Почему рождаются умственно отсталые дети?

Содержание
  1. Умственная отсталость у ребенка. Причины возникновения. Диагностика
  2. Проявленя умственной отсталости:
  3. Термин «олигофрения»
  4. Такой диагноз при умственной отсталости ставится в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма
  5. Степени умственной отсталости
  6. Традиционная классификация умственной отсталости
  7. Прогноз состояния
  8. При хорошей адаптации дети, повзрослев, заканчивают коррекционную школу, находят несложную работу. Они заводят друзей, семью, детей и живут полной жизнью, получая от нее удовольствие.
  9. Умственная отсталость у детей: симптомы
  10. Факторы риска
  11. Клиническая картина
  12. Проведение диагностических мероприятий
  13. Методы терапии
  14. Профилактические мероприятия
  15. Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции
  16. Признаки
  17. Формы заболевания
  18. Дебильность или легкая форма
  19. Умеренная и тяжелая форма или имбецильность
  20. Глубокая степень или идиотия
  21. Причины
  22. Обучение и воспитание
  23. Умственная отсталость: причины возникновения
  24. Наследственность
  25. Внутриутробное поражение плода
  26. Причины развития умственной отсталости у детей в первые годы жизни
  27. Почему рождаются умственно отсталые дети?
  28. Умственная отсталость: что это такое?
  29. Основные проявления умственной отсталости у детей
  30. Причины умственной отсталости
  31. Профилактика умственной отсталости у детей
  32. Как воспитывать умственно отсталых детей?

Умственная отсталость у ребенка. Причины возникновения. Диагностика

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Диагноз “умственная отсталость” ставится при серьезном отставания в развитии у ребенка.

Подход к диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необходимо уделять большое внимание фиксированию наблюдений за ребенком.

Эти наблюдения дают очень много полезной информации и вместе с тестами на психологическое развитие ребенка позволяют самостоятельно определить наличие или отсутствие умственной отсталости у ребенка.

Умственная отсталость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч.

ὀλίγος — малый + φρήν — ум) – это приобретенное в раннем возрасте или врожденное психологическое недоразвитие, вызванное органической патологией, главным проявлением которого является интеллектуальная отсталость и социальная дезаптация.

Проявленя умственной отсталости:

Проявляется в первую очередь в отношении разума (логичность действий, решение простейших задач), а также проявляется в сфере эмоций, воли, речи и моторики.

Термин «олигофрения»

В современном понимании этот термин тракитуется шире и включает в себя не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, но и социально-педагогическую запущенность.

Такой диагноз при умственной отсталости ставится в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма

Умственная отсталость при врождённых (органических поражениях головного мозга) психических изменениях изменениях отличается от приобретённого слабоумия, или деменции.

Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого, здорового физически человека, не достигает нормального (среднего) уровня.

Причинами развития умственной отсталости являются следующие факторы:

1) тяжелые наследственные заболевания; 2) тяжелые роды, вызвавшие повреждение головного мозга (асфиксию, гипоксию); 3) преждевременные роды; 4) болезни центральной нервной системы и травмы в раннем возрасте;

5) генетические аномалии (синдром Дауна);

6) инфекционные и хронические заболевания матери в период беременности (корь, краснуха, первичное инфицирование вирусом герпеса); 7) злоупотребление матерью алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов на момент вынашивания ребенка; 8) безучастие и недостаточное участие родителей в развитии ребенка (ситуационная умственная отсталость)

Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.

* Внешние проявления при синдроме Дауна

Диагноз «умственная отсталость» должен быть подтвержден тестированием. Для этого используют специальные методики (диагностические шкалы)

Самые распространенные диагностические шкалы определения степени развития:

  • шкала Бейли-П для детей с 1 месяца до3 лет,
  • шкала Векслера от 3 до 7 лет и
  • шкала Стэнфорда-Бине для детей школьного возраста.

Степени умственной отсталости

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

Традиционная классификация умственной отсталости

В традиционной классификации существуют 3 степени:

  • дебильность
  • имбецильность
  • идиотия

Деби́льность или дебили́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода. 

Имбеци́льность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. 

Идиоти́я (прост. идиотизм) (от др.-греч. ἰδιωτεία — «частная жизнь; невежественность, необразованность») — самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.  

По последней, современной Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют уже 4 степени умственной отсталости.

Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» исключены из МКБ-10 в связи с тем, что эти термины вышли из сугубо научных понятий и стали использоваться в обычной жизни, неся негативный смысл. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

Степень умственной отсталости (МКБ-10) Традиционный термин (МКБ-9) Коэффициент интеллекта (IQ) Психологический возраст
ЛёгкаяДебильность50—699—12 лет
УмереннаяНерезко выраженная имбецильность35—496—9 лет
ТяжёлаяВыраженная имбецильность20—343—6 лет
ГлубокаяИдиотиядо 20до 3 лет

* Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория «другие формы умственной отсталости».

Прогноз состояния

На сегодняшней день это нарушение (особенно, если оно связано с ограническим поражением головного мозга) считается неизлечимым.

Однако, при постановке данного диагноза это не значит, что развитие ребенка прекращается. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, просто оно может отличаться от нормального (среднестатистического) уровня.

Для определенной “помощи” ребенку в развитии уственных способностей проводится специальное лечение. Прежде всего, оно направлено на развитию интеллекта.

В случае обнаружения патологии у ребенка лучше его устроить в специализированное дефектологическое учреждение либо же составить индивидуальную программу обучения в соответствии со способностями и потребностями ребенка.

Для таких детей существуют специальные школы, группы в детских садах, в которых дети учатся по особым программам, направленным на компенсацию данных проявлений.

При правильных и своевременных занятиях с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом, неврологом – многие отклонения могут быть скорректированы.

Важное место занимают занятия с логопедом, так как речь взаимосвязана с мышлением. При средней и тяжелой форме умственной отсталости может быть назначено медикаментозное лечение.

Очень важна система социальной адаптации таких детей в обществе.

При хорошей адаптации дети, повзрослев, заканчивают коррекционную школу, находят несложную работу. Они заводят друзей, семью, детей и живут полной жизнью, получая от нее удовольствие.

Вы просматриваете: go_ds_art_umstv.html

НовыеСтарыеПолезныеБесполезные

Страница 1 из 1

Источник: https://obrmos.ru/go/go_ds/Articles/go_ds_art_umstv.html

Умственная отсталость у детей: симптомы

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Умственная отсталость, характеризуется как задержка или частичное интеллектуальное развитие. Диагностировать патологию можно в возрасте трех лет. Гораздо реже признаки заболевания формируются у детей, достигших младшего школьного возраста. Давайте разберем причины и признаки умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням

Факторы риска

Специалисты говорят о том, что существует несколько десятков различных причин, которые могут оказать влияние на развитие интеллекта. Механизм запуска патологии до конца не изучен, что оставляет многие вопросы без ответа.

Факторы, оказывающие влияние на психическое развитие, подразделяются на две категории: внутренние (эндогенная группа) и внешние (экзогенная группа). В большинстве случаев, влияние этих факторов имеет наивысшую степень в период внутриутробного развития. Чуть реже, встречаются патологии, вызванные негативным влиянием различных факторов в первые годы жизни.

Ученые отмечают, что существуют определенные раздражители, способные спровоцировать нарушения развития в возрасте шести лет.

Давайте рассмотрим, самые распространенные причины умственной отсталости:

  1. Острая интоксикация в период вынашивания плода. Болезненные состояния, вызванные негативным влиянием отравляющих веществ, могут стать причиной нарушений в обменном процессе. Интоксикация может быть вызвана длительным употреблением фармакологических средств, алкоголя и наркотиков. Их негативное воздействие часто провоцирует различные нарушения в период внутриутробного развития.
  2. Негативное влияние инфекционных агентов. На протяжении всей беременности, организм женщины становится более подвержен различным заболеваниям. Банальный грипп или ОРВИ могут оказать отрицательное воздействие как на организм матери, так и развитие плода.
  3. Дистрофия. Нарушение обмена веществ, что затрагивает многие внутренние органы и системы, часто приводит к серьезным изменениям в организме. Дистрофия, часто сопровождается дисфункцией печени, почек и органов пищеварительной системы.
  4. Травмы различного характера. Ушибы, удары и другое внешнее воздействие может привести к травматическому поражению плода, которое может вызвать умственную отсталость. Наиболее частой причиной умственной отсталости является сдавливание головы ребенка, во время появления на свет.

Говоря об эндогенной группе факторов, следует упомянуть о важном значении наследственности. По мнению специалистов, недоразвитость психики тесно взаимосвязана с генетическими нарушениями. Хромосомные заболевания и несовместимость крови матери и ребенка – являются одними из самых распространенных факторов риска.

Врачи отмечают, что у детей с диагнозом болезнь Дауна, генетический код состоит из сорока семи хромосом. У людей с полностью здоровой психикой этот код состоит из сорока шести элементов.

Также следует отметить, что развитие легкой формы умственной отсталости может быть связано с воспалительными заболеваниями головного мозга, перенесенными в детском возрасте.

Отдельно следует упомянуть о нарушении белкового обмена. Фенилкетонурия, являющаяся одной из самых сложных форм рассматриваемой болезни, тесно взаимосвязана с подобными нарушениями.

Важная роль в развитии детского интеллекта отведена таким критериям, как вредные привычки родителей (употребление наркотиков или алкоголя), радиационный фон и экологическая обстановка. Немаловажную роль имеют и материальные условия для жизнедеятельности.

Недостаток полезных элементов, которые ребенок получает из материнского молока, могут привести к нарушению не только психического, но и физического развития.

Умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей

Клиническая картина

Основным признаком недоразвитости психики является низкий уровень интеллекта. Рассматриваемая патология подразделяется на три степени тяжести, которые характеризуются уровнем интеллектуальных способностей.

Легкая форма патологии, именуемая дебильностью, диагностируется в том случае, когда показатель IQ варьируется от шестидесяти девяти до пятидесяти баллов.

Что такое умственная отсталость легкой степени? Специалисты говорят о том, что дети с этим диагнозом, своим внешним видом ничем не отличаются от здоровых сверстников. Нарушения интеллектуальной деятельности проявляются в виде сложности в освоении различных навыков.

Трудности, связанные с быстрым переключением внимания, и сниженная концентрация, являются основными симптомами болезни. Важно отметить, что, несмотря на низкий уровень интеллекта, такие дети обладают феноменальной памятью.

Дети с диагнозом дебильность, находятся в зависимости от своего близкого окружения. Проблемы с построением коммуникативных связей и отсутствие способности распознавать эмоции, приводят к появлению замкнутости.

В редких случаях, такие дети, в попытках привлечь к себе внимание сверстников, совершают различные нелепые поступки.

Следует упомянуть о том, что дети, относящиеся к данной группе, понимают свою «особенность» и стараются скрыть наличие болезни.

Средняя степень умственной отсталости обозначается при помощи термина «имбецильность». При этом заболевании, уровень интеллектуального развития составляет от тридцати пяти до сорока девяти баллов.

Дети, относящиеся к этой категории, испытывают трудности в освоении базовых навыков, включая чтение, простой счет и письменную грамотность. Они обладают способностью видеть отличия между похвалой и наказанием, испытывают привязанность и при должном подходе к воспитательному процессу осваивают элементарные навыки самообслуживания.

Несмотря на все вышеперечисленное, люди с диагнозом имбецильность нуждаются в пожизненном контроле и уходе от своих близких.

Тяжелая степень патологии, именуемая идиотией, диагностируется в том случае, когда коэффициент интеллекта составляет ниже тридцати четырех баллов. Дети с этим диагнозом практически не обучаемы.

Характерными признаками заболевания являются отсутствие речи и хаотичные движения конечностей. Эти симптомы дополняются отсутствием эмоциональных проявлений собственных ощущений.

Из-за необходимости постоянного надзора и контроля, большинство пациентов находится на содержании в специализированных клиниках.

Важно обратить внимание на то, что тест IQ один из важных диагностических инструментов, который используется только в сочетании с другими методами диагностики. Существуют ситуации, в которых люди, имеющие низкий уровень интеллекта, не обладают признаками тяжелой степени умственной отсталости.

Умственная отсталость у детей представляет собой задержку, или же недостаточное развитие психических процессов

Рассматривая вопрос, как проявляется умственная отсталость у детей, симптомы и признаки, давайте уделим особое внимание специфическим проявлениям олигофрении:

  • проблемы с социальной адаптацией и усвоением базовых навыков;
  • трудности, связанные с соблюдением четко установленного распорядка дня;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности и неусидчивость;
  • плохое поведение;
  • приступы мигрени, судорожные припадки и частичный паралич конечностей.

Проведение диагностических мероприятий

Диагноз УО ставится на основе тестов, измеряющих степень интеллектуальной развитости. По словам специалистов, существует множество гарантированных методов распознавания патологии в раннем возрасте.

Когда развитие болезни связано с генетическими нарушениями, определить патологию можно в период внутриутробного развития. Для этой цели используется скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке беременности.

Проведение подобных мероприятий позволяет матери сделать выбор между прерыванием и сохранением беременности.

В том случае, когда умственная отсталость возникает на фоне нарушений в развитии различных систем, диагностировать болезнь гораздо сложнее. Одним из ярких примеров в этой группе, является болезнь фенилкенутрия.

Особенность этой патологии – полное отсутствие признаков нарушений в формировании психики во время внутриутробного развития или в первые несколько недель после появления на свет. Болезнь проявляется в первые месяцы жизни новорожденного в виде различных пятен на коже, частых приступов рвоты, вялости и повышенной потливости.

Следует обратить внимание на то, что пот младенца обладает резким специфическим запахом. По мнению врачей, своевременное терапевтическое вмешательство позволяет сохранить интеллект у ребенка.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о важности регулярного прохождения медицинского обследования в первые месяцы жизни ребенка. При наличии подозрений на нарушения в сфере умственной деятельности, следует обратиться к неврологу.

Снятие энцефалограмы, изучение анализов крови и мочи – позволяет своевременно определить формирование патологии. В ситуации с детьми школьного возраста, вышеперечисленные мероприятия дополняются проведением консультации с детским психоневрологом.

В определенных случаях, определить причину нарушения формирования психики можно только при помощи детального анализа ДНК.

Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка

Методы терапии

Основной составляющей комплексного лечения умственной отсталости является использование препаратов, оказывающих положительное воздействие на работу головного мозга. Следует обратить внимание, что выбор конкретного средства определяется на основе степени тяжести патологии и её выраженности.

Чаще всего, для коррекции интеллектуального развития применяются лекарства, содержащие в себе гормональные компоненты и йод. Помимо них, используются «Аминолон» и «Пирацетам», которые входят в группу ноотропных средств.

Медикаменты из этой лекарственной группы нормализуют трофику тканей и улучшают обменные процессы в области головного мозга.

При диагнозе фенилкетонурия, больному назначается строгая диета, включающая в себя продукты с повышенным содержанием полезных микроэлементов.

Витамины из группы «В» в сочетании с аминокислотами позволяют закрепить результат и улучшить мозговую активность.

Использовать подобные препараты самостоятельно — строго запрещено, поскольку неправильный выбор лекарств и дозировки может лишь усугубить течение болезни.

В случае с неадекватным поведением, которое вызвано болезнью, применяются лекарства из категории нейролептиков и транквилизаторов. Для того чтобы достичь стойкого результата в лечении патологии, терапевтического воздействие должно быть комплексным.

Оно заключается в использовании различных фармакологических средств в сочетании с индивидуальным подходом к вопросу обучения.

Для того чтобы снизить риск различных проблем в вопросе социальной адаптации, в воспитании ребенка должны принимать участие логопеды и специалисты из области психологии.

Социальная реабилитация имеет первостепенную важность в терапии умственной отсталости. Специальные учебные заведения используют специфически адаптированную методику обучения. Благодаря определению ребенка в такие заведения, он сможет освоить базовые навыки различных несложных профессий.

Умственно-отсталый ребенок нуждается в постоянной заботе своих родителей. Своевременное врачебное вмешательство позволяет не только добиться стойкого результата, но и нормализовать дальнейшую жизнь.

Большинство людей, с диагнозом легкая форма умственной отсталости, успешно реализуются в обществе, создавая собственные семьи и добиваясь различных карьерных успехов.

В случае со средней и тяжелой формой патологии, больные нуждаются в постоянном медицинском уходе, который направлен на контроль над состоянием здоровья.

При умственной отсталости страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими

Профилактические мероприятия

Важность профилактических мероприятий рассматриваемого заболевания — первостепенна.

Молодым парам, находящимся на этапе планирования беременности, рекомендуется отнестись к этому вопросу с должным вниманием.

Прохождение полного диагностического обследования позволяет снизить степень развития умственной отсталости у детей, спровоцированной генетическими, инфекционными или хроническими заболеваниями у родителей.

Супругам важно помнить, что на их плечах лежит ответственность за здоровье будущего поколения. Ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание и должное внимание к своему здоровью, позволят избежать сложных болезней у детей.

Источник: https://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/umstvennaya-otstalost/umstvenno-otstalyj-rebenok-prichiny-i-priznaki.html

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей.

Происходит полное изменение личностных качеств.

Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться.

Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде.

Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.

Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам.

Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем.

Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству.

Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться.

Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/umstvennaya-otstalost-u-detej-prichinyi-simptomyi-i-osobennosti-korrekczii

Умственная отсталость: причины возникновения

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Каковы основные причины возникновения  умственной отсталости у детей (врожденного слабоумия)? Достоверно установить это можно лишь примерно у каждого третьего пациента с интеллектуальной недостаточностью. Патогенные факторы могут действовать еще до зачатия, поражая половые клетки будущих родителей, во время внутриутробного развития плода, а также в первые три года жизни ребенка.

Наследственность

Генные и хромосомные мутации являются самой частой причиной развития умственной отсталости у детей (от 70 до 90% всех случаев заболевания). При этом изменяются наследственные структуры на генном и хромосомном уровне, то есть возникают мутации. Такие ошибки – естественное явление, которое происходит в процессе развития, взросления и старения клеток.

Однако при накоплении таких ошибок растет и вероятность развития наследственных заболеваний:

  • Возраст родителей (у женщины 40-45 лет вероятность рождения ребенка с хромосомными нарушениями в 10-15 раз выше, чем у 20-летней)
  • Радиоактивное и рентгеновское излучение, токсическое воздействие инсектицидов, гербицидов, ароматических углеводородов, некоторых лекарственных средств на будущих родителей увеличивают вероятность генных, хромосомных мутаций и нередко становятся причиной развития умственной отсталости у детей
  • Перенесенные взрослыми вирусные заболевания и эндокринные расстройства нередко приводят к нарушению репродуктивной функции и в результате мутаций сперматозоиды и яйцеклетки еще до их соединения становятся дефектными, вызывая затем развитие различных генных и хромосомных болезней.

Какие наследственные заболевания чаще проявляются нарушениями интеллекта? Это и синдром Дауна, и синдром Шерешевского-Тернера, и истинная микроцефалия, и фенилкетонурия, и некоторые другие формы умственной отсталости у детей.

Внутриутробное поражение плода

Существует более четырехсот экзогенных (внешних) факторов, неблагоприятно воздействующих на процесс созревания плода. Перечислим основные причины, способствующие возникновению умственной отсталости:

  • Гипоксия плода при наличии у матери заболеваний сердечно-сосудистой системы, болезней печени и почек, эндокринных расстройств
  • Резус-конфликт при несовместимости по Rh-фактору. При отсутствии в крови женщины резус-фактора и наличии его у мужчины ребенок становится Rh-позитивным, а организм матери начинает вырабатывать антитела к эритроцитам плода, разрушая их. Развивающийся в результате этого эритробластоз довольно часто приводит к повреждению головного мозга. В результате может развиваться умственная отсталость, различные неврологические расстройства, снижение слуха и зрения. К таким же нарушениям может приводить и несовместимость по факторам крови
  • Различные инфекционные заболевания матери, передающиеся плоду. Среди них – краснуха, грипп, сифилис, токсоплазмоз, листериоз, цитомегалия. В большинстве случаев антитела матери защищают плод от инфекции, но в 2-5% случаев этот механизм не срабатывает
  • Интоксикация плода при воздействии на него химических вредностей – алкоголя, наркотических веществ, свинца, некоторых лекарственных препаратов – гормональных, противоопухолевых, психотропных, сульфаниламидов и некоторых других. Не стоит забывать и про никотин
  • Нерациональное питание матери (низкокалорийное, недостаток белка, витаминов, голодание) также нередко становится причиной, провоцирующей развитие умственной отсталости
  • Негативное влияние на организм беременной различных физических факторов – рентгеновского излучения, радиации, высокой температуры, травматических повреждений, заболеваний матки
  • Влияние острых и хронических стрессовых воздействий на организм беременной.
  • Недоношенность или переношенность плода.

Причины развития умственной отсталости у детей в первые годы жизни

  • Гипоксия в процессе родов при тяжелых соматических заболеваниях матери
  • Асфиксия плода при осложненных родах
  • Родовая травма
  • Нейроинфекции (перенесенные в первые месяцы и годы жизни менингиты, энцефалиты)
  • Черепно-мозговая травма
  • Тяжелая интоксикация, истощение
  • Перенесенное состояние клинической смерти

Независимо от причины, по которой возникает умственная отсталость у детей, большое значение в развитии ребенка с нарушением интеллекта имеет его окружение в первые месяцы и годы жизни. Это и наличие благоприятной атмосферы в семье, и участие родителей в уходе и воспитании, и использование специальных методов обучения в домашних условиях и в специализированных коррекционных центрах. Стимулировать интеллект можно с помощью повторных курсов лечения с использованием диетического питания, медикаментов, иглорефлексотерапии, массажа, лечебной физкультуры.

Мы рассмотрели основные причины возникновения умственной отсталости у детей. О том, как проявляется,  выявляется и лечится интеллектуальная недостаточность легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степени – в следующих статьях.

Источник: https://medblog.by/zabolevaniya/umstvennaya-otstalost-prichiny-vozniknoveniya/

Почему рождаются умственно отсталые дети?

Почему рождаются умственно отсталые дети?

В последнее время все чаще в детских садах и школах появляются дети, которые отстают в развитии от своих сверстников. Они быстро устают на занятиях, для выполнения какого-то задания им необходимо гораздо больше времени, а порой они вообще задание не понимают и отказываются его выполнять.

У этих ребят плохая память, недостаточно развита речь и внимание.

Они не умеют организовать игру в одиночку, а когда начинают играть с другими детьми — перестают соблюдать правила, и это часто заканчивается плачевно для них же самих.

Эти дети без существующих причин плаксивы, обидчивы или, наоборот, агрессивны, если что-то не так, как хотелось бы им. У ребят нет интереса к окружающему их миру, они ничем не интересуются и не задают вопросов взрослым.

Все это является проявлением умственной отсталости. Это понятие объединяет различные патологии, связанные с нарушение познавательной сферы, психических процессов.

Умственная отсталость: что это такое?

Такое отклонение в развитии, как умственная отсталость, характеризуется ограничением интеллекта и нарушениями в поведении.

Если у среднестатистического человека коэффициент интеллектуального развития находится в пределах 100 пунктов, то у людей с этим расстройством IQ не превышает 75 пунктов.

В медицине принято подразделять умственную отсталость на степени и виды. Определить степень УО можно в раннем возрасте ребёнка. Базовыми критериями при вынесении диагноза будет степень выраженности дефектов, предполагаемые причины возникновения расстройства, характер его протекания.

Уровень УО в заключении врача будет определяться символами F70-F79. Диагноз можно расшифровать следующим образом:

1 F70 – легкая форма умственной отсталости. Дети, страдающие данным видом расстройства, имеют способность к социализации, самостоятельно ориентируются в пространстве, без особого труда осваивают бытовые навыки ухода за собой. Они практически наравне со здоровыми детьми обслуживают себя: одеваются, обуваются, умываются, принимают пищу.

Основным показателем заболевания является неуспеваемость в образовании. Таким детям сложнее воспринимать программу дошкольной подготовки, они отличаются неуспеваемостью в школе. Также дети могут страдать расстройствами памяти.

2 F71 – умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом должны постоянно находиться под наблюдением специалистов. Врачи не приветствуют практику обучения детей с УО с коэффициентом F71 в обычных учебных заведениях.

3 F72 – тяжелая степень умственной отсталости.

Клиническая картина может совпадать с предыдущей степенью заболевания, но при этом отмечаются расстройства речи, нарушения моторики. Это говорит о дефектах развития центральной нервной системы.

4 F73- F77 – глубокая степень умственной отсталости.

Больным с поставленным диагнозом с указанными коэффициентами практически невозможно адаптироваться в обществе. К сожалению, такие дети с рождения очень ограничены в способности к осознанию происходящего вокруг и выполнению даже простейших действий.

Интересно!  Белый шум для новорожденных: как правильно слушать?

5 F78- F79 – особо сложные формы заболевания. Такая категория используется для обозначения диагноза только тогда, когда оценка умственной деятельности значительно затруднена по причине сопутствующих нарушений. К ним относятся тяжелые поведенческие расстройства, слепота, глухонемота.

Основные проявления умственной отсталости у детей

Симптомы легкой степени УО могут быть не заметны до наступления школьного возраста. При наличии более сложных форм заболевания проявления становятся заметными гораздо раньше.

Главным признаком расстройства является ограниченность умственных способностей и навыков, соответствующих возрасту ребенка. Нередко умственная отсталость протекает совместно с нарушениями моторики, такими как ДЦП.

Чаще всего причиной стационарной диагностики ребенка становятся жалобы родителя на его поведение. Это может быть неконтролируемая агрессия по отношению к сверстникам, отказ выполнять требования старших, склонность к истерикам и капризам. Иногда также наблюдается гиперактивность.

Родителям «особых» детей важно понимать, что к поведенческим аспектам, вызванным данным заболеванием, ни в коем случае нельзя относиться поверхностно, а уж тем более поощрять их.

Ваш малыш имеет все данные для того, чтобы наравне с остальными детьми осваивать новые умения и навыки, в том числе и в общении.

Нередко ребята, получившие такой диагноз, становились в будущем еще более коммуникабельными и приятными собеседниками, во многом благодаря стараниям своих родителей.

Причины умственной отсталости

Причинами УО могут быть врождённые и приобретенные факторы.

К врожденным причинам относятся патогенные факторы, то есть:

  • заболевания матери во время беременности,
  • хронические заболевания родителей,
  • длительные и быстрые роды,
  • психические и физические травмы;
  • влияние оказывают и химические вещества, которые принимались матерью во время беременности — это антибиотики, гормональные препараты т.д.;
  • профессиональная вредность — вибрация;
  • а также наследственные генетические заболевания, характеризующиеся различными отклонениями в обмене веществ (например, нарушение в наборе хромосом приводит к болезни Дауна).

Интеллектуальные способности ребенка чаще всего определяются генетикой, в меньшей степени – условиями окружающей его среды.

Если в семье имеется тенденция передачи заболеваний, связанных с умственной отсталостью, плод также подвергается большому риску получения расстройства.

Умственная отсталость может быть проявлением родовой травмы (передавливания шеи пуповиной). В этом случае происходят необратимые процессы, ведущие к нарушению деятельности ЦНС, вызванные недостаточным снабжением головного мозга кислородом.

Алкоголь при беременности и наркомания приводит к отравлению плода и вызывает необратимые изменения в организме ещё не родившегося ребенка.

Последствиями становятся микроцефалия – уменьшение размера головного мозга, гидроцефалия – скопление жидкости в головном мозге, парезы и параличи, гиперкинез — наличие навязчивых движений, мозговые нарушения и т.д. Чем раньше мозг плода поврежден, тем более выражено воздействие на дальнейшее развитие.

Приобретенные факторы вызваны родовыми и послеродовыми поражениями — это и длительные роды со стимуляцией, и быстрые роды и асфиксией — кислородной недостаточностью. В момент родов могут возникать и внутричерепные травмы, когда нарушается кровообращение и приводит к изменению структуры нервной системы.

Этому способствует чаще всего акушерская патология — неправильная техника родов, узкий таз.

Часто причиной УО становятся перенесенные в раннем детстве заболевания нейроинфекциями, когда происходит повреждение оболочек мозга (менингит, энцефалит, полиомиелит).

Интересно!  Истерика у ребенка: что делать?

Это приводит к наступлению глухоты, гидроцефалии, прекращению движения, задержке психического развития.

Воспалительные процессы в мозге оставляют стойкие необратимые изменения, что и служит причиной нарушения познавательной деятельности.

Особенно опасным является то, что обнаруживается иногда умственная отсталость у ребенка в возрасте 3 лет и тогда корректировать его развитие становится сложно. В будущем таких детей обучают в специальных коррекционных школах, а тех, кто входит в группу необучаемых, воспитывают в специальных интернатах для умственно отсталых.

Профилактика умственной отсталости у детей

Если диагностика проведена и во время оказана помощь, то возможно предотвращение полной деградации личности ребенка.

Разумеется, что большинство из них уже никогда не смогут социализироваться в обществе и стать достойным гражданином страны.

Поэтому очень важными являются профилактика, то есть устранение причин и ранняя диагностика умственной недостаточности.

А значит, будущим родителям следует следить за свои здоровьем, а родители настоящие должны быть предельно внимательными к своим детям и, заметив любые отклонения в познавательной сфере – безразличие к игрушкам, равнодушие к происходящему, отсутствие интереса к окружающему миру, сразу же обращаться к специалистам – психологам, дефектологам.

Как воспитывать умственно отсталых детей?

Труд родителей «особенных» детей и в самом деле бесценен. Это гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд – жертвуя своими силами, средствами и временем терпеливо предпринимать очередные попытки для лечения ребенка. В самой сложной ситуации оказываются родители и близкие родственники детей с самой опасной, глубокой степенью умственной отсталости.

Такие дети, увы, на протяжении всей жизни остаются совершенно беспомощными и неприспособленными к внешним условиям.

Действенными методами воздействия на восприятие умственно отсталого ребенка будут многократные повторения звуков, букв, слов и даже целых предложений.

Для детей, не сумевших в силу своей болезни адаптироваться в социуме, очень важно общение внутри семьи. Восприятие ребенка как полноценного члена общества, дружественные разговоры с ним имеют немаловажное значение в его развитии.

Вообще дети, страдающие умственной отсталостью степени ниже глубокой, должны в любом случае иметь возможность общения со сверстниками. Одиночество для таких малышей просто опасно.

И педагоги, и врачи придерживаются мнения, что умственная отсталость не является обоснованной причиной для изоляции ребенка от общества.

Ни один специалист не может поставить окончательный приговор насыщенной и активной жизни вашего малыша.

Даже такая серьезная болезнь, как умственная отсталость, может быть побеждена регулярными занятиями с ребенком и, конечно же, безграничной любовью его родителей.

здоровье ребенка, развитие ребенка

Источник: https://moe1.ru/psihologiya/vospitanie-detey/pochemu-rozhdayutsya-umstvenno-otstalye-deti

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: