Приемы и операции воображения в психологии: способы создания образов с примерами

Содержание
  1. Механизмы воображения
  2. Агглютинация как механизм воображения
  3. Гиперболизация как механизм воображения
  4. Схематизация как механизм воображения
  5. Акцентирование как механизм воображения
  6. Типизация как механизм воображения
  7. Как развить воображение у детей и взрослых – методы и упражнения
  8. Разница между воображением и фантазией
  9. Каким бывает воображение
  10. Приемы творческого воображения
  11. Развитие воображения у детей
  12. Способы
  13. Упражнения
  14. Развитие воображения у взрослых
  15. Заключение
  16. Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях
  17. Основные понятия
  18. Приемы
  19. Агглютинация
  20. Гиперболизация
  21. Придача
  22. Типизация
  23. Акцентирование
  24. Перенос
  25. Аналогия
  26. Связь приемов воображения
  27. Воображение в психологии: его функции и способы развития – Саморазвитие
  28. Особенности воображения как психического процесса
  29. Воображение и образное мышление
  30. Физиологическая основа воображения
  31. Функции воображения
  32. Прогностическая функция
  33. Познавательная функция
  34. Функция преобразования
  35. Функция планирования
  36. Психотерапевтическая или компенсаторная функция
  37. Что такое воображение в психологии?
  38. Сущность и механизм
  39. 7.6. Приемы (способы) создания образов воображения
  40. 8.1. Понятие и функции речи и языка

Механизмы воображения

Приемы и операции воображения в психологии: способы создания образов с примерами

Замечание 1

Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Агглютинация как механизм воображения

Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность – это достаточно сложный механизм.

Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку.

Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр – соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу – хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека.

Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта.

Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

  • элементы не критикуются и не анализируются.
  • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.

Гиперболизация как механизм воображения

Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства.

Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок.

Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.

Замечание 2

Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота – приуменьшение.

Схематизация как механизм воображения

Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.

Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.

Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:

  • конспектированием
  • инфографикой
  • иллюстрированный график
  • алгоритмический график
  • концептуальная схематизация

Акцентирование как механизм воображения

Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.

Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.

Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).

Типизация как механизм воображения

Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.

Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.

Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/mehanizmy_voobrazheniya/

Как развить воображение у детей и взрослых – методы и упражнения

Приемы и операции воображения в психологии: способы создания образов с примерами

Как вы думаете, что важнее – знания или воображение? Когда этот же вопрос задали Альберту Эйнштейну, он ответил, что и то, и другое важно. Но знания ограничены, а воображение границ не имеет.

Без него невозможно придумать что-то новое, найти нестандартное решение различных проблем. У человека, обладающего творческой фантазией, больше шансов стать успешным.

Поэтому я расскажу вам, как развить воображение.

Разница между воображением и фантазией

Воображение – это вид мышления, когда мы создаем “в своей голове” новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. При этом они формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. Этим воображение отличается от фантазии.

Фантазируя, взрослые и в особенности дети придумывают тоже новые, но нереальные пока образы и ситуации. Фантазия позволяет нам создать абсолютно любой сюжет, даже сказочный. Чтобы фантазировать, не надо учитывать никакие физические законы, обладать большими познаниями.

Допустим, нам надо решить задачу. Воображение подскажет нестандартное, но реальное и вполне выполнимое решение, основанное на нашем опыте и знаниях. А вот с помощью фантазии мы можем решить ее как угодно. Ограничений нет. Поэтому у детей начинать развивать мышление лучше всего с фантазий.

Воображение у взрослых развивается благодаря расширению кругозора, накоплению информации, опыта и образов. У него бывают периоды спада и подъема. Последние  еще называют вдохновением. Однако ученые пришли к выводу, что вдохновение чаще всего посещает нас в процессе работы, когда мы уже приложили немало усилий и труда.

Каким бывает воображение

Существуют различные виды воображения.

  1. Воссоздающее. Оно основано на опыте. Его еще называют репродуктивным (воспроизводящим). В основе воображаемых образов лежат существующие явления и события.
  2. Творческое. Новые образы создаются по собственному замыслу практически без обращения к опыту. Оно применяется практически во сферах деятельности человека (наука, искусство, техника и т. д.).

По степени активности выделяют следующие виды воображения.

  1. Активное. Используя его, человек реализует придуманные образы и идеи. Оно стимулирует человека к активному созиданию и поэтому требует достаточно больших усилий. Особенно когда вновь создаваемые образы нужны для  профессиональной деятельности (иллюстраторы, писатели, модельеры и т. д.).
  2. Пассивное. Не стимулирует человека реализовывать придуманные идеи. Человек просто удовлетворен результатом своего воображения. Либо эти идеи в принципе пока не выполнимы.

Творческое мышление относится к активному воображению. Ведь созданные идеи и образы в дальнейшем реализуются. А вот мечты – это пассивное воображение. Они никак не мотивируют человека к активным действиям.

Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное. Оно используется человеком в разных областях деятельности. Помогает создавать новые предметы и образы благодаря использованию уже имеющейся в памяти информации об объектах и пространстве.

Посмотрите прямо сейчас курс по развитию воображения от Wikium.ru. И вообще, зарегистрируйтесь на сайте, попробуйте разные тренажеры. Я рекомендую этот проект почти в каждой статье про мышление, память, общение между людьми, потому что он действительно очень хороший.

Приемы творческого воображения

Уже с давних времен люди, создавая новые образы, используют специальные приемы. В древности эти техники применяли неосознанно. Так сочинялись былины, мифы, сказки. И в настоящее время подобными приемами пользуются писатели, художники и прочие представители творческих профессий.

  1. Агглютинация. По-другому ее можно назвать склеиванием. Новый образ или персонаж создается из двух или более уже существующих. Например, кентавр – это наполовину человек, а наполовину лошадь. Это пример простой агглютинации. И встречается он не только в художественных произведениях. Создатели новых гаджетов тоже его применяют, соединяя в одном устройстве функции нескольких. Например, телефон с функцией фотоаппарата и т. п.
  2. Гипербола, литота. Простыми словами – преувеличение и преуменьшение. Это один из простейших приемов изменения реальных образов. С его помощью можно преобразить не только целый объект, но и отдельные его части. Пример литоты – Дюймовочка.
  3. Акцентуирование. Данный прием используется, чтобы особенно сильно выделить определенную черту персонажа. Например, в карикатурах и шаржах.
  4. Олицетворение. Заключается в том, чтобы придать неодушевленным объектам характеристики живых существ. Наиболее часто встречается в сказках, например, говорящая яблоня и печка из сказки “Гуси-лебеди”.
  5. Типизация. По этому принципу создается образ, собранный из типичных черт, свойственных определенной группе объектов. Часто используется в литературе и изобразительном искусстве. Например, Н. В. Гоголь применил метод для описания типажей помещиков в поэме “Мертвые души”.

Во время творческого процесса разные техники взаимодополняют друг друга, смешиваются. Благодаря этому удается создавать уникальные образы и находить нетривиальные решения проблем. И взрослым, и детям стоит освоить эти приемы. А как это сделать, я расскажу дальше.

Развитие воображения у детей

В целом для развития воображения у детей и взрослых используются примерно одинаковые способы. Однако стоит принять во внимание особенности дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:

  • дети мыслят преимущественно образами;
  • открыты всему новому и необычному;
  • их образы живые и красочные;
  • они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, которые свойственны взрослым.

Это относится к несомненным преимуществам детской психики. Однако есть и отрицательные особенности, которые стоит учитывать.

  1. У детей пока нет в памяти большого объема информации, необходимого для формирования воображения. Поэтому для начала лучше начинать развивать фантазию и восприятие. Учить ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
  2. Малыши быстро устают, часто отвлекаются. Им тяжело долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А самый лучший способ развить воображение – это, конечно же, игры и чтение книг.

Мы, взрослые, своим примером и энтузиазмом можем увлечь ребенка – вместе играть, выполнять упражнения, фантазировать и таким образом развиваться. Особенно эффективны совместные занятия во время прогулок или длительных поездок.

Способы

Самый лучший способ развивать воображение у ребенка – это заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как это здорово придумывать что-то новое и необычное. Малыш всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.

  1. Читайте вместе книги, написанные в жанре фантастики. Надо не просто прочитать ребенку произведение, а еще обсудить его, проанализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и небольшие фантастические рассказы. С подростком уже можно читать более серьезные научно-фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и т. д.
  2. Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какой суперспособностью он бы хотел обладать и для чего.
  3. Предлагайте ребенку затруднительные задачи. Например, ребенок очутился на необитаемом острове. Что ему надо делать, чтобы выжить?

Упражнения

Лучше всего развивать воображение, сочетая предложенные выше способы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.

  1. Оживший рисунок. Представьте, что вы обладаете особым даром. Все, что вы нарисуете, сразу оживет. Пофантазируйте вместе с ребенком, во что бы вы хотели вдохнуть жизнь.
  2. Превращение. Человек превращается в птицу, зверя, насекомое, растение, в неживой природный объект, в другого человека. Что он будет чувствовать, делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
  3. Антропоморфизм. Этот способ предполагает наделение одушевленных и неодушевленных предметов человеческими свойствами. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. Можете вместе сочинить сказку с придуманными образами.
  4. Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать обитателя далекой планеты, на которой совсем не такие условия жизни, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
  5. Новые вещи. Предложить ребенку усовершенствовать обычные вещи, наделив их новыми качествами или соединив между собой. Это может быть все что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, светильник, подушка и т. д.
  6. Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали величиной с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества у вас появятся? Что будете делать? Лучше всего сочинить рассказ на основе этого сюжета. А потом представьте обратную ситуацию – вы с ребенком уменьшаетесь до размера мышки. Что произойдет?

Развитие воображения у взрослых

Наиболее активно воображение работает у взрослых людей, чье сознание содержит большое количество образов. Новые образы и идеи рождаются на основе уже имеющейся информации. А чтобы накопить богатый опыт надо:

  • читать книги разных жанров (фантастика будет особенно полезна);
  • посещать выставки, музеи;
  • ходить на театральные постановки, в кино;
  • путешествовать;
  • общаться с разными людьми;
  • осваивать новые навыки.

Заключение

Живое воображение – это отличный инструмент на пути к успеху. Оно помогает решать нетривиальные задачи, с которыми вы столкнулись впервые. А также – найти необычные способы решения повседневных проблем. И как здорово, что его можно натренировать и развить!

Надеюсь, предложенные методы и упражнения вам понравятся. И в скором времени вы или ваши дети создадут нечто необычное, что перевернет мир.

Источник: https://vsvoemdome.ru/psihologiya/samorazvitie/kak-razvit-voobrazhenie

Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях

Приемы и операции воображения в психологии: способы создания образов с примерами

Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.

Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.

Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные понятия

Воображение — орудие не только творческого человека.

Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.

Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.

Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:

  1. Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.

    К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.

  2. Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.

Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

Творческое воображение во многом работает на основе схемы «анализ-синтез»: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь; после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.

Операции воображения — это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.

Основные операции воображения — это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

Приемы

Что относится к приемам воображения?

Агглютинация

Агглютинация — это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.

Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.

Примеры агглютинации:

  1. Морская дева. Традиционно морские девы — это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.
  2. Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса — создание с телом льва и человеческой головой.
  3. Кентавр. Известное мифическое существо — наполовину человек, наполовину конь, — перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  4. Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  5. Животные из популярных мультсериалов «Аватар: Легенда об Аанге» и «Аватар: Легенда о Корре». В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема «агглютинация»: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  6. Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф — это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.

С латинского языка слово «агглютинация» переводится как «приклеивание». Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.

Гиперболизация

Гиперболизация — явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.

Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.

Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.

Примеры:

  1. Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
  2. Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
  3. Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.

Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.

Придача

Придача — некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.

Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.

Примеры:

  1. Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
  2. Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
  3. Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.

    Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.

Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.

Типизация

Типизация — прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.

Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.

Примеры:

  • Фауст;
  • Евгений Онегин;
  • Митрофанушка из пьесы «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
  • Помещики из произведения «Мертвые души» Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).

Акцентирование

Акцентирование — прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.

Примеры:

  1. Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов. Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
  2. Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.

Перенос

Перенос (или перемещение) — прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.

В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют «попаданцами»: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.

Примеры известных попаданцев:

  1. Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.
  2. Дети из серии произведений о Нарнии, созданной Клайвом Льюисом. Классика фэнтези, находящаяся рядом с работами Толкина.

Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.

К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.

Аналогия

Аналогия — оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.

Примеры:

  1. Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
  2. Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.

Связь приемов воображения

Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.

Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.

Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.

Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.

О приемах творческого воображения в этом видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/priemy-voobrazheniya.html

Воображение в психологии: его функции и способы развития – Саморазвитие

Приемы и операции воображения в психологии: способы создания образов с примерами

20.11.2019

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания.

Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность.

Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов.

Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов.

Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может.

Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя.

То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма.

По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый.

Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма.

Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте.

Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Функции воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще.

Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных.

Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании.

Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ.

Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности.

Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву.

Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

Источник:

Что такое воображение в психологии?

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Источник: https://donpi.ru/zdorove/voobrazhenie-v-psihologii-ego-funktsii-i-sposoby-razvitiya.html

7.6. Приемы (способы) создания образов воображения

Приемы и операции воображения в психологии: способы создания образов с примерами

Втехническом, литературном, художественномтворчестве наиболее распространеныследующие приемы создания образов:агглютинация, гиперболизация, заострение,типизация, аналогия.

Агглютинация(склеивание) заключаетсяв том, что новый образ получают путемсоединения из двух или нескольких частейразных предметов. Примеры: кентавр,русалка.

Гиперболизация– увеличение или уменьшение предмета,изменение количества частей предмета.Примеры: мальчик с пальчик, дракон ссемью головами.

Заострение– подчеркивание в образе каких-либопризнаков. Пример: карикатуры.

Типизация– выделение существенного в однородныхявлениях и воплощение его в каком-либоконкретном образе. Пример: ЕвгенийОнегин – типичный представитель своеговремени.

Аналогияпостроениеобраза похожего на реально существующуювещь. Это способ создания механизмовна основе биологической модели. Пример:создание дельтапланов по аналогии сптеродактилями.

8.1. Понятие и функции речи и языка

Речь– сложившаяся исторически в процессепрактической деятельности людей формаобщения, опосредствованная языком.

Речь– процесс общения людей посредствомязыка; особый вид деятельности.

Язык– система словесных знаков, опосредствующихпсихическую деятельность, а такжесредство общения, реализуемое в речи.

Функцииречи:

  1. Сигнификативная – способность слова обозначать, называть предмет.

  2. Функция обобщения – в слове зафиксированы исторически обусловленные свойства предметов и явлений. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.

  3. Коммуникативная – состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

  4. Экспрессивная – заключается в передаче эмоционального отношения речи и к человеку, к которому она обращена.

Функцииязыка.

  1. Хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда).

  2. Общение (коммуникативная функция).

Структураречевой деятельности

Речьвключает процессы порождения и восприятиясообщений для целей общения или длярегуляции и контроля собственной речи.

Структураречевой деятельности:

  1. Мотивационный этап – наличие потребности в общении.

  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

  3. Ориентировка в личности собеседника.

  4. Планирование (в форме внутреннего программирования) темы, стиля общения, речевых фраз.

  5. Реализация общения.

  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

  7. Коррекция направления, стиля общения.

Впсихологии речь разделяют на внешнюю– ориентированную на других, и внутреннюю,предназначенную для самого себя. В своюочередь внешняя речь может быть устнойи письменной. Устная речь разделяетсяна монологическую и диалогическую.

8.2.1.Внутренняя речь и ее особенности.

Внутренняяречь – это различные виды использованияязыка вне процесса реальной коммуникации.Это разговор человека с самим собой,сопровождающий процессы мышления,осознание мотивов поведения, планированиеи управление деятельностью.

Внутренняяречь в отличие от внешней обладаетособым синтаксисом. Эта особенностьзаключается в кажущейся отрывочности,фрагментарности, сокращенности.Превращение внешней речи во внутреннююпроисходит по определенному закону: вней в первую очередь сокращаетсяподлежащее и остается сказуемое сотносящимися к нему частями предложения.

Втораяособенность–предикативность. Ее примеры обнаруживаютсяв диалогах хорошо знающих друг другалюдей, понимающих «без слов», о чем идетречь в их разговоре. Им нет нужды в каждойфразе называть предмет разговора,указывать подлежащее: оно им и такизвестно.

Третьяособенность – своеобразный семантическийстрой внутренней речи:

а)преобладание смысла над значением.Смысл понимается как совокупностьвсевозможных ассоциаций – фактов,которые в нашей памяти оживляет данноеслово. Значение – это часть смысла,которую приобретает уже наделенное вязыке широким смыслом слово в контекстеконкретного речевого высказывания.

б)агглютинация –своеобразное слияние слов в одно с ихсущественным сокращением. Возникающеев результате слово как бы обогащаетсядвойным смыслом.

в)смыслы слов имеют другие законы слиянияи объединения, чем законы слияниязначений.Смыслы как бы вливаются друг в друга икак бы влияют друг на друга. Во внутреннейречи мы всегда можем выразить свои мыслии даже целые рассуждения одним названием.

8.2.2.Внешняя речь и ее виды.

Внешняяречь – это общение между людьми припомощи разговора или различных техническихсредств.

Устнаяречь. Протекаетв меняющихся условиях. Отличаетсясокращенным количеством слов и простотойграмматической конструкции.

Диалогическаяречь – этонепосредственное общение двух илинескольких человек. Диалог – это обменрепликами. Психологически диалогявляется более простой формой речи.Во-первых, диалог – речь поддерживаемая:собеседник ставит в ходе ее уточняющиевопросы, может закончить мысль другого.Это облегчает говорящему выразить своюмысль.

Во-вторых,диалог ведется при эмоционально-экспрессивномконтакте говорящих в условиях ихвзаимного восприятия друг другом.Разговаривающие воздействуют друг надруга жестами, мимикой, интонацией.

В-третьих,диалог ситуативен. Предмет, которыйобсуждается, нередко дан в восприятииили существует в совместной деятельности.Речь возникает, поддерживается ипрекращается в зависимости от измененийпредмета или мыслей о нем.

Монологическаяречь – длительное, последовательное,связное изложение системы знаний, мыслейодним лицом.

Онаразворачивается в форме доклада,рассказа, лекции, выступления.

Вмонологической речи, по сравнению сдиалогической, существенные измененияпретерпевает смысловая сторона.Монологическая речь – связная,контекстная. Основные требования к ней– последовательность и доказательность.

Другоеусловие – грамматически безукоризненноепостроение предложений. В диалогическойречи не так заметны обмолвки, незаконченныефразы, неточное употребление слов.

Монологпредъявляет требования к темпу и звучаниюречи. В монологе недопустимы скороговорки,невнятное произношение, монотонность.Выразительность в монологе должнасоздаваться за счет голоса. Монологпредполагает скупость и сдержанностьжестов, чтобы не отвлекать вниманиеслушателей.

Монологическаяречь во всех ее формах требует подготовки.

Письменнаяречь характеризуетсяследующими особенностями: четкимзамыслом; сложной композиционно-структурнойорганизацией; ограниченностьювыразительных средств (курсив, абзац идр.).

Письменная речь требует развернутогопостроения, систематического, логического,связного изложения. Письменная речьпредъявляет повышенные требования кмыслительной деятельности.

Письменнаяречь требует специального овладения.

Общениесложный имногогранный процесс, включающийинформационный обмен, восприятие ипонимание людьми друг друга, воздействиедруг на друга, непосредственныйэмоциональный контакт, формированиеотношений и достижение взаимопонимания.

Вобщении выделяют три взаимосвязанныестороны:

информационнаясторонаобщения состоит в обмене информацией,представлений, мыслей, чувств;

интерактивнаясторона заключается в организациивзаимодействия между людьми (например,нужно согласовать действия, распределитьфункции);

перцептивнаясторонаобщения включает процесс восприятиядруг друга партнерами по общению иустановление на этой основе взаимопонимания.

Источник: https://studfile.net/preview/5455690/page:21/

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: