Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Содержание
  1. Кто такой нейропсихолог и чем он занимается: количество занятий
  2. Сейчас выделяют:
  3. Кому нужно заниматься с нейропсихологом?
  4. Сколько длится занятие с нейропсихологом?
  5. Как часто надо заниматься?
  6. Какова длительность курса?
  7. Если ребенок ходит к нейропсихологу
  8. Профессия нейропсихолог — что лечит, чем занимается, сколько зарабатывает, обязанности
  9. Особенности профессии
  10. Когда нужно обращаться к нейропсихологу
  11. Важные качества
  12. Нейропсихолог — все о врачебной специальности
  13. Вузы
  14. Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой – Когда следует обращаться к нейропсихологу?
  15. Нейропсихология занимается выявлением и коррекцией тех нарушений в психике и поведении людей, которые вызваны неравномерным или неправильным развитием различных отделов мозга
  16. Тяжелая беременность, трудности при вынашивании плода, болезни матери, физические и психологические перегрузки и стрессы, перенесенные ею, употребление табака, алкоголя, сильнодействующих лекарственных препаратов, нездоровая экологическая среда, – все это способно нарушить нормальное развитие мозга еще не родившегося ребенка
  17. 13. имеет проблемы в речевом развитии
  18. Нейропсихолог — перспективная профессия для психолога
  19. Кто такой нейропсихолог
  20. Чем нейропсихолог отличается от других специалистов
  21. Врачи
  22. Не врачи
  23. Как стать нейропсихологом
  24. Где работать нейропсихологу
  25. Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться – Подавлен
  26. Зачем обращаться к нейропсихологу
  27. Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?
  28. Когда обратиться?
  29. В каких случаях нужна помощь нейропсихолога
  30. На какой возраст рассчитана программа нейропсихологической коррекции?
  31. Как это работает?
  32. Из чего состоит специальный комплекс упражнений?
  33. Совет родителям
  34. Важные моменты
  35. Нейропсихолог: что это за специалист и чем он занимается
  36. Контингент клинического психолога
  37. С какими проблемами следует обращаться к такому психологу?
  38. Методы исследования в нейропсихологии
  39. Результаты обследования

Кто такой нейропсихолог и чем он занимается: количество занятий

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

 “Кто такой нейропсихолог, и в чем заключается суть его работы?»
задаются этим вопросом родители, уже не раз сталкиваясь с рекомендациями нейропсихологической коррекции со стороны врачей, учителей и мам других детей.

Нейропсихология – это практическое направление психологии, возникшее ещё в середине 20 века, первооткрывателем которой был Александр Романович Лурия, советский ученый, врач, психолог, педагог, который занимался изучением и восстановлением больных, получивших травмы головного мозга. Разумеется, со временем нейропсихология развивалась и теоретически, и практически, но по-прежнему в ее основе лежат принципы работы головного мозга, открытые А.Р. Лурия. 

Сейчас выделяют:

  1. детскую сенсомоторную коррекцию (например, по программе А.В.

    Семенович),

  2. сенсорную интеграцию (для самых маленьких детей, неговорящих или с расстройством аутистического спектра),
  3. взрослую нейропсихологическую коррекцию (например, восстановление моторики, речи и других высших психических функций после инсульта).

Суть метода нейропсихологической коррекции заключается в активизации сразу нескольких мозговых структур, что впоследствии при регулярных занятиях ведёт к образованию новых нейронных связей.

А, как известно, результат любой нашей деятельности, будь то процесс запоминания, концентрация внимания, контроль эмоций или развитие речи – это сложный процесс взаимодействия нейронов между собой. 

Нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, впоследствии повысивший свою квалификацию до клинического психолога), знающий особенности развития детского мозга, владеющий методом сенсомоторной коррекции, специалист, который может грамотно провести нейропсихологическую диагностику, выделив дефицитарные зоны, требующие “подпитки”, и составить индивидуальную программу занятий для каждого отдельного случая.

Кому нужно заниматься с нейропсихологом?

В данной статье освещаются проблемы детской нейропсихологии, поэтому случаи с коррекцией взрослых мы опустим, несмотря на их актуальность.
Итак, если ваш ребенок:

  • не говорит (ещё не сформирована простая фразовая речь в 3 года);
  • регулярно устраивает “истерики”, имеет повышенную эмоциональную возбудимость;
  • в младшем школьном возрасте имеет выраженные трудности чтения, письма (дислексия, дисграфия, пропускает, путает буквы при письме, меняет слоги местами и т.д);
  • получил “приговор” об аутизме, СДВГ ;
  • не обладает развитой мелкой и крупной моторикой, неуклюж;
  • забывчив, невнимателен, “витает в облаках”;
  • плохо спит, быстро утомляется;
  • испытывает трудности планирования собственной деятельности, сниженную мотивацию (в школьном возрасте) –

тогда имеет смысл обратиться к нейропсихологу за консультацией

Иногда за вышеперечисленными проблемами могут стоять серьезные неврологические нарушения, поэтому пренебрегать медицинской помощью нельзя.

Сколько длится занятие с нейропсихологом?

Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов “выкладываться” более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в центре “Счастливый человек” одно занятие длится 50 минут.

На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса.

Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг.

Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.

Как часто надо заниматься?

В среднем, необходимо посещать психолога 2-3 раза в неделю, а дома ежедневно повторять упражнения. Пример, как проходит занятие у нейропсихолога, можно посмотреть в видеогалерее сайта . 

Какова длительность курса?

Программа курса занимает от полугода, иногда требуется около 1 года. Все зависит от трудностей конкретного ребенка и регулярности выполнения “домашней работы”. Очень не рекомендуется бросать занятия спустя 1-2 месяца после начала. Процесс уже запущен, чревато его резко прекращать.

Однако возможен экспресс-вариант, когда занятия проводятся каждый день, и тогда результат появляется гораздо быстрей. Но такие занятия возможны только в летний период.

Если ребенок ходит к нейропсихологу

При посещении  нейропсихолога  (продолжая аналогию с тренировкой мышц пресса) нужно придерживаться «диеты»: ребенок должен получать хорошее сбалансированное питание, соблюдать режим сна-бодрствования, также он должен отдыхать. К сожалению, это понимают не все родители, стараясь занять ребенка как можно большим количеством дополнительных занятий: английский, музыкалка, танцы, гимнастика, робототехника, бокс…

Это все очень хорошо, но в меру: необходимо давать ребенку отдыхать. У него должен быть хотя бы один день в неделю, когда он будет свободен: поиграть, во что он хочет, пообщаться с ребятами во дворе, побегать и “побеситься” вдоволь, посмотреть мультики, словом, разгрузиться.

Зачастую процесс коррекции необходимо сочетать с медикаментозным лечением у невролога, а также с курсом массажа , БОС – терапией . С детьми дошкольного возраста обязательно нужно проводить развивающие занятия .

Центр “Счастливый человек” собрал команду квалифицированных специалистов, осуществляющих комплексный подход, который всегда работает намного лучше и быстрее, чем если бы один специалист долго-долго работал с ребенком, не учитывая всех возможностей коррекции и развития. Поэтому если есть необходимость подключить нескольких специалистов к процессу коррекции, это имеет смысл, ведь тогда мы будем “бить четко по мишени”. Нет ничего важнее здоровья, тем более самых близких людей.

В центре “Счастливый человек” первая консультация любого специалиста бесплатная. Здоровья вам и вашим деткам!

Автор статьи нейропсихолог Строкова А.С.

Источник: https://happy-person.ru/blog/kto-neiropsixolog/

Профессия нейропсихолог — что лечит, чем занимается, сколько зарабатывает, обязанности

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Нейропсихолог – это врач, изучающий строение и функции мозга, высшие психические, физиологические и патологические процессы, поведение человека.

В основе нейропсихологии лежит идея о пластичности мозга, его компенсаторном потенциале. Иными словами, врач-нейропсихолог может подобрать упражнения для коррекции возникающей проблемы. Но компенсировать можно далеко не все.

Головной мозг формируется индивидуально, приобретая в процессе развития как слабые, так и сильные стороны.

Главной задачей нейропсихолога является выявление этих сторон и разработка индивидуальной коррекции нарушений, приводя их к балансу.

Врач-нейропсихолог занимается коррекцией восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, координации пациентов, помогая их развитию, саморегуляции или восстановлению.

Также в обязанности специалиста входит обследование психики, выявление очагов поражения в головном мозге в результате болезни, травм, интоксикации ЦНС, поиск способов коррекции патологии.

Реабилитационные программы подбираются, как правило, в индивидуальном порядке и предполагают целый комплекс лечебных мероприятий.

Особенно востребован детский нейропсихолог, поскольку он помогает развить функции психики малыша в нужном направлении, учит правильному поведению, помогает адаптироваться к условиям социума, в котором растет ребенок.

Нейропсихолог часто работает с детьми

Особенности профессии

Работа нейропсихолога помогает клиенту адаптироваться к тем условиям жизни, в которых находится в данный момент. Официально выделяют две отрасли нейропсихологии: взрослая и детская.

Вторая является более молодой и развивается очень быстро, пока что не имея официального ответвления.

Именно поэтому для детских проблем с психикой в нейропсихологии используются те же методы диагностики, что и для взрослых.

Чаще всего нейропсихологи работают с детьми, которые страдают от:

  • ДЦП;
  • нарушения процессов контроля собственного поведения, а также внимания (такое явления квалифицируется как синдром дефицита внимания, а также гиперактивности);
  • трудностей в процессе социализации (адаптации к обществу);
  • повышенной утомляемости;
  • замедленного процесса усвоения школьной программы.

Также этот специалист помогает детям с ограниченными умственными способностями врожденного характера или же тех, которые появились в течение жизни, к примеру, после травм.

Для каждого ребенка нейропсихолог подбирает особую обучающую программу, благодаря которой и возможна эффективная коррекция функций психики.

Она заключается в выполнении разнообразных заданий, направленных на улучшение внимания, памяти и др.

Клинический психолог в области нейропсихологии работает и со взрослыми пациентами. Они прибегают к помощи этого специалиста после поражений нервной системы, которая пострадала в результате заболеваний, физических и психологических травм. Важно помнить: этот специалист не является доктором.

Когда нужно обращаться к нейропсихологу

Консультация нейропсихолога необходима лицам, у которых присутствуют:

  • нарушения речи и слухового, зрительного или тактильного восприятия;
  • проблемы с мышлением, памятью, вниманием или произвольной регуляцией движений;
  • проблемы с контролированием эмоций.

Показать ребенка нейропсихологу рекомендуется, если ребенок:

  • испытывает затруднения при чтении, письме или счете;
  • плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться;
  • страдает нарушениями речи;
  • импульсивен, плохо себя контролирует, очень медлителен или гиперактивен;
  • не ориентируется, где правая и левая рука после 6 лет;
  • отличается «зеркальностью» при письме;
  • быстро утомляется;
  • отстает в развитии;
  • не реагирует сразу на обращение к нему взрослых;
  • не может выделить существенные признаки предметов (величина и т.д.);
  • плохо выполняет домашние задания, если работает самостоятельно.

Особенно актуально обращение к врачу, если ребенок имел травму головного мозга, родовую травму, перенес операцию под общим наркозом или тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Важные качества

Касаемо человеческих, а не профессиональных качеств, представителю этой профессии требуется уметь расположить к себе пациента и установить с ним доверительные отношения.

Обязательным условием является наличие эмпатии, но при этом умения абстрагироваться, не пропуская проблемы пациента через себя.

Также необходимо иметь устойчивую нервную систему, так как в практике нередко попадаются трудные случаи заболеваний.

Нейропсихолог должен уметь работать с детьми, поскольку именно они составляют большую часть от всего количества пациентов. Необходимо терпение и выдержка.

Кроме того, представителю этой профессии потребуется постоянное повышение квалификации и самообучение. Преимущественная часть исследований в сфере нейропсихологии публикуется на английском, поэтому важно владеть знаниями этого языка. Кроме того, на различных семинарах международного уровня на этом языке можно будет обменяться опытом со специалистами из других стран.

Нейропсихолог — все о врачебной специальности

Нейропсихолог – это врач, который корректирует работу человеческой психики. Результатами его деятельности является восстановление речевых навыков, нормализация восприятия и мышления. Такой специалист тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами, что способствует улучшению процесса восстановления.

У современных детей отмечается возрастание различных патологий, поэтому появилась необходимость в образовании детской нейропсихологии. Она направлена на сравнение и изучение развития психических функций при различных видах заболеваний, соотнося их с нормой. Основными причинами развития патологий являются родовые травмы, сбои в процессе формирования эмбриона, различные врожденные отклонения.

Вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Источник: https://beltiko.ru/terminologiya/nejropsiholog-eto-2.html

Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой – Когда следует обращаться к нейропсихологу?

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Когда следует обращаться к нейропсихологу?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего понять, чем занимается нейропсихология и какие проблемы помогает решать специалист нейропсихолог.

Нейропсихология занимается выявлением и коррекцией тех нарушений в психике и поведении людей, которые вызваны неравномерным или неправильным развитием различных отделов мозга

Дело в том, что за каждую психическую функцию человека отвечает определенный участок головного мозга. В силу самых различных причин те или иные участки могут развиваться не так, как им положено природой. Произойти это может из-за проблем, возникших как до рождения человека, так и в течение его жизни.

Тяжелая беременность, трудности при вынашивании плода, болезни матери, физические и психологические перегрузки и стрессы, перенесенные ею, употребление табака, алкоголя, сильнодействующих лекарственных препаратов, нездоровая экологическая среда, – все это способно нарушить нормальное развитие мозга еще не родившегося ребенка

В первые годы жизни ребенка также его мозг также может подвергнуться негативным воздействиям, чреватым неблагоприятными последствиями.

Физические травмы, сотрясения, ушибы, экологические факторы, особенности воспитания и отношений в семье, раннее попадание в зависимость от компьютерных игр, дефицит живого полноценного общения со сверстниками и с взрослыми, – это и многое другое так или иначе оказывает сильное влияние, мешающее или препятствующее процессам гармоничного формирования детского мозга, азначит, и полноценной личности.

Нарушения нормального функционирования всех участков и отделов мозга неизбежно проявляются в поведении человека: в его движениях и координации, ориентации в пространстве и времени, в скорости восприятия и переработки информации, работоспособности, в общении, способности владеть собой, своими эмоциями… Любая сфера человеческой личности может так или иначе пострадать в результате этих нарушений.

Далеко не всегда подобные особенности поведения человека сразу обращают на себя внимание. Особенно это касается детей: ведь они еще не сформировались ни физически, ни эмоционально, ни психологически. Некоторые их странности зачастую объясняются возрастом, неумением, незнанием.

Однако такое легкомысленное отношение может привести к большим проблемам: незначительные, казалось бы, симптомы могут говорить о нарушениях, порой серьезных, в развитии мозга, а значит, и всей личности маленького человека.

Поэтом настоятельно рекомендуем вам обратить внимание на ваших детей и оценить, нет ли у них проявлений, которые могли бы свидетельствовать о скрытых (пока еще) проблемах. И если вы в чем-то не уверены, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Приведем самые распространенные показания, при которых желательно пройти диагностику у специалиста:

13. имеет проблемы в речевом развитии

Пepвую кoнcультaцию у дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa peкoмeндуeтcя пpoвecти в вoзpacтe 5-6 лeт, кoгдa peбeнoк coбиpaeтcя идти в шкoлу. Этoт вoзpacт cчитaeтcя oптимaльным для oпpeдeлeния вeдущeй pуки, для диaгнocтиpoвaния и выяcнeния, кaкиe пpoблeмы мoгут пoдcтepeгaть peбeнкa в шкoлe. K тoму жe, зa гoд дo шкoлы ecть вpeмя и вoзмoжнocть пpoвecти нeoбxoдимую кoppeкцию, нe пepeгpужaя мaлышa.

Mнoгиe дeти иcпытывaют cтpecc, пocтупaя в пepвый клacc, нe из-зa тoгo, чтo oтcтaют в paзвитии, a пo пpичинe излишнeй poдитeльcкoй зaбoты и кoнтpoля.

Ecли дoмa мaмa caмa зaвязывaлa peбeнк ушнуpки, зacтeгивaлa пугoвицы нa куpткe, coбиpaлa вeщи и тaк дaлee, тo в шкoлe peбeнoк иcпытывaeт нacтoящий шoк oт тoгo, чтo тeпepь у нeгo cтoлькo нoвыx oбязaннocтeй.

Дeтcкaя пcиxикa cлaбa, oтcюдa и пoявлeниe нeуcпeвaeмocти, тpуднocти в oбщeнии, уcтaлocть и нeжeлaниe учитьcя.

Bтopoй пик, кoгдa тpeбуeтcя пoceтить дeтcкoгo нeйpoпcиxoлoгa – этo 8-9 лeт. Te poдитeли, кoтopыe нe cвoдили мaлышa нa кoнcультaцию в 5-6 лeт, пoнимaют, чтo пpoблeмa ecть и, cпуcтя пapу лeт, зaмeчaют нeуcидчивocть peбeнкa, нeудoвлeтвopитeльныe oцeнки, пpoблeмы c пoвeдeниeм.

Пoмoчь мoжнo и тeм, и дpугим, нo лучшe дeлaть вce cвoeвpeмeннo, кoгдa paзвивaть peбeнкa и корректировать его поведение мoжнo бeз cтpecca и пoтepи дpaгoцeннoгo вpeмeни; нaчинaть лучшe в дошкoльный пepиoд.

Источник: https://psy-med.ru/articles/kogda-sleduet-obrashhatsya-k-nejropsixologu.html

Нейропсихолог — перспективная профессия для психолога

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Нейропсихология — направление психологии, которое только набирает обороты в России. Расскажем, как стать нейропсихологом, чем она отличается от смежных специальностей и где потом работать.

В этой статье:

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов Как стать нейропсихологом Где работать нейропсихологу

Кто такой нейропсихолог

Нейропсихология изучает влияние состояния мозга на поведение и психические возможности человека. 

Например, если ребенок на уроке отвлекается, а на перемене носится как угорелый, не всегда проблема в воспитании. Иногда малыш не может вести себя иначе из-за недоразвитых участков головного мозга. 

Нейропсихолог с помощью физических упражнений и игр «подтягивает» развитие мозга и помогает маленькому пациенту обрести внимание, память и усидчивость, положенные по возрасту. Чаще всего его клиенты — дети от 4 до 12 лет. Мол, после что-то исправлять уже поздно.

Но есть нейропсихологи и для взрослых, которые помогают справиться с последствиями серьезных травм. Например, вернуть былую мозговую активность после инсульта.

Нейропсихолог — перспективная профессия для психолога

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов

Сможете с ходу сказать, чем отличаются психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр, дефектолог, нейропсихолог? Давайте попробуем разобраться. Для начала разделим профессии на две большие группы: врачи и… не врачи. 

Врачи

К первой категории относятся психиатры и психотерапевты.

Психиатр лечит или стабилизирует тяжелые психические состояния пациентов. Разговаривать и увещевать в таких случаях уже поздно, применяются медицинские препараты. 

Психотерапевт — пограничный специалист. Это психиатр, который прошел дополнительное обучение по психологии. Он и лекарство пациенту выписать может, и словом вылечить. Оказывается, не всегда тяжелые состояния поздно лечить словом, комплексная терапия может быть эффективнее.

Не врачи

Вторая группа — это гуманитарные специалисты или педагоги-психологи.

Психолог работает со здоровыми людьми. Он выслушает, поможет найти причину конфликта или ссоры, посоветует, где искать решение. С расстройствами психики он не работает.

Клинический психолог — тоже еще не врач, хотя практикует в медицинских учреждениях. Он не может выписывать лекарства или ставить медицинские диагнозы, просто работает с немного более тяжелыми случаями, чем психолог. 

Дефектолог помогает справиться с дефектами психических функций, зона его ответственности — преимущественно дети, хотя и взрослые клиенты тоже бывают. В арсенале дефектолога развивающие упражнения и игры. Если какую-то функцию полностью восстановить не выходит, ищется способ заместить недостающий навык. Например, не выходит читать — будем слушать.

Нейропсихолог работает с теми же дефектами, но ищет их причину в соответствующих зонах головного мозга… Ну об этом мы уже писали выше. Словом, нейропсихолог — тоже не врач, хотя эта педагогическая специальность и граничит с медициной.

Как стать нейропсихологом

Специальности «Нейропсихология» в нашей системе образования нет. Чтобы получить эту профессию, придется сначала обучиться на психолога или клинического психолога… Даже на психиатра можно, только это медицинское образование, так что оно займет гораздо больше времени. А после нужно будет пройти программу повышения квалификации.

Например, нужная программа есть на факультете психологии МГУ. Принимают туда с высшим психологическим, педагогическим или медицинским образованием. То есть возможностей стать нейропсихологом масса. Обучение длится всего 4,5 месяца и стоит 40 000 рублей.  

Обучение нейропсихологии на факультете психологии МГУ

А в психолого-педагогическом университете все выглядит еще серьезнее: берут только психологов, учат 10 месяцев и берут за это 100 тысяч рублей.

Только не стоит рассчитывать, что обучение ограничится парой месяцев. Хороший специалист учится постоянно, все во имя квалифицированной помощи клиентам!

Где работать нейропсихологу

Говорят, помощь нейропсихолога нужна трем из четырех первоклашек. Так что остаться без работы вам с такой профессией не грозит. 

На сегодняшний день неропсихологи работают в детских развивающих центрах, для России это направление довольно молодо, в школе такого специалиста найти все еще трудно.

Согласно вакансиям на сайте hh.ru, нейропсихологам в среднем платят от 40 до 100 тысяч рублей.

Не уверены, какую профессию выбрать? Пройдите профтестирование.

Источник: https://propostuplenie.ru/article/nejropsiholog-perspektivnaya-professiya-dlya-psihologa/

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться – Подавлен

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

27.11.2019

Клиника «Точка опоры» → Мы лечим → Кабинет нейропсихолога → Кто такой нейропсихолог

Нейропсихология – это наука, сочетающая в себе психологию и медицину. Она занимается изучением взаимосвязей мозговых процессов и психических действий, устанавливает закономерности между мозговыми отделами и речью, памятью, чувствами и другими психическими процессами.

Нейропсихолог — это не врач, это клинический психолог, который занимается установлением взаимосвязи нервной системы человека с психическими проявлениями.

Зачем обращаться к нейропсихологу

К нейропсихологу нужно обратиться в случае возникновения проблем с восприятием, концентрацией, при травмах и заболеваниях головного мозга. Нейропсихология полезна детям и взрослым, которым трудно справляться с различными задачами.

Детский нейропсихолог – это психолог, который может сопоставить уровень развития и функционирования нервной системы ребёнка с нормой в его возрасте. Прежде всего психолог выполняет диагностику развития всех отделов головного мозга ребёнка.

Диагностика всегда проводится в светлом, просторном, уютном кабинете без присутствия посторонних. В спокойной атмосфере врач общается с ребёнком доступным для него языком так, чтобы ему всё было понятно. Диагностика проводится в игровой форме.

Время диагностики зависит от возраста ребёнка: до 30 минут для дошкольников, 40-50 минут для учеников начальных классов, 1-1,5 часа для детей в возрасте 10-12 лет.

Диагностика направлена на выявление состояний двигательных и речевых функций, памяти, письма, счёта, чтения, уровня интеллектуального развития, межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

После диагностики нейропсихолог приступает к устранению выявленных проблем с помощью особых методик, которые помогают развить мозг или компенсировать слабость, полученную под воздействием внешней среды.

Детский нейропсихолог проводит все необходимые действия, опираясь на знания о закономерностях развития ребёнка и о функционировании нервной системы в определённом возрасте.

Для коррекции реализуют комплекс упражнений, которые восполняют пробелы и развивают всю психическую деятельность.

Нейропсихология направлена на перестройку деятельности мозга. В результате работы нейропсихолога у ребёнка улучшится самочувствие, моторика, память, усидчивость и остальные психические функции. Оптимальный возраст для обращения к нейропсихологу – 3-12 лет, когда отделы мозга ещё поддаются коррекции.

Текст страницы подготовила: Белкина Т.Ю., врач-невролог, нейропсихолог Татьяна Юрьевна Белкина прошла ординатуру по специальности «неврология». Имеет подготовку в области нейропсихологии, детской патопсихологии, остеопатии. Профессиональный стаж с 2005 года. Практикует остеопатию с 2011 года. Узнать больше о наших специалистах вы можете на странице «Врачи и цены».

Источник:

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Сегодня многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и поведении. Но далеко не всегда они связаны с какими-либо нарушениями или отклонениями в их развитии. Бывает, родители и специалисты тратят много времени и сил на занятия с ребенком, но толку никакого.

У вас был и психолог, и логопед, и педагог с дефектологом, однако, даже к окончанию начальной школы сын или дочка отстают от своих сверстников? Учеба дается с трудом? Ребенок непонятно пишет? Не воспринимает задания? Читает ужасно и не может пересказать даже малюсенький рассказ? Дело здесь не в качестве занятий и не в компетентности специалистов.

Скорее всего, дело здесь в особенностях созревания головного мозга вашего малыша.

Когда обратиться?

Можно предположить, что дошкольника надо показать нейропсихологу, если у мамы были сложные беременность и роды, а у крохи проблемы развития на первом году жизни. Кроме того, в случае если у малыша есть врожденные или хронические заболевания и в настоящее время наблюдаются повышенная утомляемость, трудности саморегуляции, гиперактивность.

Скорее всего, у ребенка в ранние периоды развития не заложился необходимый «фундамент» для дальнейшей успешной деятельности и развития. Эта проблема усугубляется еще тем, что сегодня по-прежнему в моде раннее развитие детей.

На неокрепший психический фундамент мы, родители, начинаем «надстраивать» огромное здание в виде раннего (в 3-4 года) обучения математике, логике, грамоте, чтению и так далее.

Психика малыша дает первую небольшую «трещину»: капризы, упадок сил, ранимость, частые заболевания.

Затем при подготовке к школе и в начале школьного обучения мы, взрослые, продолжаем строить в этом неустойчивом здании всё новые и новые этажи, развивая учебные навыки, перегружая самой разной информацией и уделяя львиную долю нашего внимания развитию, в основном, исключительно интеллектуальному. Вместе с тем, из поля нашего зрения ускользают фоновые компоненты – темп деятельности, колебания работоспособности, утомляемость, тонус (не только мышечный, но и общее состояние активности-пассивности).

Зачастую педагоги и родители начинают «бить тревогу», когда появляются значительные пробелы в освоении школьной программы.

Назначаются дополнительные занятия, нанимаются репетиторы, организуются курсы скорочтения или развития логического мышления, в то время как проблема лежит в совершенно другой плоскости.

Именно здесь может оказаться очень кстати помощь особого специалиста – нейропсихолога.

В каких случаях нужна помощь нейропсихолога

Какие же проявления могут служить для родителей и других взрослых своего рода «сигналами» о том, что для эффективной помощи ребенку требуется нейропсихологическая диагностика и коррекция?

  • трудности запоминания, воспроизведения и понимания устной или письменной речи;
  • нарушения мелкой и крупной моторики;
  • проблемы понимания грамматических конструкций речи, счёта, письма;
  • повышенная утомляемость, истощаемость;
  • гиперактивность, трудности самоорганизации;
  • пропуски букв, слогов на письме и при чтении;
  • колебания внимания и эмоционального фона;
  • низкая помехоустойчивость;
  • трудности ориентировки в заданиях, пространстве тетради и доски;
  • сложности в следовании инструкции;
  • тяжело сидеть за партой.

На какой возраст рассчитана программа нейропсихологической коррекции?

Бытует мнение, что от 4 до 10 лет. Оно имеет под собой основание, так как именно в указанный период структуры мозга обладают необходимой для коррекции пластичностью. Вместе с тем, нельзя сказать, что с детьми более старшего возраста данный вид коррекции абсолютно неприменим. Он будет просто иметь другие зоны воздействия.

Как это работает?

Во-первых, такой специалист может сделать комплексную нейропсихологическую диагностику и выявить, в чем именно причина у ребенка учебных и поведенческих трудностей. Диагностика эта достаточно длительная и занимает от 1,5 до 3 часов.

Во-вторых, при необходимости провести серию занятий по нейропсихологической коррекции (она также может называться психомоторной, сенсомоторной).

Данная программа основана на методе «замещающего онтогенеза» (авторы Б.А. Архипов, А.В.

Семенович), предполагающем возврат к более раннему возрасту ребенка и активизацию тех мозговых структур, которые в своё время не были «запущены» в должном объеме.

Из чего состоит специальный комплекс упражнений?

Результат достигается комплексом специальных двигательных и дыхательных упражнений, построенных на основе движений, которые совершает ребенок в течение первого года жизни. Программа, как правило, также длительна по времени и, в зависимости от возраста и глубины проблемы, может занять от 6-9 месяцев до 3-4 лет. Коррекция проводится на трех уровнях:

  1. Повышение энергетического потенциала. Работа с такими проблемами, как нарушения тонуса, истощаемость, отсутствие инициативы, нарушения памяти и внимания, перепады настроения. Базовые упражнения: дыхательные, контрастные напряжения и расслабления, растяжки.
  2. Формирование пространственных представлений, формирование координации движений и сенсомоторных (зрительно-моторных, слухо-моторных) координаций. Базовые упражнения: развитие чувства ритма, восприятия и разных видов памяти, развитие движений в разных направлениях.
  3. Развитие самоорганизации – планирования и самоконтроля, способности воспринимать и удерживать инструкцию, соблюдения границ и правил.

Каждый из этих уровней прорабатывается в три этапа (в соответствии с логикой развития ребенка): упражнения лежа, сидя и на четвереньках, стоя.

Следует сразу отметить, что нейропсихологическая коррекция в любом её варианте – процесс довольно длительный (от 20-25 занятий на каждом из трёх этапов) и требующий полноценного включения в него семьи. Это касается не только домашней отработки упражнений (что, безусловно, является необходимым), но и коррекции стиля взаимодействия с ребенком.

Совет родителям

Проблемы, о которых идет речь, далеко не у всех детей присутствуют в той степени, чтобы понадобилась глубокая нейропсихологическая коррекция. Однако учитывать нейрофизиологические особенности необходимо при обучении каждого ребенка. Так, например, чем младше кроха, тем больше нужно делать пауз, смены деятельности – переключать с интеллектуальной на физическую.

Распознавать признаки утомления не сложно: снижение тонуса, потеря концентрации внимания, снижение темпа. Увидев это, стоит прервать занятие, хотя бы ненадолго, не затягивать. И обязательно учитывайте индивидуальный темп ребенка: флегматиков не торопить, торопыжек учить самоконтролю.

На этапе формирования учебных навыков (начальная школа) торопить вообще нельзя, это стрессовый фактор.

Важные моменты

При эффективной работе специалиста и помощи мамы с папой (воспитателя, учителя) будет меняться поведение ребенка, улучшаться контакт со своими потребностями и желаниями, своими состояниями.

Нейропсихолог грамотно объяснит родителям происходящие в ребенке изменения и обеспечит постоянное консультативное сопровождение и психологическую поддержку для изменения стиля детско-родительского взаимодействия.

Обратите внимание: через некоторое время после начала коррекции возможно временное ухудшение – усугубление трудностей ребенка. Это связано с перестройкой связей в головном мозге и адаптацией к новым способам деятельности и взаимодействия.

Иными словами, маленькому человеку требуется время, чтобы привыкнуть, что его психика будет работать теперь немного иначе, хотя и более эффективно.

То, что происходит в это время с ребенком, требует разъяснения для родителей и других взрослых, чтобы обеспечить необходимую поддержку всем участникам процесса.

Комплексный подход в организации коррекционного процесса очень важен. Перед началом занятий по психомоторной (сенсомоторной, нейропсихологической) коррекции нейропсихолог, наверняка, порекомендует вам проконсультироваться у детского невролога и педиатра.

Это связано с тем, что в ряде случаев коррекционные занятия могут быть менее эффективны без медицинской, медикаментозной поддержки. С другой стороны, консультация врача может быть необходима в связи с возможными противопоказаниями, возможно, не к программе целиком, а к некоторым упражнениям.

Это может быть: эпилепсия, некоторые глазные, сердечно-сосудистые заболевания, ряд нарушений опорно-двигательного аппарата.

Источник: https://glpni.ru/lekapctva/nejropsiholog-kto-eto-takoj-i-kogda-k-nemu-obrashhatsya.html

Нейропсихолог: что это за специалист и чем он занимается

Нейропсихолог: кто это такой и когда к нему обращаться

Нейропсихолог – специалист, который занимается коррекцией неразвитых функций психики.

Он помогает ребенку развить произвольность внимания и саморегуляции (когда ребенок усилием воли сосредотачивается и выполняет какие-либо действия).

В его функции входит изучить индивидуальные особенности психики ребенка, провести коррекционную работу и помочь адаптироваться к условиям деятельности, в которой находится ребенок.

В современном обществе нейропсихолог ассоциируется только с маленькими пациентами, но не совсем корректно этого специалиста относить только к детям.

Во-первых, это не врач, а клинический психолог, дающий консультации клиентам.

Во-вторых, такие специалисты занимаются и с взрослыми людьми, обследуя их, выявляя, какие функции головного мозга у них пострадали в результате травм, болезней и других поражений нервной системы.

Контингент клинического психолога

Нейропсихолог или клинический психолог, помогает понять, как у каждого человека работают высшие функции головного мозга. Он знает, как они должны работать в норме, исследует, как они работают в патологическом состоянии. Этот специалист проводит коррекционную работу с таким контингентом:

  • дети, страдающие ДЦП;
  • дети с нарушениями процессов внимания и регуляции своего поведения — к таким маленьким пациентам относят невнимательных, отвлекаемых, слишком активных, вспыльчивых деток;
  • дети с повышенной утомляемостью, медлительностью, трудностями адаптации к окружающим условиям;
  • дети с трудностями усвоения учебного материала в результате недоразвитости или нарушений психических процессов: памяти, внимания, волевых актов, моторики, мышления и речи;
  • умственно-отсталые дети, к которым нужно подобрать особый подход и разработать специальную методику обучения и коррекцию психических функций.

Не только с патологиями призваны работать клинические психологи. Нейропсихология актуальна и в работе с дошкольниками, младшими школьниками и подростками. Такие специалисты помогают выявить трудности развития детей еще до возникновения патологии тех или иных психических функций.

С какими проблемами следует обращаться к такому психологу?

Обследование детей клиническим психологом проводится по запросу родителей. Обращаться к специалисту для нейропсихологического исследования стоит в следующих ситуациях:

  • ели ребенку трудно осваивать учебный материал, он делает ошибки или неаккуратен в письме;
  • при низкой мотивации к обучению, когда родителям приходится заставлять ученика делать уроки;
  • если ребенок несамостоятелен или неопрятен в школе;
  • когда дошкольник или младший школьник медленно выполняет задания, быстро утомляется;
  • у ребенка трудности с концентрацией внимания, он постоянно отвлекается, не может долго сосредотачиваться на задании;
  • повышенная активность в движениях;
  • неловкость движений, неуверенное поведение;
  • нарушения развития речи;
  • эмоциональность, постоянные перепады настроения, ранимость;
  • если роды и беременность проходили с патологией, есть генетические поражения НС или малыш столкнулся с эмоциональной холодностью взрослых после рождения;
  • взрослые также могут обратиться к этому специалисту с проблемами запоминания, нарушения внимания, восприятия, мышления, речи после травм и инсультов.

Методы исследования в нейропсихологии

Принято разделять две отрасли нейропсихологии: детская и взрослая. Первая возникла сравнительно недавно, поэтому методы диагностики часто не обоснованы статистически.

Заключения детских нейропсихологов часто основаны на проведенных тестовых методиках и наблюдениях за поведением ребенка.

Взрослые нейропсихологи основываются не только на этих данных, их вердикт подтверждается медицинскими исследованиями (например, электроэнцефалографией).

С помощью психологических методов исследуется двигательная активность ребенка, его особенности познавательных процессов, функции речи, специалист оценивает, как ребенок воспринимает пространственные формы.

На основе проведенного исследования и нейропсихологических проб клинический психолог делает вывод о состоянии психики маленького пациента. Этот вывод крайне важен для последующей разработки коррекционной программы.

Процесс диагностики особенностей ребенка длится в среднем от 50 минут до 1,5 часов.

Чтобы встреча нейропсихолога и родителей ребенка была продуктивной, маме или папе следует заранее определиться с запросом, то есть сформулировать проблему, для решения которой нужна помощь психолога.

Что пригодится для диагностики у клинического психолога?

  • тетради школьника;
  • медицинская карта, если ребенок состоит на учете у невропатолога;
  • результаты неврологического обследования.

Результаты обследования

Специалист после встречи с ребенком определяет, как работают все его психические функции. Результаты могут свидетельствовать о норме, отклонении от нормы или патологии работы головного мозга или нервной системы.

В нейропсихологии существуют специфические синдромы – это выраженные нарушения какой-либо функции психики, закономерность физиологического нарушения работы головного мозга и проявления психических функций.

В зависимости от локализации поражения мозга выделяют:

  • синдромы корковых поражений головного мозга;
  • синдромы поражения подкорковых структур;
  • синдромы поражения глубоких структур мозга.

Клинический психолог оценивает нарушения функций, анализируя данные об области поражения мозга. Если страдают височные отделы коры левого полушария, ребенок будет испытывать проблемы с восприятием речевого слуха.

Нарушения зрительного восприятия и праксиса возникают при поражениях вторичных корковых структур затылочно-теменных и затылочных отделов головного мозга.

Нарушения третичных корковых полей теменной, височной и затылочной области сопровождается сложностями ориентации в пространстве, нарушениями понимания сложных предложений.

Клинический психолог по результатам исследования, определения нейропсихологического статуса человека и наличия синдромов, разрабатывает коррекционные занятия. На занятиях предлагаются обучающие и развивающие методики для восстановления нормальной работы всех функций головного мозга.

В некоторых случаях применяется нейропсихологическая реабилитация – методы, направленные на поиск компенсаторных механизмов головного мозга при поражении разных его структур. Это уже не просто развивающие занятия со специалистом, но обучающие и восстанавливающие методы для нормальной работы всех психических функций.

Клинический психолог не является медицинским специалистом, он не назначает лекарства, не проводит лабораторные исследования и использует неинвазивные методы определения причин нарушений ВПФ (высших психических функций).

Обычный психолог работает с внутренними установками ребенка, особенностями его характера и темперамента. Он не может соотнести физиологические и функциональные нарушения мозга.

И только нейропсихологу удается объединять в себе врача по постановке диагноза и психолога по методам его коррекции.

Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/234-nejropsixolog.html

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: