Интериоризация в психологии и педагогике – части психики

Интериоризация в психологии и педагогике – лечение

Интериоризация в психологии и педагогике – части психики

Человек рождается личностью или становится ею по мере своего взросления? Нет однозначного ответа, который бы указывал на то, что человек развивается по одному сценарию. Интериоризация, используемая в психологии и педагогике, говорит о том, что сначала человек должен получить знания и опыт во внешнем мире, чтобы преобразовать его в свой внутренний компонент.

Всем людям с детства говорят о том, чтобы они учились на чужих ошибках. Однако уже много веков прошло, а люди продолжают ошибаться так же, как это делали их предки. Почему человек не может учиться на чужих ошибках? Почему опыт других людей в большинстве своем остается ему неинтересен?

На чужих ошибках тяжело учиться, поскольку у человека всегда есть маленькая надежда на то, что вот он-то точно не совершит подобных ошибок. Все люди мнят себя лучше других. Это ни хорошо и ни плохо. Просто следует понимать, что все люди подвержены автоматизму – когда не они руководят своими поступками, а их эмоции и подсознание управляют ими.

На чужих ошибках тяжело учиться, потому что человек думает, что он так точно не поступит. Есть люди, которые действительно не совершают одних ошибок. Но ведь есть другие ошибки, которые они все-таки совершают! Таким образом, человек, пока сам не попробовав и не пережив страдания, не научится, потому что будет думать, что «он не такой», «он другой».

Почему именно на своих ошибках человек приобретает опыт? Не обязательно на ошибках приобретается опыт. Просто, когда человек начинает что-то делать, он может ошибиться или все сделать правильно.

В любом случае это будет опытом. Ничего не делать – тоже опыт, но с получением нулевых результатов.

А когда человек начинает что-то новое познавать и делать, тогда он периодически совершает ошибки от незнания и неопытности.

Не только на ошибках люди получают опыт. Не только чужие истории показывают, что нужно и чего не нужно делать. Когда человек начинает действовать, к чему-то стремиться, тогда он получает самый ценный опыт, основанный на его пробах, ошибках, разочарованиях и радостях.

Что такое интериоризация?

В процессе жизни люди постоянно совершают ошибочные действия. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок точно не прошел через те страдания, который испытал он сам.

Обучение, назидание, советы – все это способы передачи взрослыми людьми своего опыта другим (зачастую детям), чтобы те смогли направлять свои силы на более интересные действия.

Однако процесс интериоризации всегда подразумевает под собой сначала испытание определенных эмоций, а потом уже их понимание.

Читайте еще:  Обсессия – что это такое простыми словами, как избавиться

Что такое интериоризация? Сайт психологической помощи psymedcare.ru определяет его как переход внешнего во внутреннее. Это получение жизненного опыта, который становится частью психики человека. Поскольку данный термин встречается редко, многие люди не знают его значения.

Интериоризация происходит различными способами. Самым первым из них является воспитание, когда родители начинают передавать своим детям ценности, знания, умозаключения и прочие выводы на счет того мира, в котором они живут.

Под социальной интериоризацией понимается получение знаний, которые приобрело общество, и преобразование их в свои индивидуальные. Так, человек становится способным представлять то, чего не видит в данный момент, мысленно перемещаться в прошлое или будущее, воображать картины, с которыми никогда не сталкивался. Все эти познания он получил от других людей, после чего сделал своими личными.

Процесс интериоризации присущ только людям. Животные не могут выйти за пределы той ситуации, которая происходит с ними на данный момент. Люди же посредством слова передают свой опыт друг другу, позволяя познавать то, чего они сами не видели или не испытывали.

У каждого человека есть свои взгляды на то, как устроен мир, в котором он живет.

Все живут на одной планете, но вот как он функционирует, как люди взаимодействуют между собой, что такое хорошо и что такое плохо, у каждого человека свое мнение на этот счет. Люди сходятся в некоторых взглядах.

Но нет двух людей, чьи мнения абсолютно по любому вопросу совпадают. Это связано с тем, чему учило окружение того или иного человека и какой опыт у него есть лично.

С самого детства каждому ребенку его собственные родители говорят, что такое хорошо и что такое плохо. Как нельзя и как нужно, что в себе развивать и что лучше не делать, к чему стремиться и о чем мечтать, а что не достойно вашего внимания – обо всем этом вам рассказывают ваши собственные родители.

Пока вы являетесь маленьким ребенком, вы полностью доверяете опыту своих родителей, к которым подключаются ваши родственники, воспитатели и учителя. Вам говорят, что родителей нужно слушаться, учителя дают полезные знания, а бабушки и дедушки правы.

И вы, поскольку не имеете своего личного опыта, перенимаете опыт взрослых.

Но по мере своего взросления вы сталкиваетесь с трудностями и болезненными для себя ситуациями. Вам хочется совершить поступок, но внутренний голос вашего родителя говорит: «Это – плохо». Почему вы хотите совершить плохой поступок? Ваши друзья вам не запрещают его совершать, а, наоборот, даже подталкивают попробовать свои силы. И вы делаете.

В разных ситуациях вы получаете разные результаты. Бывает, что вы приходите к выводу о том, что ваши родители говорили правду. «Не нужно было этого делать, родители мне говорили об этом». Но бывает так, что вы пробуете совершить «запрещенный прием» и получаете желаемый для себя результат.

«Родители были неправы? Возможно» — и вы понимаете, что другие люди, какими взрослыми и долго живущими ни были, тоже могут ошибаться.

С каждым годом вы понимаете, что лучше набираться своего опыта, который основан на ваших конкретных жизненных ситуациях, а не собирать опыт других людей, которые априори живут не так, как вы, и ведут себя иначе.

Читайте еще:  Лекарство от стресса, депрессии, раздражительности

Есть люди, которые стараются руководствоваться чужим опытом.

Таким людям гораздо болезненнее воспринимать ситуации, когда чужой опыт не дает им успеха по жизни. Они совершают вроде бы правильные поступки, но успех не достигается.

Почему? Потому что они пользуются чужим опытом, который основан на чужих взглядах, поступках, реакциях, выводах и даже комплексах.

Но есть люди, которые понимают, что чужой опыт – это хорошо, но свой опыт более правильный и объективный. Они сами пробуют свои силы, сами набивают шишки, сами тестируют и экспериментируют. Потому что никто, кроме самого человека, не может сказать, что для него будет хорошим и что — плохим.

Многие психологи дают свои определения понятию интериоризация. Выготский понимал его как преобразование внешней деятельности во внутренний стержень. Другими словами, человек сначала действует, сталкивается, переживает, а потом формируются определенные умозаключения, выводы, мировоззрение и даже качества характера.

Интериоризация в психологии

В психологии под интериоризацией понимается  формирование психики человека под влиянием окружающей среды. Зачастую здесь речь идет о межличностных отношениях, когда человек начинает относиться к себе так, как к нему относятся другие люди.

В процессе формирования психики личности активно участвуют эмоции. Человеческое общение и отношения складываются на эмоциях, чувственности. Вот почему так сложно становится избавиться от зависимости, которая проявляется в постоянном подчинении мнений других людей.

Зависимость от мнения окружающих – это признак незрелой личности. Следует понимать разницу между зависеть от мнения окружающих и прислушиваться к мнению других людей.

Зависимость от точки зрения окружающих проявляется в том, что у вас резко меняется настроение от слов людей, вы меняете свои цели и желания в зависимости от сказанного ими, готовы отказаться от желаемого лишь бы только нравиться другим.

Так, к примеру, мужчина любит женщину, но друзья уговаривают его, чтобы он с ней разошелся. В итоге мужчина расходится с любимой женщиной. Или, например, женщина чувствует себя красивой и сексуальной, но вдруг ей кто-то говорит, что она непривлекательна.

Ее настроение падает, и она плачет.

Прислушиваться к мнению окружающих проявляется в том, что вы слушаете точку зрения других людей, но окончательное решение принимаете сами.

Вы готовы услышать чье-то мнение, послушать совет, узнать полезную информацию, но потом сопоставляете полученные знания с тем, что думаете сами по поводу своего вопроса. И в итоге вы приходите к тому выводу, который считаете наиболее лучшим и подходящим.

Вы готовы как согласиться с мнением окружающих, так и полностью его не учитывать, если понимаете, что другие люди ошибаются по поводу вас.

Читайте еще:  Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Люди, которые зависят от мнения окружающих, то есть готовы чуть ли не поменять свою жизнь из-за слов других людей, являются незрелыми. Эти люди остались детьми, которые не ощущают себя сильными, ответственными и готовыми самим решать свои проблемы.

Эти люди готовы идти на поводу капризов других и делать многое, что те хотят. Это значительно отличается от спокойного поведения зрелой личности, которая имеет свое мнение, но готова послушать и мнение окружающих. Однако точка зрения окружающих является дополнительной информацией, над которой можно подумать.

Но окончательное решение принимает сам человек в зависимости от того, что он считает правильным для самого себя.

Процесс интериоризации происходит за счет постоянного контакта человека с другими людьми, подчинения их мнению, делая его своим, или игнорирования, что также становится полезным опытом.

Интериоризация в педагогике

В педагогическом процессе интериоризация осуществляется посредством общения и деятельности взрослого с ребенка.

Здесь выделяют такие этапы:

  1. Воздействие на ребенка посредством слова.
  2. Усвоение ребенком способов обращения к нему и попытки влиять с помощью слов.
  3. Воздействие ребенка на самого себя.

Простыми словами данный процесс можно описать как постоянное повторение родителями, что ребенку необходимо делать, а затем самоконтроль ребенка в соответствии с теми убеждениями, которые были навязаны ему родителями.

Так, многие люди не могут совершить какие-то действия, поскольку помнят, как их родители говорили, что так нельзя поступать.

У некоторых даже может произноситься голос родителя в голове, который запрещает или разрешает что-либо делать.

Итог

Под интериоризацией называется влияние окружающей среды на человека с целью формирования у него определенных качеств, навыков и настроения. Многое зависит от того, насколько сильно человек поддается данному влиянию. Итогом становится создание человека таким, каким его хочет видеть окружение, если только он не контролирует процесс своих изменений и трансформаций.

Следует отметить, что интериоризация происходит под влиянием и окружающих обстоятельств. Попадая в определенные ситуации, человек чувствует, действует, думает, что влияет на то, какой личностью он выйдет после ее разрешения.

Источник: https://hydeysnami.ru/psihologiya/interiorizaciya-v-psihologii-i-pedagogike/

Словарный запас: ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

Интериоризация в психологии и педагогике – части психики

Жизнь в мегаполисе наделяет нас определёнными чертами характера. Почему это происходит?

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Интериоризация — превращение структур внешней деятельности, социальных отношений, культурных значений, ценностей и норм в структуры психики. (Словарь антропологических терминов)

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Борис Степанов — кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ, доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ

Понятие «интериоризация» не является специфическим для городских исследований. Оно довольно активно используется в социальных науках, психологии и педагогике, причём во всех случаях это слово имеет целый спектр значений.

В психологии понятие «интериоризация» обычно используется для объяснения того, как некоторые формы психической активности возникают в процессе перехода от действий, имеющих внешнее выражение, к чисто внутренним действиям, связанным с высшими психическими функциями.

Классическим примером является исследованный Львом Выготским процесс возникновения внутренней речи.

В некоторых психологических концепциях — у того же Выготского или у французского психолога Пьера Жане — делается попытка провести параллель между психическим становлением отдельного человека и культурно-исторической эволюцией человеческой психики в целом.

В социологии понятие «интериоризация» используется для характеристики того, как человек осваивает содержание социальной жизни.

Так, в концепции французского социолога Эмиля Дюркгейма это понятие описывает процесс превращения внешних норм во внутренние императивы человеческого поведения, а в символическом интеракционизме Джорджа Герберта Мида — процесс освоения системы социальных ролей, играющий важнейшую роль в формировании самосознания.

Интересный пример теории, развивающей идею интериоризации, — концепция «процесса цивилизации» немецкого социолога Норберта Элиаса. Анализируя формирование общества, Элиас показывает, что усложнению социальной структуры соответствовало появление более сложно организованного типа человека.

Эта степень сложности связана с интериоризацией контроля над различными аспектами поведения и психики — начиная от телесных функций (в том числе таких, как сморкание или испускание газов) и заканчивая этикетом, агрессией и эмоциями.

Ярким свидетельством развития этой способности к самоконтролю можно считать позднесредневековые руководства по этикету: их авторы считали необходимым подробно проговорить те мельчайшие правила, без освоения которых сегодня невозможно представить нашу повседневную жизнь.

Именно обретая способность к самоконтролю, человек осознаёт себя таким индивидом, совокупность которых и составляет современное общество.

Иллюстрируя свою концепцию, Элиас приводит в том числе городской пример.

Он противопоставляет дорогу эпохи Средневековья с её неинтенсивным движением и разбойниками на улице современному городу, где опасность нападения минимальна, а движение, напротив, очень интенсивно: «Тут и там с огромной скоростью проносятся автомобили; пешеходы и велосипедисты пытаются протиснуться между грузовиками; на крупных перекрёстках стоят регулировщики, чтобы с большим или меньшим успехом контролировать и регулировать движение. Но всё это внешнее регулирование основывается на том, что каждый индивид должен сам точнейшим образом регулировать своё поведение в соответствии с нуждами всего переплетения связей в целом. опасность для человека, исходящая от другого человека, состоит в том, что кто-то в этом движении вдруг утратит самоконтроль». Этот пример симптоматичен, поскольку именно города становятся пространствами, где вырабатываются, а затем усваиваются все те многочисленные условности и приёмы, владея которыми, современный человек не выпадает из ткани повседневности.

Большую роль в интериоризации этих навыков играют различные медиа — сначала литература и отчасти живопись, а затем фотография, кино и новые медиа.

Продолжая пример с улицей, можно вспомнить классический фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», запечатлевший динамичную и фрагментированную среду советского города 20-х годов.

Используя изощрённые техники съёмки и монтажа, этот фильм был призван научить человека схватывать поток городской жизни и, соответственно, стать посредником в интериоризации этой способности.

 

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Человек как личность приобретает способность интериоризировать социальное действие, иными словами, превращать образцы реакций «других» на ту или иную ситуацию в собственные внутренние мотивы к действию.

Внутренняя психическая деятельность есть результат интериоризации внешней физической деятельности.

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

Ключевой темой эссе о Москве является упразднение частной сферы через обобществление. В противовес этому в своём анализе Берлина и Парижа он делает акцент на интериоризации социальной жизни и эротики в частной жизни городского буржуа.

(Пояснение: в этой цитате из книги Г. Гиллоха о Вальтере Беньямине слово «интериоризация» используется в значении «перемещение в частную, домашнюю сферу». Однако в русском гуманитарном обиходе такое употребление будет звучать не вполне корректно.

)

Источник: https://strelkamag.com/ru/article/vocabulary-intriorisation

Интериоризация в психологии и педагогике – части психики

Интериоризация в психологии и педагогике – части психики

Человек рождается личностью или становится ею по мере своего взросления? Нет однозначного ответа, который бы указывал на то, что человек развивается по одному сценарию. Интериоризация, используемая в психологии и педагогике, говорит о том, что сначала человек должен получить знания и опыт во внешнем мире, чтобы преобразовать его в свой внутренний компонент.

Всем людям с детства говорят о том, чтобы они учились на чужих ошибках. Однако уже много веков прошло, а люди продолжают ошибаться так же, как это делали их предки. Почему человек не может учиться на чужих ошибках? Почему опыт других людей в большинстве своем остается ему неинтересен?

На чужих ошибках тяжело учиться, поскольку у человека всегда есть маленькая надежда на то, что вот он-то точно не совершит подобных ошибок. Все люди мнят себя лучше других. Это ни хорошо и ни плохо. Просто следует понимать, что все люди подвержены автоматизму – когда не они руководят своими поступками, а их эмоции и подсознание управляют ими.

На чужих ошибках тяжело учиться, потому что человек думает, что он так точно не поступит. Есть люди, которые действительно не совершают одних ошибок. Но ведь есть другие ошибки, которые они все-таки совершают! Таким образом, человек, пока сам не попробовав и не пережив страдания, не научится, потому что будет думать, что «он не такой», «он другой».

Почему именно на своих ошибках человек приобретает опыт? Не обязательно на ошибках приобретается опыт. Просто, когда человек начинает что-то делать, он может ошибиться или все сделать правильно.

В любом случае это будет опытом. Ничего не делать – тоже опыт, но с получением нулевых результатов.

А когда человек начинает что-то новое познавать и делать, тогда он периодически совершает ошибки от незнания и неопытности.

Не только на ошибках люди получают опыт. Не только чужие истории показывают, что нужно и чего не нужно делать. Когда человек начинает действовать, к чему-то стремиться, тогда он получает самый ценный опыт, основанный на его пробах, ошибках, разочарованиях и радостях.

Интериоризация – психология

Интериоризация в психологии и педагогике – части психики

Интериоризация – это процесс формирования структур психики человека благодаря приобретению жизненного опыта. Понятие происходит от французского «intériorisation», что в переводе означает переход снаружи вовнутрь, и от латинского «interior», которое означает внутренний.

Сам термин интериоризация и синонимы к нему встречаются очень редко. Это специфический термин, применяющийся зачастую только в соответственном контексте.

Поэтому синонимы к слову интериоризация, как таковые отсутствуют и только в редких случаях его используют вместе со словом «переход», что означает, соответственно, переход из внешнего во внутреннее.

Перед тем как определенное сложное действие усваивается человеческим разумом, оно реализуется извне. Благодаря интериоризации люди могут говорить о себе, представлять себя и что очень важно думать про себя, не мешая другим.

Социальная интериоризация означает заимствование базовых категорий индивидуального сознания из общественного опыта и представлений. Данное состояние выражается в способности человеческой психики оперировать образами каких-либо предметов, которые отсутствуют в поле зрения в настоящий момент.

Это могут быть предметы, объекты, явления, события, с какими когда-либо человек имел взаимодействие, или же он может воображать себе что-то, что он даже никогда не видел, конструировать события, которые могут произойти, или когда-то происходили.

Человек может выходить за границы данного момента, события могут передвигаться в прошлом и будущем, во времени и пространстве.

Понятие интериоризации характерно только по отношению к людям, животные не обладают такой способностью, их мозг не имеет возможности выйти за рамки имеющийся ситуации. Инструментом интериоризации является слово, а средством перехода от ситуации к ситуации является речевое действие.

Слово выделяет и фиксирует важнейшие свойства вещей и способы, выработанные человеческой практикой, которыми оперируется информация. Поведение человека выходит из-под действия внешней ситуации, которая до этого определяла поведение животного.

Правильное употребление слов способствует усвоению значимых свойств вещей, явлений и способов управления информацией. Благодаря процессу интериоризации, человек с помощью слов способен перенимать опыт всего человечества, а также предыдущих поколений, или опыт людей неизвестных, отдаленных на сотни и даже тысячи километров.

В отечественной науке этот термин Выготский ввел первым. Он считал, что все функции человеческой психики формируются, как внешние, социальные формы коммуникации людей в виде трудовой или иной деятельности.

Понятие интериоризации Выготский понимал, как преобразование внешних действий на внутренний осознанный план человека. Развитие психики начинается извне под влиянием социальных факторов, имеющихся в обществе.

Коллективные формы деятельности встраиваются путем интериоризации в человеческое сознание и становятся индивидуальными. После Выготского Гальперин занялся изучением этого явления и положил его в основу планомерного поэтапного образования. Ницше понимал это понятие по-своему.

Он говорил, что инстинкты, которые не выходят наружу, все равно проявляются, но изнутри – это он и называл интериоризацией.

Интериоризация это в психологии

В психологии интериоризация — это трансформация структуры предметной деятельности во внутреннюю структуру личности. Преобразование интерпсихологических отношений в интрапсихологические. То есть межличностные отношения переходят в отношения самого себя с собой.

Понятие интериоризации применялось также П. Гальпериным в формировании умственных действий.

Интериоризация в психологии это процесс понимания внутренней природы определяющего действия, как производной от практической деятельности.

При интериоризации очень меняется деятельность, особенно ее операционная часть.

Социальная интериоризация выражается в процессе общения, когда психические процессы модифицируются под ее влиянием, поскольку общение в «латентном» виде содержится в этих процессах. Структура психических функций имеет сходство с процессом общения. Это происходит потому, что формирование психических функций происходит в раннем онтогенезе во время интериоризации процесса коммуникации.

В процессе интериоризации в психике человека формируются глубинные, устойчивые и синхронические структуры. Это своего рода социальные механизмы, которые определяют характер «вышележащих» психических процессов (эмоциональных, когнитивных). Поэтому выходит, что интериоризация является социальным механизмом психики.

Интериоризация и восприятие личности, переход на внутренний план гуманистических ценностей, формирование собственной ценностной ориентации невозможно в осуществлении только на сознательном уровне. Активную роль играют в этом процессе эмоции.

Эмоциональная сторона данного процесса была исследована и подтверждена многочисленными исследованиями, в которых выражается то, что социальные ценности могут восприниматься не только сознанием, интеллектуальным мышлением, но еще чувствами и эмоциональностью.

Даже если взять понимание общественного значения, то оно непросто как бы сопровождается, а окрашивается чувственностью. Участие чувств может определить реальность принятия такого значения самой личностью, а не его пониманием в общем.

Таким образом в процессе интериоризации общечеловеческих ценностей требуется учитывать диалектическое единство социального и индивидуального, когнитивного и чувственного, интеллектуального и эмоционального, рационального и практического. Такая цельность говорит о достаточно высоком уровне развития ценностной направленности личности.

Это в свою очередь позволяет избирательно относиться к явлениям, окружающим предметам, событиям, адекватно их воспринимать и давать оценку, устанавливать как субъективную, так и объективную ценность, ориентироваться одинаково в духовной и материальной культуре.

Интериоризация в равной степени без преимущественного отношения к какому-то психическому процессу (памяти, восприятию) определяет социальные формы всех процессов.

Интериоризация имеет результаты, относящиеся к восприятию социокультурной информации (они проявляются особенно наглядно), все то, что человеком воспринимается (в широком и узком смысле этого понятия), оно принимается в социальных формах. В результате формируется ряд стойких социальных психических структур, которые формируют сознание. Также результатом есть формирование на основе сознательно определенных подробно описанных, внутренних действий.

За результатами интериоризации наблюдается особенность структур психических процессов, которая отличается от структуры таких же процессов животных.

Предпосылкой для процесса интериоризации есть неосознанный внутренний план, который в процессе качественно меняется, поскольку формируется план сознания.

С одной стороны интериоризация происходит в процессе общения, с другой стороны происходит во время перевода действия из внешнего плана на плоскость внутреннего, умственного.

Данный процесс имеет тесную связь с общением. Во время поэтапного формирования умственных действий в рамках общения между теми, кто формирует и теми, у кого формируют, интериоризация имеет важное место в данном формировании.

Исключительно в процессе общения усваиваются интериоризированные знаки. Но онтогенез все равно определяет структуру, в этой структуре отражается их происхождение. Ситуация, которая имеет интериоризующуюся структуру, есть общением, и ее структура имеет в себе свернутое общение под названием диалогизм.

Диалог, который является скрытым механизмом психических функций, имеет большое значение. Скрытый диалог или общение рассматриваются, как компоненты в глубинной интериоризированой структуре психики. Функция означивания несет в себе отношения по типу субъект-субъект, то есть имеет диалогическую структуру.

Интериоризация сопряжена с экстериоризацией, противоположным к ней понятию. Экстериоризация происходит от французского «exteriorisation», что значит проявление и латинского «exterior», что в переводе значит внешний, наружный. Экстериоризация – это процесс, в котором внутренние умственные действия переходят в наружные развернутые предметно-чувственные действия.

Интериоризация и экстериоризация в психологии развития играют важную роль. Чтобы выработать у ребенка определенное умственное действие, например сложение, его нужно первоначально показать ребенку, как внешнее действие, то есть экстериоризовать его.

Уже в такой экстериоризованной развернутой форме внешнего действия оно и формируется.

Только потом в процессе его постепенного преобразования создается обобщение специфического сокращения звеньев, изменение уровней, на которых оно выполняется, осуществляется его интериоризация, то есть его трансформация во внутреннее действие, которое уже полностью протекает в уме ребенка.

Интериоризация и экстериоризация в психологии, в деятельностном подходе являются механизмами, с помощью которых приобретается общественно-исторический опыт.

На основании изучения этого опыта родилась мысль о происхождении интериоризации психических процессов, деятельности сознания человека из внешней практической деятельности.

Любой вид деятельности человека (учебная, трудовая, игровая) связан с применением орудий, инструментов, средств труда, с созданием общественно важных продуктов. Социальный опыт невозможно передать без выражения его во внешней форме, через речь, демонстрацию.

С помощью этого личность способна к восприятию и переносу на себя опыта поколений. Этот процесс — это не обычное перемещение, копирование наружной деятельности во внутренний план человека. Это формирование сознания, совместного знания, общего с сознанием других людей, раздельного с ними, воспринимаемого человеком и другими в одном понимании.

Процесс интериоризации возникает из того, что высшие психические функции начинают развиваться, как внешние формы деятельности, а уже в процессе интериоризации эти функции трансформируются в психические процессы.

Фундаментальные положения процесса интериоризации можно описать в нескольких постулатах. Структура психических функций раскрывается лишь в процессе генезиса, когда они уже сложились, структура становится неразличимой и уходит вглубь.

Формирование психических процессов раскрывает истинную сущность явления, которого первоначально не было, но в процессе интериоризации он создался и начал развиваться.

Сущность явления, которая начала проявляться не может объясняться через физиологические процессы или логические схемы, но способна проявить себя, как беспрерывный процесс, даже после прекращения воздействия какого-то явления и этот процесс не останавливается. Через интериоризацию начинает происходить превращение внешних признаков во внутренний план деятельности.

Такой процесс не происходит изолированно и самостоятельно. Нормальное развитие психики возможно в условиях наличия общения с близкими людьми. Благодаря интериоризации человек учится выстраивать мыслительные планы, разрабатывать варианты решения ситуаций. Таким образом личность обретает способность мышления абстрактными категориями.

Интериоризация это в педагогике

Понятие интериоризация Выготский наиболее активно развивал в направлении педагогической психологии. Он предположил, что формирование базовых социальных структур в сознании личности совершается во время общения.

В этом процессе основным моментом является сформированная символически-семиотическая функция психики, благодаря которой личность способна к восприимчивости окружающего ее мира через особенное «квазиизмерение» — систему значений и смысловое поле.

В процессе интериоризации создается символико-семиотическая функция.

Интериоризации поддается совокупность социальных связей в какой она выражена, в виде структуры общения взрослого и ребенка. Такая структура, которая выражается знаками, интериоризируется в психике ребенка. Результат этого процесса проявляется в том, что структура психики опосредствуется через интериоризированные знаки и формируются основные структуры сознания.

Данный процесс происходит во время формирования психики ребенка и имеет несколько стадий. На первой стадии взрослый вербально воздействует на ребенка, побуждая его к определенному действию.

На втором этапе ребенок осваивает способ обращения к нему и делает попытки воздействовать с помощью слов.

На третий стадии ребенок способен самостоятельно воздействовать словом на себя. Описанные стадии хорошо проявляются в развитии детской эгоцентрической речи.

Формирование личностного компонента предполагает приобретение системы гуманистических норм и ценностей, которые составляют основу гуманитарной культуры. Процесс насаждения этих ценностей в образовательном процессе имеет большое социальное значение.

От этого зависит возможная перспектива в гуманизации образования, смысл которой заключается в обеспечении сознательного выбора человеком духовных ценностей, на их основе сформировать устойчивую индивидуальную систему морально-ценностных гуманистических ориентаций, характеризующих мотивационно-ценностное отношение человека.

Ценность может стать объектом надобности человека в том случае, если реализовывается целенаправленная деятельность организации, отбора предметов и отмечается создание условий, вызывающих необходимость сознания ее и оценки личности.

Так воспитание может быть рассмотренно, как организованный социальный процесс интериоризации человеческих ценностей.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/interiorizatsiya-psihologiya.html

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: