Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Содержание
  1. Речевые нарушения
  2. Почему возникают речевые нарушения?
  3. Фонетико-фонематическое речевое нарушение
  4. Общее речевое недоразвитие у детей
  5. Что делать, если ребенок говорит неправильно?
  6. В чем заключается профилактика речевых нарушений у детей?
  7. Первичная профилактика речевой патологии
  8. Вторичная профилактика речевых нарушений
  9. Нарушения речи у детей и профилактические меры
  10. Нарушения в развитии речи
  11. Причины нарушения речи у детей
  12. Виды речевых нарушений у дошкольников
  13. Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста                    
  14. Методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
  15. Речевое поведение и проявление дефектов речи
  16. Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста
  17. Виды нарушения речи
  18. Коррекция
  19. Лечение общего недоразвития речи
  20. Причины нарушения речи у детей
  21. Профилактические приемы
  22. Профилактика речевых расстройств, нарушений речи у детей
  23. Факторы, способствующие развитию речевых расстройств
  24. Первичная профилактика нарушений речи:
  25. Третичная профилактика
  26. СМОТРИТЕ ЛЕКЦИЮ «Предотвращение речевых нарушений «
  27. Портал образования | Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Речевые нарушения

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Логопедия

Профилактика речевых нарушений у детей-дошкольников.

Сегодня логопеды всего мира бьют тревогу – детей с нарушением речи становится все больше. Более того, появляются дети, которые вовсе не могут говорить.

Причинами этого явления становятся многие факторы: это и травмы при родах, и патологическое течение беременности, и напряженная обстановка в семье, и мозговая дисфункция, и нарушения работы ЦНС и прочие, о которых будет сказано немного позже.

К сожалению, таких деток в специализированные ДОУ принимают уже после 5 лет, когда самый значимый возраст, в котором исправить речевые нарушения гораздо легче, – а это 3-5 лет, – оказывается упущенным.

Поступая в школу, такому ребенку учеба дается сложнее, у него возникают проблемы с обучением письму, чтению. А ведь предупредить все это можно было раньше, еще в раннем возрасте, ведь профилактика речевых нарушений может осуществляться практически с пеленок.

Почему возникают речевые нарушения?

Часто родители недоумевают, по какой причине у их ребенка возникло речевое нарушение. Как говорилось выше, причин может быть много, основные из них такие:

  1. Нехватка речевого общения. Эта проблема наблюдается и в вполне благополучных семьях. Ведь родители часто оставляют малышей перед телевизором или один на один с игрушками, отправляясь заниматься своими делами. В такие моменты ребенок речь слышит, однако для полноценного ее восприятия он должен еще и видеть артикуляцию – правильную, четкую, неторопливую. Без этого научиться говорить правильно практически невозможно.
  2. Недостаточное развитие мышечной системы артикуляционного аппарата. Мышцы, отвечающие за произношение звуков, успешно развиваются во время грудного вскармливания. Но если мама прекратила ГВ рано, у ребенка нет возможности «насосать» нужные мышцы. Отсюда и речевое нарушение, проявляющееся в неумении выговаривать звуки, шепелявости и т.д.
  3. Снижение слуха. Те дети, которые с раннего возраста подвергаются частым простудным заболеваниям, отитам, которых регулярно лечили антибиотиками или они были рождены раньше времени риск снижения слуха достаточно велик. При этом степень снижения слуха бывает разной – от откровенной тугоухости до еле заметного снижения, которое определяется лишь во время аппаратных исследований. Следствием снижения слуха является неправильное формирование речи из-за того, что ребенок не расслышал слова и интерпретировал их на свой лад, а это влечет за собой неправильное построение предложений. В дальнейшем возникают проблемы с грамматикой, развитием речи и ее пониманием в целом.
  4. Недостаточное развитие речевого слуха. Фонематический слух позволяет ребенку научиться различать звуки. Если возникли какие-либо нарушения в формировании фонематического слуха, ребенок не может полноценно воспринимать речь, понимать ее и произносить слова. В будущем из-за этого появляются проблемы с письмом.
  5. Нарушения или патологии строения артикуляционного аппарата, например, короткая уздечка языка, отсутствие зубов, неправильный прикус. С этими проблемами поможет справиться ортодонт.

Среди других причин речевых нарушений отмечают:

  • внутриутробную патологию плода;
  • сложные, затяжные или слишком стремительные роды;
  • генетическую предрасположенность;
  • нарушение речи, как следствие тяжелых заболеваний, перенесенных малышом в младенчестве;
  • общение с людьми, у которых диагностировано нарушение речи – срабатывает фактор подражания взрослым;
  • неблагоприятные социальные и бытовые условия;
  • ухудшение экологической обстановки;
  • следствие сильного стресса или испуга.

Если говорить о логопедии, то специалисты выделяют такие причины:

  • фонетико-фонематическое речевое недоразвитие (ФФНР);
  • нарушение выговаривания отдельных звуков (ФНР);
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Рассмотрим каждое логопедическое нарушение отдельно.

Фонетико-фонематическое речевое нарушение

ФФНР – нарушение процессов, отвечающих за формирование системы произношения слов родного языка у дошкольников с расстройствами речи, возникающих из-за дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном интеллектуальном и слуховом развитии. Дети с ФФНР:

  • одним звуком заменяют один или несколько других;
  • сложные звуки заменяют более простыми;
  • употребляют целый ряд звуков в разных словах, причем их употребление носит неустойчивый характер.

При коррекции ФФНР работа логопедов направлена на:

  1. Развитие произносительных навыков.
  2. Формирование восприятия фонем, развитие навыков анализа, синтеза звуков.
  3. Понимание морфологического состава слова, изменение сочетаний слов в предложениях.
  4. Формирование умения правильно составлять предложения разной сложности.
  5. Работа над связной речью посредством рассказов и пересказов.
  6. Обогащение словаря, для чего могут использоваться способы словообразования.

 С ФНР ситуация обстоит похожим образом, и работа логопеда практически не отличается от работы с ФФНР.

Общее речевое недоразвитие у детей

ОНР представляет собой серьезное расстройство речи, при котором нарушено развитие и построение всех компонентов речевой системы, то есть и фонетики, и смысловой стороны, к которой относятся лексика и грамматика.

ОНР – комбинированное нарушение. Подобно речевое недоразвитие отрицательно отражается на развитии, а также формировании главных психических функций.

Дети с ОНР менее внимательны, они не могут распределять его максимально продуктивно, их память неустойчива, запоминание минимально, а словесно-логическое мышление отстает в развитии.

Если вовремя не начать специальное обучение, детям с ОНР сложно освоить анализ и синтез, приемы сравнения и обобщения. У таких деток часто отмечают нарушения в движениях.

Что делать, если ребенок говорит неправильно?

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители могут замечать разные грамматические ошибки речи:

  • неправильные окончания имен существительных, называемых во множественном числе и родительном падеже (семечков, креслов, кофточков, лопатков); неодушевленных имен существительных мужского рода, сказанных в предложном падеже (в поле, в роте, на шарфе);
  • склонение имен существительных, которые склонять нельзя (кенгуров, в пальте);
  • ошибки в основе глаголов (ехаю, искаю, даваю);
  • неправильное называние рода имен существительных (один яблоко, это мой книга);
  • ошибки в прилагательных, обозначающих сравнительную степень (хужее, твердее);
  • ошибки в склонении числительных (пойду с двоями, кошка с три котятами).

Если ошибки случайны, не стоит уделять им внимание ребенка, не акцентируйтесь на них. Если подобные ошибки постоянны, их нужно исправлять, поскольку если этого не делать, речь ребенка будет оставаться неправильной очень долго. Однако над речевыми ошибками малыша смеяться нельзя, так же как и дразнить его или высмеивать его неудачное произношение.

Взрослые не должны относиться к неправильному произношению слов ребенком, как к анекдоту, тем более пересказывать неудавшиеся слова другим в присутствии самого малыша. Дети любят, когда им удается рассмешить взрослых, а потому начинают коверкать слова целенаправленно. Очень скоро это перерастает в привычную речь, исправить которую очень сложно.

Позднее развитие речи у ребенка должно насторожить взрослых. Не ждите, пока малыш «выговорится». Так можно упустить важный момент для полноценного речевого развития, который припадает на возраст 3-5 лет. Исправить речевую патологию поможет логопед и медикаментозное лечение при условии, если проблема будет замечена своевременно.

Раннее развитие речи тоже не совсем полезно. Часто дети, которые в полуторагодовалом возрасте начинают говорить связными осмысленными предложениями, становятся гордостью родителей.

Однако такие дети вскоре становятся слишком беспокойными, они плохо спят, им снятся кошмары. В чем причина? Все дело в несовершенстве детской психике, которая просто не может справиться с потоком новой информации.

Поэтому таким детям необходим отдых и свобода от лишних впечатлений.

В чем заключается профилактика речевых нарушений у детей?

Профилактикой называют комплекс мер по предупреждению нарушений речи. Перед профилактикой речевых нарушений у детей стоят такие задачи:

  1. Предупреждение нарушений речи – первичная профилактика.
  2. Предупреждение перехода несерьезных речевых нарушений в хроническую форму и профилактика последствий патологии речи – вторичная профилактика.
  3. Социально-трудовая адаптация тех, кто страдает нарушением речи – третичная профилактика.

В ДОУ занимаются первичной и вторичной профилактикой, поэтому подробно рассмотрим только эти задачи.

Первичная профилактика речевой патологии

Профилактика речевой патологии основывается на социальном, педагогическом и психологическом предупреждении нарушений психических функций. Начинать подобную профилактику можно еще до рождения малыша, когда женщине, что уже носит под сердцем ребенка, создают благоприятные условия, исключая стрессы, нервные ситуации и т.д.

Не менее важна генетическая консультация будущих родителей, которая поможет исключить или вовремя обнаружить патологические отклонения в нервно-психическом и речевом развитии крохи.

Если обнаруживается вероятность определенной патологии, с родителями беседуют о признаках заболевания и методах профилактики наследственных заболеваний.

На генетическое консультирование обычно отправляют семьи, в которых:

  • уже есть ребенок с дефектами речи;
  • у родителей диагностирована умственная отсталость, шизофрения, нарушение слуха;
  • женщина, будучи беременной, перенесла острую форму инфекционного заболевания, страдала от сильного токсикоза;
  • наблюдается передача патологии по мужской или женской линии.

К профилактике относят диспансеризацию беременной, страдающей хроническими заболеваниями, и периодическую госпитализацию будущей матери с отрицательным резус-фактором.

Невероятно важно определить нарушения речевого развития у детей в младенческом возрасте, а не когда ребенок пойдет в школу. У малышей исправить патологию гораздо легче.

Если говорить о младенчестве, то детки, которые перенесли тяжелые роды и получили серьезные травмы, нуждаются в диспансеризации, с помощью которой диагностируют и предупреждают речевые патологии.

Врачи, специалисты в области логопедии, совместно с педиатрами проводят осмотр и обеспечивают комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий при необходимости.

Даже если ребенок в первый год жизни кажется здоровым, а в его карте нет никаких замечаний по этому поводу, его все равно нужно показать психоневрологу, окулисту, ортопеду, педиатру, лору.

В 2 года обязателен осмотр у стоматолога, а в 3-5 лет ко всем перечисленным специалистам добавляется логопед.

Профилактические осмотры у этих специалистов позволяют вовремя выявить патологии речи, что значительно увеличивает шанс на проведение успешной оздоровительной и коррекционной работы.

К прочим профилактическим мерам речевых патологий относят:

  • ограничение общения ребенка младшего возраста с людьми с нарушениями речи;
  • профилактику нервно-психических нарушений, стрессов у ребенка;
  • чтение литературы, разучивание стихотворений, загадок, скороговорок;
  • занятия артикуляционной гимнастикой;
  • развитие мелкой моторики пальцев;
  • обеспечение благоприятной обстановки дома.

Но главное – говорите с ребенком на одном языке, пока он не усвоит основные правила и нормы речи.

Вторичная профилактика речевых нарушений

Речевые нарушения негативно отражаются на психическом развитии малыша, его поведении и формировании личности. Если у ребенка отмечаются глубокие патологии речи, то под угрозой становится его умственное развитие.

Если речевое недоразвитие было обнаружено перед поступлением в школу, проблему нужно решать незамедлительно, иначе ребенок не сможет получать информацию из школьной программы в полном объеме, и тем более воспринимать или запоминать ее. В таком случае ставится вопрос о целесообразности поступления ребенка в учебное заведение.

Порой малышу и родителям дается отсрочка на год, чтобы за это время они скорректировали речь при помощи логопедов и врачей. Однако чаще такие дети посещают спец. Д/С.

Источник: https://jliza.ru/rechevyie-narusheniya.html

Нарушения речи у детей и профилактические меры

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Речь является сложным психическим процессом, для овладения которым нужно прикладывать немало усилий. Основная нагрузка выпадает на дошкольное детство, и нарушения речи у детей дошкольного возраста – частое явление.

Невмешательство в формирование речи ребенка может привести не только к задержке становления речевых навыков, но и к отставанию в общем психическом развитии.

Радует то, что формированию речи действенно способствуют своевременные занятия с детьми, служащие профилактикой дефектов произношения.

Нарушения в развитии речи

Основу развития всех сторон речи составляет освоение правильного произношения звуков и слов. Дошкольники чувствительны к норме произношения родного языка. Даже если ребенок не высказывает определенные звуки или искажает слова, он не приемлет повторения слов окружающими в его версии. Дети чувствуют свои ошибки в произношении, и переживают, если они не устраняются.

Артикуляционная гимнастика

Развитие речи находится в прямой зависимости от соответствующих физиологических особенностей организма. Очевидно, что встречаются органические нарушения в строении речевого и слухового аппарата, что определяет дефекты речи. Это сугубо медицинский вопрос, и с такими детками работают исключительно специалисты.

Но часто нарушения в звукопроизношении наблюдаются у обычных детей, у которых есть все данные для формирования правильной речи и звуковой культуры. В этой статье говорим именно о таких детях.

Нарушения речи при условии, что слух и физиологические особенности речевого аппарата соответствуют норме, называют функциональной дислалией. По сути, этим термином обозначают частичные расстройства звукопроизношения.

Причины нарушения речи у детей

Ребенок осваивает произношение звуков на основе механизма подражания. Он смотрит на артикуляцию взрослого, прислушивается, как звучит его речь, и старается повторить также.

Главным условием усвоения ребенком произношения является четкое различение звука, заданного нормой звуковой стороны языка. При этом основная нагрузка приходится на слуховое восприятие.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста могут произойти по следующим причинам:

  • Низкий уровень слухового внимания (ребенок улавливает общую мелодику слова и повторяет по-своему, не придавая значения отдельным звукам);
  • Недоразвитие фонематического слуха, приводящее к затруднению в выделении схожих звуков (д-т, ш-с, б-п);
  • Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (ребенок мало говорит, соответственно, недостаточно тренируется);
  • Неправильное отношение к развитию речи детей взрослых, которые подражают детскому лепету, вводят в обиход неправильные (потешные, на их взгляд) высказывания детей.

Виды речевых нарушений у дошкольников

Для исправления недостатков произношения у ребенка, прежде всего, нужно разобраться, какое нарушение имеет место:

  • Искаженное произношение звуков
  • Замена одних звуков другими
  • Пропуски звуков
  • Перестановка звуков местами

Под искажением звука понимают такое явление, когда ребенок вместо правильного воспроизведения произносит звук, отсутствующий в русском языке. Особенно распространено искажение звука «р».

Практически, это самый частый камень преткновения в речевом развитии дошкольника. Р – звук, образующийся в результате вибрации кончика языка.

Пока не выработается такой микродвигательный навык, получается совершенно инородный звук.

Замена одного звука другим – частое явление в младшем дошкольном возрасте. Сложно произнести «жук», ребенок заменит на «зук» или «шук». Не поддается слово «рука», значит, будет звучать «юка» или «лука». Вместо «Мишки» и «кубика» — «Миска» и «купик», и т.п.

Такое нарушение как пропуски звуков говорит само за себя. Всем известны детские доога (дорога), пачик (пальчик), сетофор (светофор) и даже олесо (колесо), реп’а (репка).

Иногда дети конструируют свои слова, переставляя рядом стоящие согласные звуки или меняя в слогах. Им легче произнести матрышка (мартышка), менлица (мельница), такушка (катушка).

Какие бы виды нарушения речи у детей дошкольного возраста не наблюдались, они не случайны. Ребенок не ради забавы искажает словопроизношение. Он испытывает сложности в овладении речью и нуждается в помощи.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста                    

Родителям не следует надеяться, что постановка звукопроизношения у ребенка произойдет сама по себе и с годами он «разговорится». Развитие речи, действительно, сложная задача. До поступления в школу ребенку предстоит не только отшлифовать произношение, но еще и научиться связно говорить.

Речевые дефекты, закрепившись в младшем и среднем дошкольном возрасте, могут удерживаться до 7 лет, а то и дольше. В то время как становление звукопроизношения в норме должно завершиться в 5-6 лет.

Проблема состоит в том, что в последующие годы преодолеть нарушения в произношении гораздо труднее, а в некоторых случаях и невозможно. Проблемы с речью у ребенка также мешают ему в освоении грамматического строя речи.

Более эффективно заняться предупреждением речевых нарушений еще на ранних стадиях развития речи, когда ребенок начинает активно говорить. Взрослые должны уяснить недопустимость «сюсюканий» с малышом. Важно, чтобы дети с первых дней своей жизни слышали нежную и ласковую, но правильную речь.

  • Каждое новое слово, поступающее в словарный запас ребенка, нужно несколько раз четко и правильно произнести так, чтобы малыш видел артикуляцию. Особое внимание уделять труднопроизносимым звукам. Пусть на первых порах у ребенка получится не слишком четкое или вовсе искаженное произношение. Повторяя день ото дня, дошкольник будет тренировать как артикуляционный аппарат, так и фонематический слух.
  • Помогайте ребенку с различением звуков, которые мало отличаются по акустическим признакам: б-п, к-х, з-с и подобные пары. Акцентируйте внимание на артикуляции, приводите примеры слов с этими звуками (бочка – почка, крошка – хрюшка, роса – роза и пр).
  • Играйте в слова на определение присутствия звука (есть ли в слове такой звук?).
  • Аккуратно и ненавязчиво исправляйте неправильно произнесенные слова. Продемонстрируйте, как должно звучать слово, побудите ребенка повторить, похвалите за малейшие улучшения в произношении.
  • Закрепляйте сложные звуки и слова в разговорной речи.

Разумеется, в сложных случаях, необходима помощь специалиста. Если после 5 лет у дошкольника наблюдаются проблема речевого развития, незамедлительно обращайтесь к логопеду. Однако в первые пять лет жизни ребенка родители способны оказать своему ребенку очень ценную помощь в речевом развитии.

Источник: https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/narusheniya-rechi-u-detej-i-profilakticheskie-mery

Методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Детям с нарушением развития речи очень сложно контролировать свою речь и поведение в целом. В результате страдает общее коммуникативная способность человека, его социальный статус в будущем и возможность самовыражения.

Речевое поведение и проявление дефектов речи

Важный фактор, это то, как ребенок сам анализирует свои речевые проблемы. Чаще этот дефект преувеличен в восприятии ребенка, он акцентирует свое внимание на нем и замыкается, значительно снижая потребность в общении. В результате полноценно не будут развиты две основные формы коммуникации — монологическая и диалогическая детская речь.

Будущее детей зависит от их коммуникабельности

Попросту, ребенок не сможет сформулировать свою мысль. В дальнейшем это будет выражаться:

  • Низким уровнем или вообще отсутствием инициативы общения;
  • Неумением договариваться и вести спор;
  • Поддерживать беседу и вслушиваться в смысл сказанных слов собеседника будет сложно;
  • Долгое включение в беседу или ограниченный круг собеседников (не более двух).

Речь — важный фактор жизни

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста

Логопеды и психологи дошкольных учреждений, педагоги подготовительных занятий могут профессионально оценить и обнаружить нарушения произношения.

Основная цель их методики — это определить словарный запас и умение владеть словами. Задания в основном на построение предложений с определенным словом или на конкретную тему.

Либо на подбор рифм к словам или, к примеру, придумать похожее слово по звучанию.

Нормы развития речи для дошкольного возраста

Виды нарушения речи

Дефекты делятся на психолого-педагогические и клинико-педагогические, в зависимости от первоисточника нарушения. Часто оба вида могут встречаться у одного ребенка с большим либо меньшим уклоном.

Обратите внимание! Психологические нарушения исправляются работой логопеда и психолога, работа со стороны родителей очень важна.

Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:

  • Заикания;
  • Общего недоразвития (поздно начал говорить, маленький словарный запас, неверное произношение слов);
  • Недоразвитие в фонетико-фонетическом направлении (нарушено произношение слов).

Обратите внимание! Клинические нарушения появляются из-за нарушений ЦНС ее развитием и функциональными изменением, а также нарушение в строении речевого аппарата.

Основные их виды:

  • Распространенное нарушение речи у детей дошкольного возраста — дислалия, это фонетические дефекты, при которых речь поставлена правильно и нет нарушения слуха.
  • Поражения речи в связи с нарушением развития речевых зон головного мозга называют алалия.
  • Для детей с нарушениями речи по причине ринолалии характерно гнусавость голоса.
  • Характеристикой общей задержки речевого развития являются проблемы со стороны смысла и звукопроизношения.

  Что делать, если ребенок в 5 лет плохо говорит

Коррекция

Благодаря исследованиям специальной психологии и коррекционной педагогики, были созданы принципы и основные положения по работе с дефектами произношения у детей дошкольного возраста. Работа авторов Лалаева Серебрякова коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, содержит множество принципов и фактов, которые учитываются при устранении речевых дефектов:

  • Взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, моторики рук;
  • Постепенный переход от наглядного к логическому мышлению;
  • Индивидуальное развитие ребенка, а также его возрастные особенности;
  • Комплексный подход и взаимосвязь в лечении между логопедом психологом и лечащим врачом.

Лексика ребенка формируется благодаря расширению словарного запаса, одновременно с пояснением и уточнением каждого нового слова. Это основа методики. Рабочая программа учителя логопеда содержит обобщенный курс рефератов, презентаций, курсовых работ и методических пособий ведущих логопедов и заслуженных учителей РФ.

Обратите внимание! Диагностика, применяемая практически в каждом дошкольном и школьном учреждении по обнаружению возможных отклонений, это работа — метод обследования речи у детей, и ее автор Чиркина.

Лечение общего недоразвития речи

Лечение такого диагноза должно быть комплексное со стороны медицины, логопеда, психолога и родителей ребенка. Если задержка возникла по психолого-педагогическим причинам, то верным решением проблемы будет благоприятная речевая среда, правильное звукопроизношение со стороны всех, кого слышит ребенок. С клиническими нарушениями предусмотрено лечение в нескольких направлениях:

  • Лечащий врач может назначить препараты, которые являются питанием нейронов мозга;
  • Логопедический массаж, самый действенный способ коррекции, оказывающий положительное влияние на артикуляционный аппарат;
  • Важно закрепление результата дома с родителями. Это могут быть повторения песенок и стишков, артикуляционная гимнастика, звукоподражания и развитие мелкой моторики.

Важно знать! Комплексная работа логопеда и родителей в лечении онр это 90% успеха.

Работа с логопедом

Причины нарушения речи у детей

Самостоятельная диагностика может повлечь за собой еще большие проблемы в развитии не только произношения. Необходима консультация со специалистами. Причин возникновения онр у детей множество, основные из них:

  • Нарушение слуха с раннего возраста;
  • Индивидуальный темп созревания нервной системы (часто предается наследственно);
  • Минимальная мозговая дисфункция, которая часто бывает после поражения головного мозга в перинатальном периоде;
  • Социальные и педагогические причины, детские психические расстройства.

  Лексические темы для организации занятий в подготовительной группе ДОУ

Профилактические приемы

Достаточно уделять должное внимание ребенку и проводить профилактику в игровой форме:

  • Активное общение с ребенком с самого рождения — это фундамент развития речевого аппарата;
  • Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на поэтапное и здоровое развитие мозговых центров, отвечающих за развитие речи.
  • Логопедический массаж можно проводить с первых дней жизни малыша;
  • Подвижные игры, развивающие ориентацию в пространстве, смену темпов движения;
  • Зрительное восприятие и музыкотерапия играет не последнюю роль в общем развитии ребенка и речи в частности.

Самое важное! Особенность профилактики заболевания и лечения уже выявленных дефектов — регулярность занятий.

Виды профилактики

Профилактика всегда легче, чем лечение. Если учесть, что запущенные отклонения произношения влияют на все аспекты жизни ребенка, этому моменту развития следует уделить должное внимание. Ребенок, воспитанный в семье, где его слышат, чаще всего научается правильно и красиво говорить.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/metody-korrektsii-obshhego-nedorazvitiya-i-u-doshkolnikov

Профилактика речевых расстройств, нарушений речи у детей

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

На сегодняшний день  по данным ВОЗ около 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в коррекции речевой функции. Половина из них, т.е. 10-15% от общего количества, страдают выраженным речевым расстройством. В среднем у 0,1% детей отмечается устойчивое, не поддающееся коррекции, нарушение речи.

Расстройства обычно затрагивают все составляющие системы речи: лексико-грамматическая и  фонетико-фонематическая сторона, запоздалое начало формирования речи, низкая речевая интенсивность.

Речевое расстройство, развившееся при отсутствии каких-либо нарушений со стороны органов зрения и слуха или нервной системы, считается специфическим или первичным.

Данные отклонения характеризуются различными (иногда латентными) причинно-следственными факторами. Также, зачастую, представляют сложность для диагностики.

Вторичные нарушения речи развиваются на фоне психических ифизических недостатков: задержка психоэмоционального развития, дефект органовслуха и зрения, моторики и пр.

Факторы, способствующие развитию речевых расстройств

  1. Нарушение внутриутробного развития в результате травм, различных заболеваний, интоксикаций, приема алкоголя, а также лекарственных средств, имеющих тератогенное действие.
  2. Внутричерепные кровоизлияния с поражением речевых зон коры головного мозга в результате родовой травмы
  3. Частые острые респираторные заболевания в раннем возрасте
  4. Применение в первые годы жизни лекарственных средств, имеющих ототоксический эффект:  Гентамицин, Стрептомицин, Тобрамицин , Фуросемид, Индометацин и пр.
  5. Черепно-мозговые травмы
  6. Генетические факторы
  7. Неблагоприятная внешняя среда, изоляция, дефицит эмоционально-положительного  окружения. Нарушения речи у ребенка могут развиться как в окружении глухонемых, так и на фоне чрезмерно шумного окружения.
  8. Психоэмоциональные травмы: испуг, насилие, потеря близкого и т.д.

Вторичные нарушения речи развиваются на фоне психических ифизических недостатков: задержка психоэмоционального развития, дефект органовслуха и зрения, моторики и пр.

Наиболее пагубное влияние на развитиеречи ребенка негативные факторы оказывают в первые 6 лет жизни. Данный периодхарактеризуется следующими гиперсенситивными фазами:

  • фаза накопления слов – 1-1,5 год
  • фаза построения фразовой развернутой речи2,5-3,5 года
  • фаза формирования контекстной речи 5-6 лет

Первичная профилактика нарушений речи:

  1. Сопровождение детей «группы риска», имевшихвнутриутробные нарушения развития, нарушения функции ЦНС и органов слухового изрительного восприятия
  2. Диагностика нарушения двигательных и сенсорныхсистем
  3. Проведение коррекционных мероприятийнаправленных на развитие ориентировочно-позновательных реакций, слуховогососредоточения, вызывание ых реакций, повышение двигательной активностии пр.
  4. Целенаправленная работа по развитию слухового,зрительного и кинестетического восприятия.  
  5. Мероприятия, направленные на развитие и коррекциюречи, необходимо проводить в непринужденной игровой форме. Показаны: упражненияна определение положения языка, челюсти, губ, пальчиковые игры, развитиекинетического и кинестетического ощущения. Развитие моторики и использованиерук во многом способствует улучшению когнитивной функции и, соответственно,развитию речи.
  6. Обеспечение надлежащей положительной мотивации.На всех этапах развития психической, двигательной и мыслительной функции,памяти, внимания, творческих способностей ребенок с речевыми дефектами особеннонуждается в похвале со стороны окружающих.
  7. Развитие импрессивной и экспрессивной речи

Вторичная профилактика включает меры, направленные на предотвращение последующих вторичных расстройств. Дети с нарушениями речи в меньшей степени коммуницируют с окружающими, а потому нуждаются в дополнительном внимании со стороны родителей и педагогов. Важно не допускать замкнутости ребенка. При речевых расстройствах родителям не следует  переходить на невербальный уровень общения. Напротив более продолжительно вербальное общение будет способствовать накоплению ребенком словарного запаса и дальнейшему развитию речи.

Третичная профилактика

  • Подбор для ученика адаптивного обучения,  с учетом его личных возможностей
  • Выявление и развитие сильных сторон
  • Кроме интеллектуального развития способствоватьсоциальному и эмоциональному развитию

СМОТРИТЕ ЛЕКЦИЮ «Предотвращение речевых нарушений «

Источник: http://profilaktika.su/profilaktika-rechevyh-rasstrojstv/

Портал образования | Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Башкатова Светлана Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ “Детский сад №1 комбинированного вида”
Населённый пункт: ЗАТО Шиханы Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
06.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Профилактика

речевых

нарушений

у

детей

младшего

дошкольного возраста

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей

дошкольного возраста. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня

языковой культуры общества в целом. Дети младшего дошкольного возраста,

зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и

далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать

лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения.

При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять

языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой

речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых

звуков. А это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в

детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов,

начало целенаправленной работы по формированию правильного

звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить

появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного

возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней

коррекции.

К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-

1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные

предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на

довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте

еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л],

наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5

годам жизни. Для профилактики речевых нарушений у детей ,важно

развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по

следующим направлениям:

-Развитие правильного дыхания

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка

правильно дышать.

Дуть в дудочки, надувать различные надувные игрушки небольшого размера;

воздушные шары.

2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля –

сделать вдох носом и подуть) ;

3. «Забей мяч в ворота»;

4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»;

5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде;

6. «Узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети

рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы,

укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают

овощ).

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее

время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и

формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж

кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

1.Гладить животных (мягкие игрушки)

2. Игры с массажными мячами

3. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)

4. Выполнение пальчиковых игр

5. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с

бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином,

конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка,

раскрашивание.

6. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от

времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать

свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в

клубок, самостоятельно одеваться

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети,

которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная

гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые

упражнения можно выполнять и дома с родителями.

1. Максимально открывать и закрывать рот

2. Растягивать губы в улыбочку

3. Вытягивать губы трубочкой

4 . «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова

спрятался в домик»

5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.

Развитие чувства ритма

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать

эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его

воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита

речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма

способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию

стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста?

Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и

тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики,

повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских

музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение,

исполнение песенок на клавишных инструментах.

1.Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с

одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков

по столу.

2. Проговаривание “понарошку”, беззвучное с максимальной артикуляцией и

одновременным “прохлопыванием” кончиками пальцев.

3. Громкое ритмичное проговаривание с одновременной “ходьбой” руками по

столу или коленям.

4. Пение под фонограмму с одновременной “ходьбой”, сидя на месте.

5. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

-Развитие понимания речи

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между

словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка.

Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам

угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в

ых реакциях и произнесении звуков и слов.

Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым

предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое

произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком,

которое оно обозначает. Только взрослый может научить его пользоваться

различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в

таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и

называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается

понимание речи и происходит ее собственное появление.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом,

непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но

отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

Используйте каждый час, каждую минутку, проведенную вместе с

ребенком. По дороге в магазин описывайте и обсуждайте с ним все, что

происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака –

она маленькая, добрая, красивая. Во время приготовления пищи мама может

показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля),

а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на

них,

не

переставайте

спрашивать.

Рано

или

поздно,

сын

или

дочка

обязательно отзовутся.

1.Запомнить название игрушки, части тела

2. Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них

3. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом,

машины.

Развивать

ощущения

с

использованием

поверхностей

(сухие,

мокрые) – используются миски с теплой водой.

4.

Развитие

пассивного

и

активного

глагольного

словаря,

состоящего

из

названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет,

убирает,

чистит,

умывается,

купается,

одевается,

говорит,

рисует,

везет,

подает.

Дети

показывают

эти

действия

на

картинках,

называют

их

и

выполняют, определяют по имитации, кто что делает.

5. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

6. Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками

7. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая

шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто

перьями; он круглый, красный, пластмассовый).

-Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных,

бытовых и музыкальных шумов, животных, птиц и людей. При этом

различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием

чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и

ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если

возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять

упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без

опоры на зрение.

Игры на развитие слухового внимания

• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой,

звонит

в

колокольчик

и

предлагает

ребенку

отгадать,

каким

предметом

произведен звук.

• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается),

другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его

позвал

«Узнай

музыкальный

инструмент»

Взрослый

показывает

как

звучат

музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем

то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

• Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов

• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут

руками (летают), тихое – приседают

• Узнай по голосу

Телевизор, компьютер, телефон, планшет прочно вошли в нашу жизнь.

Взрослые восхищаются умениями малыша справляться с неопознанным

чудом 21 века. Экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины

колыбельные песенки, беседы перед сном, совместные игры, разговоры с

отцом. Гаджет становится главным «воспитателем» ребёнка.

Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и

родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не

хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления,

узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая

малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы

заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако,

это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные проблемы.

И самая главная и актуальная проблема – отставание в развитии речи.

Говорите с ребенком, обсуждайте важные вопросы и ежедневные,

бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т.

д.). Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же

значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Даже если

ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет

формироваться полезная привычка — общаться.

Помните, общение с родителями через разнообразные виды совместной с

ними деятельности, ребенок усваивает социальный опыт, овладевает

нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных

действий – происходит социализация личности, формируется и развивается

её субъективность.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=6266

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: