводы, игры-забавы.

Например, интересна игра „Секретик”, когда ведущий раздает каждому из волшебного сундучка маленький секретик (мелкую игрушку, бусину, красивый камушек), который нельзя показывать другим. Дети ходят и уговаривают друг друга показать свою „драгоценность”.

Взрослый помогает, но в игре у участников просыпается фантазия и они пытаются найти общий язык и подходящие слова и доводы.

В игре „Рукавички” ведущий раскладывает несколько пар черно-белых бумажных рукавичек, а дети должны найти „свою пару”, а потом вместе раскрасить одинаково. Игроки, справившиеся первыми, побеждают. Участникам предстоит найти похожую деталь и договориться, какие цвета выбрать.

В игротерапии для дошкольников подобные задания помогают найти новые способы устанавливать контакты и партнерские отношения, а также получать удовольствие от общения. В дальнейшем такие умения пригодятся, чтобы жить комфортно в обществе людей, легко понимать других и самому быть понятым.

Для детей любого возраста и с любой проблемой, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, можно подобрать подходящие занятия.

Методы игротерапии

Для успешного достижения целей используются кукольные театры, подвижные игры, песочные столы. Одним из самых новых является такой метод игротерапии дошкольников, как настольная игра.

Важны все этапы, начиная от подготовки.

Например, для агрессивных детей будет полезно участвовать в ее создании – они придумывают правила, рисуют отдельные элементы, а замкнутые дошкольники уже на этапе подготовки включаются в игру.

Для развития коммуникации дошкольников с ОВЗ игротерапия также предполагается использование настольных игр. Они привлекают детей красочностью, способствуют формированию произвольного внимания, учат соблюдать правила. Можно немного усложнять игру, чтобы тренировать навыки счета, чтения, распознавания образов или цветов.

Поле представляет собой игру-ходилку с разноцветными кружками, каждый из которых предполает задание определенного вида (комплименты участникам, продолжить фразу или закончить короткий рассказ, загадать и изобразить с помощью мимики действие).

Игровая терапия при работе с детьми

Игротерапия для дошкольников упражнения и игры

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Сегодня мы поговорим о том, как она применяется при работе с детьми, но для начала немного общей информации.

Суть данной методики лежит в применении терапевтического воздействия игры для содействия человеку в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию.

Игровые ситуации дают возможность:

  • показать способы решения конфликтных ситуаций
  • изменить неблагоприятные черты характера
  • рассеять проявления фобий

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

В этой статье мы преимущественно будем рассказывать об играх, которые направлены на лечение психологических трудностей детей и подростков. Дети испытывают сложности с тем, чтобы описать терапевту свои мысли и чувства, но в игре они способны «показать» свои мысли, желания, переживания и страхи.

игры, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и организации – все это имеет значение для сбора информации и постановки диагноза терапевтом.

Подводим итог: игровая терапия – это тип лечения, где терапевты позволяют клиентам (которые часто, но не всегда дети) играть во время сеансов.

Специалисты не просто сидят с клиентами и задают им вопросы об их проблемах.

Игра же может быть как недирективной, когда клиент играет с игрушкой, чтобы снять стресс, так и директивной, когда пациент должен рассказать историю о своей семье при помощи кукол.

Идея игровой терапии заключается в том, чтобы позволить клиенту чувствовать себя более комфортно. При помощи человек больше склонен выражать себя, чем в традиционном сеансе терапии.

Техники и интервенции игровой терапии

Существует много упражнений в игровой терапии. Они делятся на следующие типы:

  • недирективная терапия;
  • директивная терапия;
  • игры с куклами и другими игрушками;
  • игры с эмоциональной составляющей;
  • рисунки с эмоциональной составляющей;
  • живопись с целью эмоционального выражения;
  • метафоры и истории;
  • ролевые игры;
  • творческие игры;
  • игры на воображение и фантазию.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

Игрушки

Игра с мячом: в сеансе групповой терапии терапевт просит детей по очереди бросать мяч. Каждый, кто его ловит, должен рассказать о чем-то, что делает его счастливым.

Игра с плюшевой игрушкой: терапевт дает ребенку плюшевую игрушку, чтобы успокоить его во время сеанса.

Игра с куклами: терапевт может использовать детскую куклу для моделирования позитивных, воспитательных действий для ребенка или позволяет ему играть с куклой, чтобы увидеть, какие у него инстинкты.

Игрушечный телефон: терапевт дает ребенку один игрушечный телефон, второй оставляет у себя. Затем начинает задавать вопросы, связанные с терапией. Скорее всего, ребенку будет проще раскрываться при помощи косвенного метода общения. Если ему неловко, он может «повесить трубку».

Волшебная палочка: терапевт дает ребенку волшебную палочку и просит загадать три желания. Как правило, одно их желаний связано с реальной проблемой, с которой он сталкивается.

Кубики: терапевт выстраивает стену из кубиков и просит ребенка бросить в нее мяч. Это помогает ребенку сбросить напряжение и злость.

Метафоры и сторителлинг

Метафоры: терапевт кладет десятки игрушек перед ребенком и просит его выбрать те, которые соответствуют членам его семьи. Это помогает без слов выяснить, что он думает о них и что чувствует.

Техника черепашки: терапевт дает ребенку игрушку в виде черепашки и объясняет, что когда та расстроена из-за чего-то, она останавливается, забирается в свою раковину, закрывает глаза и делает три глубоких вдоха. Он просит повторить эти действия, что помогает ребенку обрести простой, но эффективный метод управления гневом.

Эмоциональный термометр: ребенок получает эмоциональный термометр, показывающий диапазон эмоций от 0 (с улыбающимся лицом) до 10 (с хмурым лицом).

Терапевт просит его перечислить некоторые события из прошлого и указать, какой градус эмоций он испытывал.

Вопросы могут быть такими: «Какие события позволяют тебе себя чувствовать, как это улыбающееся лицо? Как насчет хмурого лица? А как насчет середины?».

Сторителлинг: терапевт просит ребенка рассказать историю из своей жизни, которая начинается со слов «Когда-то давным-давно…». Эта история может показать некоторые страхи и надежды ребенка.

Экстернализация: ребенок и терапевт работают вместе, чтобы создать персонажа, представляющего одну из его проблем. Например, дракон может означать страх. Затем терапевт задает вопросы о проблеме, не обращаясь напрямую к страху ребенка, вытесняя ее к дракону.

Книготерапия: если проблема ясна, терапевт находит книгу или историю, которая ее представляет, и показывает решение. Читая ребенку эту историю, терапевт может периодически спрашивать: «Ты когда-нибудь испытывал нечто подобное?».

Ролевые игры

Ролевая игра: ребенок и терапевт обыгрывают ситуацию, которая представляется проблемной. Это, к примеру, может быть первый день в школе. После игры ребенок понимает, что беспокоиться ему не о чем.

Костюмированная игра: ребенок играет роль короля или королевы. Затем терапевт просит его сказать, что он хочет сделать со своей властью. Это показывает тайные желания.

Игра в маски: терапевт просит ребенка сделать два коллажа (маски) из журналов. Коллажи такие:

  • первая маска («внешняя») – это то, как ребенок видит мир;
  • вторая маска («внутренняя») – это то, как ребенок видит себя.

Супергерой: терапевт просит ребенка нарисовать супергероя с суперспособностями, которые он сам хотел бы иметь. Задача в том, чтобы объяснить, что сильные стороны ребенка столь же полезны.

Творческие игры

Раскрась свою жизнь: терапевт и ребенок сотрудничают для того, чтобы выяснить, какие цвета вызывают какие чувства или настроение. Например, синий – для грустного, красный – для сердитого, желтый – для счастливого. Затем терапевт может просить ребенка нарисовать шкалу своей жизни, используя цвета для представления чувств. Можно также разбить чувства на категории.

Глиняная игра: терапевт дает ребенку кусок глины и позволяет делать с ним все, что он захочет. Ребенок может использовать ее для снятия стресса или вылепить вещи, которые для него важны или беспокоят его.

Свободное рисование: терапевт дает ребенку лист бумаги и карандаши, просит нарисовать что угодно. Затем он задает открытые вопросы о рисунке.

Рисунки о травме: терапевт просит ребенка нарисовать событие из своего травматического опыта. Например, о землетрясении. После этого ребенок может скомкать лист бумаги, чтобы выбросить воспоминание из своей головы.

Мандала: это схематическое изображение, которое используется в буддистских и индуистских практиках. Терапевт дает ребенку шаблон, который нужно разукрасить. Цвет он может выбрать по своему усмотрению. Это способствует творчеству и расслаблению.

Нарисуй семью: терапевт просит ребенка нарисовать картину своей семьи. Как только все будет готово, можно попросить его поговорить с каждым членом семьи. Это укажет на наличие скрытых проблем.

Воображение и фантазия

Управляемое изображение: терапевт спрашивает, какие кошмары снятся ребенку. Задача здесь – объяснить ему, что можно изменить кошмар, если это не очень приятный опыт. Для этого терапевт должен придумать счастливый конец. Все это поможет ребенку понять, что можно управлять своим воображением, чтобы справляться со своими эмоциями.

Техника «Мир»: терапевт дает ребенку поднос, наполовину заполненный песком, и десятки игрушек, в том числе людей, фэнтезийные фигуры и декорации.

Из всего этого ребенок может построить собственный мир. После того как «мир» готов, терапевт задает вопросы об этом мире.

Идея состоит в том, что мир, созданный ребенком, может включать темы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.

Кукольный домик: терапевт дает ребенку кукольный домик и несколько кукол, представляющих членов его семьи. Затем он просит ребенка смоделировать четыре разных повседневных сценария в своем реальном доме: время сна, обеда, игры и уборки, чтобы узнать больше о взаимоотношениях в семье.

Игр может быть множество, и описывать все нет особого смысла. Достаточно сделать вывод: поскольку игра считается языком детей, она может быть лучшим способом узнать о них и их тревогах, чем традиционная беседа. Словом, лучшего терапевтического метода не найти.

Поэтому если вы видите, что ваш ребенок испытывает определенные трудности или проблемы, обратитесь к специалисту по игровой терапии.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/children-play-therapy/

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: