Расстройства привязанности у детей – причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание
  1. Нарушения привязанности: виды, причины, симптомы и лечение
  2. Хорошо и плохо
  3. Избегающий тип
  4. Почему так происходит?
  5. Сопротивляющийся тип
  6. Симбиотический тип
  7. Материнское поведение
  8. Есть ли что-то еще?
  9. О проявлениях
  10. О симптоматике детальнее
  11. Расторможенная форма
  12. Причины и последствия
  13. Что делать?
  14. Признаки реактивного расстройства привязанности у детей
  15. Что такое реактивное расстройство привязанности у детей? 
  16. Почему возникает РРП у детей — основные причины
  17. Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?
  18. Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при РРП?
  19. Что такое расстройство привязанности у детей – причины РРП и виды
  20. Виды РП специалисты классифицируют следующим образом:
  21. Согласно другой классификации РП, выделяют 4 ее вида, с учетом этиологического фактора:
  22. В чем кроются основные причины рп у детей?
  23. Причинами же развития РП обычно становятся ситуации, в которых ребенок теряет возможность поддержания необходимой стабильной связи с родителями или опекунами:
  24. Симптомы РРП – как заметить расстройства привязанности у детей?
  25. Среди ключевых симптомов РРП выделяют:
  26. Например…
  27. Основные риски РРП
  28. Диагностика расстройств привязанности у детей – к каким специалистам обращаться при признаках РРП?
  29. К какому врачу обращаться, если вы заподозрили у ребенка рп?
  30. Как проходит диагностика?
  31. Расстройство привязанности у детей: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика
  32. Причины
  33. Симптомы
  34. Диагностика
  35. Лечение
  36. Профилактика
  37. Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь
  38. Ррп и причины его возникновения
  39. Ррп у детей
  40. Лечение

Нарушения привязанности: виды, причины, симптомы и лечение

Расстройства привязанности у детей – причины, симптомы, диагностика и лечение

Нарушение привязанности чаще рассматривается в качестве неблагоприятного явления. У которого возможны крайние варианты. Оно считается психологической патологией, расстройством. Привязанность потомства впервые изучила Эйнсворт с коллегами. Тогда же выделили благоприятный, неопасный тип и пару негативных. Их назвали тревожно-амбивалентной, избегающей формами.

Хорошо и плохо

Если у детей нарушения привязанности нет, тогда формируется безопасный тип. Это означает, что подрастающее поколение воспринимает мать в качестве фундамента, базы, позволяющей безопасно изучать мир, расширяя собственные возможности.

Даже если матери рядом нет, такой ребенок ощущает себя сравнительно комфортно. В его представлении есть некоторая внутренняя материнская модель. То есть чадо представляет, что женщина в любой момент откликнется на просьбы, что она всегда доступна.

Если сравнивать такого ребенка с теми, кому присущи негативные варианты привязанности, можно заметить, что он быстрее и охотнее исполняет материнские просьбы, склонен работать вместе. Заметно реже у таких детей фиксируются конфликтные поведенческие реакции, им не свойственна тревожность.

Взаимодействие с матерью позволяет контролировать отрицательные эмоции. Социальный прогресс и эмоциональный успешны больше, нежели у тех, кому присущи нездоровые формы.

Избегающий тип

Такое нарушение привязанности у детей заметно, если ребенок демонстративно в умеренной степени уклоняется от общения с матерью. Такой несовершеннолетний осознанно подавляет свои сильные эмоции, причем в первую очередь отрицательные, чтобы сохранить достаточно близкий контакт с родившей его женщиной.

Мать, в свою очередь, отвергает излишне интенсивные контакты, старается исключить слишком близкое взаимодействие. Такой формат привязанности в случае, если мать уходит, характерен тем, что чадо не расстраивается. Ребенок не будет стараться всеми силами организовать тесное взаимодействие с матерью. Он исследует окружающий мир своими силами.

При определении решений и выборе поведенческих реакций такой ребенок не учитывает, какие эмоции его поступки вызовут у матери.

Почему так происходит?

Этот вид нарушения привязанности свойственен случаю, когда мать нечувствительна, не уделяет должного внимания состоянию своего потомства, когда она стремится исключить с ним излишне близкий контакт.

Избегающий тип характерен отношениям, в которых женщина отвергает своего ребенка.

В работах некоторых психологов можно видеть детальный разбор симптомов, указывающих на избегание женщиной тесного взаимодействия с чадом.

Среди симптомов – отсутствие эмоционального отношения при взаимной активности с привлечением ребенка. Женщина может знать, что в какой-то момент ее чаду плохо, но его плач не провоцирует у нее адекватного ответа в эмоциональном состоянии. Если ребенок показывает дистресс очевидными сигналами, женщина игнорирует их.

В некоторых семьях реакция есть, но лишь в случае, когда ребенок проявляет свое состояние очень громким криком или сильно плачет.

Есть вероятность такого вида нарушения привязанности, как избегание, если женщина показывает отношение к потомству несколько стереотипно, если она уделяет достаточно внимания гигиене и внешности чада, игнорируя душевное состояние. В семьях, которым свойственны такие отношения, зачастую мать, общаясь с младенцем, воспринимает его больше как неодушевленного.

Такая женщина запросто может уйти, не сообщив об этом ребенку, а в случае нужды взаимодействовать с ним «лицом к лицу» чувствует неловкость, напряжение, дискомфорт. Она предпочитает опосредованное взаимодействие либо вовсе не брезгует бросить чадо в одиночестве.

Женщина ощущает, что ее обязанности в качестве матери для нее слишком велики, не останавливает ребенка, когда он делает что-то опасное, и стремится научить его тому, что по возрасту вне возможностей малолетнего. Для самой женщины такое состояние, такое общение с ребенком – источник стресса и дискомфорта.

Как показывают наблюдения психологов, нарушения привязанности, особенно тяжелые случаи, довольно сильно влияют на будущее человека.

Эмоциональная депривация в детстве, неправильная забота, некорректная организация взаимодействия могут стать причиной аутизма. Все это способствует развитию такого отклонения как избегающая привязанность.

Влияние факторов комплексное, и чем больше аспектов, провоцирующих такое нарушением, тем выше вероятность развития проявления у малыша особенностей, присущих аутистам.

Сопротивляющийся тип

Такое нарушение привязанности также известно как тревожно-амбивалентное. Несовершеннолетний с трудом воспринимает необходимость разлучиться с матерью и нетерпеливо ожидает, когда она вернется, при этом контакт вскоре рушится из-за агрессивных реакций или вспышек аффективного поведения, обусловленных едва ощутимыми материнскими погрешностями при взаимодействии.

Так, если женщина ненадолго переключила свое внимание и отвлеклась от чада, это провоцирует нежелательный ответ с его стороны. Особенность амбивалентного поведения – агрессивные бурные вспышки, непредсказуемые негативные эмоциональные всплески, указывающие на острое реагирование ребенка на разлуку, включая ситуации, в которых она ему не грозит.

В настоящее время такой тип нарушений исследован крайне мало.

Симбиотический тип

Такое нарушение привязанности некоторыми современными исследователями оценивается как разновидность тревожно-амбивалентного. В некоторых источниках можно встретить термин «невротический». Это обусловлено фактом частого наблюдения неправильной привязанности и следующей за ними невротической патологии, нездорового состояния.

Симбиотическая форма характеризуется склонностью ребенка исключить контакт с матерью визуально, голосом. Одновременно чадо стремится к телесному взаимодействию, буквально прилипает. Ребенок может вынуждать свою мать носить его на руках. В случае необходимости разлучиться несовершеннолетний сильно расстраивается.

Это распространяется даже на те ситуации, когда длительность разлуки – лишь минута или несколько.

По мере развития такого отклонения есть вероятность трансформации телесного контакта в окрашенный сексуально. Это особенно характерно случаю, в котором женщина поощряет такое взаимодействие. Для подобного ребенка возникает очевидная параллель между физической и эмоциональной близостью. Если же ребенок отвергает женщину, он ведет себя агрессивно.

Материнское поведение

В теории нарушений привязанности говорится, что амбивалентный, симбиотический типы неправильного формирования свойственны случаям, когда женщина непредсказуемо реагирует на свое потомство, ведет себя непоследовательно, пытаясь взаимодействовать с несовершеннолетним. Она может относиться к нему так, словно он чем-то сильно болеет и нуждается в особенно большом объеме заботы. Одновременно чадо ощущает нехватку ласки и внимания, так как постоянно присутствуют материнское напряжение и тревожность.

Среди особенностей материнского поведения – избирательность реакции на сигналы дистресса. При этом женщина практически не реагирует, когда чадо проявляет позитивные эмоции. Она старается никогда не расставаться со своим потомством, но может проявлять к нему враждебность. Из наблюдений психологов известно, что наиболее типичным форматом является отрицательный аффект.

Есть ли что-то еще?

В последнем десятилетии прошлого столетия ученые активно занимались вопросами нарушения привязанности у взрослых и детей. И это дало свои плоды. В работах Соломона и Мейн можно найти определение еще одной формы отрицательной привязанности, свойственной младшему поколению по отношению к произведшей его на свет женщине. Его назвали дезорганизовано-дезориентированным.

Несовершеннолетнему, которому присущ такая форма, свойственны непредсказуемость поведения, непоследовательность реакций. Если такого ребенка отлучить от матери, на лице можно видеть изумленное выражение. Некоторые без цели кругами ходят по помещению. А вот будучи рядом с женщиной, чадо показывает боязливость, может вести себя амбивалентно.

Как посчитали психологи, в таком случае ребенок не знает, стоит ли и можно ли попросить у женщины помощи, нужно ли избегать ее, дабы быть в безопасности. В большей степени такое свойственно случаям, когда мать неадекватно реагирует на происходящее, когда подаваемые ею через поведение сигналы сбивают малолетнего с толку.

Считается, что материнское поведение – основная причина формирования дезорганизовано-дезориентированного отклонения.

Среди типов нарушения привязанности выделяют формирующийся на фоне разлуки. Впервые термин предложен Ильиной. Ее задачей было качественно оформить словами состояние человека, который вынужден адаптироваться к социуму в младшем (дошкольном) возрасте, при этом процесс протекает крайне тяжело.

Деструктивным аффектом назвали стойкую и сильную негативную реакцию несовершеннолетнего, появляющуюся, когда он ощущает себя в опасной ситуации. Такой ребенок осознает, что невозможно придерживаться прежнего уровня взаимодействия с матерью. Как следствие, негативные эмоции берут верх.

Из-за этого нарушается способность адаптироваться к обновленной среде.

О проявлениях

Проявления нарушений рассматриваемого типа можно найти в МКБ-10. Здесь указаны сведения о крайних патологических формах.

В МКБ-10 можно найти описание реактивного нарушения привязанности, которое характерно детям. Оно дано применительно к лицам до трехлетнего возраста.

Психологи, однако, указывают на тот факт, что сходное патологическое состояние свойственно и в первые три года существования человека, и позднее.

Среди ключевых симптомов нарушения привязанности выделяют противоречивость поведенческих реакций, наиболее выраженную, когда несовершеннолетний расстается с близким ему человеком. У него снижено настроение, многие подвержены печали и апатии. Некоторые избыточно насторожены и боязливы.

Если попытаться успокоить такого ребенка, он не реагирует на это воздействие. Аффективная реакция недостаточна. Возможны нарушения во взаимодействии со сверстниками, у некоторых замедляется рост, у других выявляют соматические заболевания.

На отклонения в развитии привязанности указывают агрессия, отгороженность в ответ на дистресс (собственный, сторонний).

О симптоматике детальнее

Некоторые признаки нарушения привязанности можно увидеть в описании тревожности на фоне разлуки, расторможенного развития ребенка. Ключевое проявление тревожности, сепарационной тревоги – избыточный дистресс, показываемый несовершеннолетним, предполагающим отлучение от объекта, к которому он привязан.

Дистресс проявляется и во время разлуки, и после нее. Ребенок плачет, встревожен, раздражителен, вспыльчив. Он не хочет расставаться с тем, к кому привязан, постоянно обеспокоен, хотя для этого нет причин. Он предполагает, что могут возникнуть некие драматические обстоятельства, из-за которых не избежать разлуки.

На психологическую травму, нарушение привязанности могут указывать кошмарные сны. В случае тревожности сюжеты таких видений обычно связаны с разлукой. Возможно повторение соматической симптоматики, если ребенок вынужден разлучаться с объектом, к которому привязан. Чаще всего в таких ситуациях болит живот, человека тошнит, рвет.

Расторможенная форма

При таком нарушении привязанность не имеет направленности, она диффузна. Человек неразборчиво общителен. Ему сложно сформировать глубокую привязанность. Когда ребенок совсем мал, он цепляется за старших, стремится стать объектом всеобщего внимания. Если старший пытается задать границы, правила общения, ребенок прерывает взаимодействие с этим человеком.

Причины и последствия

Предполагается, есть большое разнообразие нарушений, которые могут рано или поздно побеспокоить человека. Сегодня психологи убеждены, что последствием нарушения привязанности может стать психопатология. Проводились исследования. Они были призваны определить, как связаны психические патологии и негативные формы привязанности.

Особенно любопытны работы Керига, Венара, в которых авторы доказывают, что однозначную взаимосвязь определить не представляется возможным. Развитие любого несовершеннолетнего предполагает обилие уникальных факторов, влияющих на его психику. Одновременно есть и рисковые, и безопасные.

Соответственно, рассматриваемая форма отрицательной привязанности – один из негативных факторов, но не более того.

Что делать?

Терапия нарушений привязанности чаще рассматривается в аспекте общения с приемными детьми, поскольку для таких семей подобные проблемы свойственны в большей степени, нежели для всех остальных, и именно такие люди чаще обращаются за специализированной помощью психолога.

Единственный современный надежный способ помочь – это терапевтическое воспитание. Как отмечают психотерапевты, ключевое и основное правило такого воспитания – забота в первую очередь о себе самом, и потом уже о прочих. Этому правилу должны подчиняться все родители.

Кроме того, если можно предположить, что есть проблемы в воспитании и формировании привязанности, нужно предупреждать их обострение. А по возможности – появление.

Одно из правил лечения нарушения привязанности – взаимодействие всей семьей. Все родственники должны быть единой командой. Известно, что малолетние с указанной проблемой склонны настраивать некоторых людей друг против друга, дабы избежать разлуки с теми, к кому они привязаны. Не менее важно обеспечить стабильную и безопасную домашнюю остановку.

В условиях своего дома ребенок должен ощущать себя эмоционально стабильным. Недопустимо ощущение физической угрозы – оно лишь усугубит ситуацию. Если ребенок совершил какой-то проступок, задача родителей – помочь чаду извлечь из этого опыта важный урок.

Оптимальный вариант – создание последствий, соответствующих нарушению, с проявлением сочувствия в последний момент их наступления.

Источник: https://FB.ru/article/460750/narusheniya-privyazannosti-vidyi-prichinyi-simptomyi-i-lechenie

Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

Расстройства привязанности у детей – причины, симптомы, диагностика и лечение

Потребность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое существо на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей? 

РРП или реактивное расстройство привязанности – это отсутствие у ребенка эмоциональной привязанности к своим родителям.

Как правило, данное патологическое состояние проявляется у детей вследствие недостаточного внимания со стороны родителей, их пренебрежительного или жестокого отношения к ребенку. Часто данная патология встречается у детей-сирот.

РРП приводит к негативным поведенческим проявлениям, к психологическим и социальным расстройствам. РРП – это целый комплекс психических отклонений.

Классификация РРП

В медицине существует 2 типа классификации данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической картины, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство. Данное расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки одинаково идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люди не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе друзей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является частая смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, подавленное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из признаков данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку испытывать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или чужое). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом жестокого обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день считается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по которой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не только клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Ребенок специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей наказывать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, наоборот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность. К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением свойственна категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перейти в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим типом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной данного расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, причиной данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с ребенком.

Почему возникает РРП у детей — основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Симптомы у детей до 5 лет

Как правило, первые симптомы данного расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится вялым, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется».

Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает смотреть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

Признаки РРП у детей после 5 лет

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя типами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Ребенок всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой помощи.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить время в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он постоянно пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Например, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в кровать. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Ребенок любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном возрасте такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

В некоторых случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То есть у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, страдающие РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на воровстве, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

РРП довольно сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Например, при аутизме, при СДВГ, при стрессах, при тревожном расстройстве и т.д.

Для постановки верного диагноза необходимо комплексное обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка в разных ситуациях. Именно поэтому, своевременное обращение к специалистам в данном случае имеет огромное значение.

Чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Последствия запущенной формы РРП могут носить очень серьезный характер. Наиболее частым осложнением становится задержка психического и интеллектуального развития. У детей с РРП наблюдается социальная дезадаптация, задержка в развитии, отставание в мышлении. Дети с РРП позже начинают ползать, ходить, говорить.

У них отсутствует стремление к речевому контакту, они не могут ни на чем сконцентрировать свое внимание. Если диагноз вовремя не был поставлен и ребенок не получил своевременного лечения, то в подростковом возрасте у него может развиться психопатия, невроз. Таким детям свойственны девиантные формы поведения.

Лечение РРП

Лечение данного расстройства включает в себя целый комплекс психотерапевтических мероприятий. А именно: детскую психотерапию, семейную психотерапию, индивидуальные консультации у психолога и психотерапевта.

  • Основная цель психотерапевтических сеансов с детьми заключается в снижение их эмоциональной напряженности. Психотерапевты в форме игры пытаются расслабить ребенка, избавить его от страхов и недоверия.
  • Целью семейных сеансов является восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком. Психотерапевтические упражнения позволяют устранить отчужденность, возродить телесный и вербальный контакт в семье.
  • Во время консультации опытные специалисты учат родителей правильно выстраивать внутрисемейные отношения, дают полезные рекомендации, разбирают конфликтные ситуации.

С целью коррекции имеющихся уже отклонений в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Младенцы и детишки раннего возраста легче поддаются коррекции, для этого всего лишь необходимо восстановить любящие отношения в семье. Любовь, забота, внимание, участие – главные «лекарства» в этом возрасте.

Лечение реактивного расстройства привязанности у детей дошкольного и школьного возраста требует вмешательства специалистов.

Только совместные усилия психотерапевта и родителей смогут избавить ребенка от этого недуга.

К каким врачам следует обращаться при первых симптомах РРП?

Лечением данного расстройства занимаются: психиатры, психологи и психотерапевты.

Источник: https://baragozik.ru/zdorovyj-malysh/priznaki-reaktivnogo-rasstrojstva-privyazannosti-u-detej.html

Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при РРП?

Расстройства привязанности у детей – причины, симптомы, диагностика и лечение

Термином «расстройство привязанности» в медицине принято называть группу психических отклонений, которые развиваются у детей в случае отсутствия необходимого эмоционального контакта со своими родителями (прим. – или опекунами, что чаще).

В чем выражается РРП, как его определить у ребенка, и к каким специалистам обращаться?

статьи:

Что такое расстройство привязанности у детей – причины РРП и виды

Под словом «привязанность» принято подразумевать чувство (ощущение) эмоциональной близости, которое обычно формируется на основе любви и определенных симпатий.

О расстройстве же данной привязанности говорят, когда у ребенка наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих нарушений, ставших следствием дефицита общения с родителями — и результатом отсутствия доверительных отношений с ними.

Психиатры обозначают данный диагноз аббревиатурой «РРП», которая в бытовом понимании предполагает холодные отношения с опекунами.

Распространенность РРП – менее 1 %.

Виды РП специалисты классифицируют следующим образом:

  • Дезингибированное (прим. – расторможенное) РП. В этом случае ребенок не отличается избирательностью относительно людей, к которым он может обратиться. В самом раннем детстве малыш «цепляется» даже к незнакомым людям, а подрастающий ребенок стремиться к привлечению внимания взрослых людей и не особо разборчив в дружеских отношениях. Чаще всего этот тип РП наблюдается у детей, у которых неоднократно менялись воспитатели (опекуны, приемные семьи) в течение первых лет жизни.
  • Ингибированное (прим. — заторможенное) РП. Симптоматика этого типа РП не слишком выражена — но, согласно классификации заболеваний, данный тип РП называется реактивным и подразумевает заторможенность, подавленность или сверхбдительность маленького пациента, который может реагировать на опекуна/воспитателя по-разному. Такие дети часто весьма агрессивны в отношении чужих (и даже своих) страданий, несчастны.

Согласно другой классификации РП, выделяют 4 ее вида, с учетом этиологического фактора:

  1. Негативная РП. Причины: гиперопека — либо пренебрежение ребенком. Признаки: ребенок провоцирует взрослых на раздражение, на негативную оценку, даже наказание.
  2. Избегающая РП. Причины: разрыв отношений с опекуном/родителем. Признаки: недоверчивость, замкнутость.
  3. Амбивалентная РП.

    Причины: непоследовательное поведение взрослых. Признаки: категоричность и двойственность поведения (от ласки до драки, от доброты до приступа агрессии).

  4. Дезорганизованная РП. Причины: насилие, жестокое отношение к ребенку. Признаки: агрессия, жестокость, сопротивление любым попыткам налаживания контакта.

В чем кроются основные причины рп у детей?

Среди особенностей, рассматриваемых в качестве факторов риска и провоцирования формирования РРП, отмечают:

  • Низкая сопротивляемость стрессам.
  • Неустойчивость нервной системы.

Причинами же развития РП обычно становятся ситуации, в которых ребенок теряет возможность поддержания необходимой стабильной связи с родителями или опекунами:

  1. Отсутствие полноценного контакта с матерью.
  2. Злоупотребление матери алкоголем или наркотиками.
  3. Психические расстройства матери.
  4. Послеродовая депрессия матери.
  5. Насилие в семье, унижение.
  6. Нежеланная беременность.
  7. Вынужденная разлука родителей и ребенка с последующим помещением ребенка в детский дом или даже интернат.
  8. Отказ от опекунства (частая смена приемных семей).

И так далее.

Подытоживая, можно сказать, что РП возникает у детей, которым не дали возможности спокойно и безопасно к кому-либо привязаться.

Симптомы РРП – как заметить расстройства привязанности у детей?

Как правило, формирование РРП происходит еще до наступления пятилетнего возраста (может диагностироваться даже до 3-х лет), после чего данное нарушение может сопровождать ребенка даже до взрослого возраста.

Симптоматика РРП схожа с такими расстройствами, как фобии, посттравматические стрессы, аутизм и проч., поэтому диагноз обычно не ставится «на глазок».

Среди ключевых симптомов РРП выделяют:

  • Настороженность и боязливость.
  • Отставание в интеллектуальном развитии.
  • Приступы агрессии.
  • Сложности в адаптации и при установлении взаимоотношений.
  • Равнодушие к уходу человека.
  • Частый тихий плач без конкретной причины.
  • Развитие (со временем) отвращения к объятиям и любым прикосновениям.
  • Задержка умственного развития, которая с возрастом приобретает более выраженные очертания.
  • Отсутствие чувства вины после случаев неприемлемого поведения.

Важно отметить, что симптоматика — и ее выраженность — зависит от типа РП, от возраста и других факторов.

Например…

  1. Малыши РП в возрасте до 5 лет обычно редко улыбаются и отводят глаза при попытке зрительного контакта. Приближение взрослых у них не вызывает радости.
  2. Дети с ингибированной формой расстройства не желают, чтобы их успокаивали, чтобы с ними сближались или устанавливали контакт, не берут у взрослых протянутую игрушку.
  3. При дезингибированном типе расстройства дети, напротив, постоянно ищут контакта, комфорта и чувства безопасности. Но только у незнакомых людей. Что касается родителей или опекунов – их дети отвергают.

Основные риски РРП

Среди самых частых осложнений данного расстройства отмечают…

  • Задержку психического развития.
  • Снижение познавательного интереса.
  • Нарушение принятия/передачи опыта.
  • Отставание в развитии речи, мышления.
  • Социальная дезадаптация.
  • Приобретение эмоциональных и прочих отклонений как черт характера.
  • Дальнейшее развитие неврозов, психопатии и проч.

Диагностика расстройств привязанности у детей – к каким специалистам обращаться при признаках РРП?

Прежде всего, важно понимать, что без четкого знания всей истории воспитания конкретного ребенка невозможна точная постановка диагноза.

Также не менее важен факт, что пережитые в комплексе те или иные описанные выше ситуации не обязательно провоцируют данное расстройство. Поэтому самостоятельно делать выводы точно не стоит, данный диагноз должен быть экспертным мнением, основанным на результатах полноценной диагностики.

К какому врачу обращаться, если вы заподозрили у ребенка рп?

  1. Педиатр.
  2. Психолог.
  3. Психотерапевт.
  4. Психиатр.

Как проходит диагностика?

Конечно, чем раньше диагностировано расстройство — тем больше шансов на быстрое восстановление ребенка.

  • Прежде всего, пристальное внимание врача сконцентрировано на отношениях мамы и малыша, отношениях в семье и последствиях отношений. Не меньшее внимание уделяется стилю воспитания ребенка, полноте удовлетворения его интересов, наличия собственного пространства у ребенка, и проч.
  • Врач должен точно определить – не связана ли симптоматика расстройства с иными заболеваниями. Например, заторможенность может наблюдаться после черепно-мозговой травмы или при мании.
  • Сбор истории болезни, опрос родителей и других близких ребенку людей, наблюдение за ребенком в разных ситуациях — все это обязательная часть диагностики.
  • Также выполняется специальная психодиагностика, способная выявить наличие эмоционально-волевых нарушений.

Что касается лечения, его осуществляют исключительно комплексно – с консультациями психологов, семейной психотерапией, медикаментозной коррекцией и проч.

Как правило, ранние проблемы РП можно устранить, если вовремя улучшить социальные обстоятельства жизни ребенка. Но окончательного «исцеления» для последующей, нормальной взрослой жизни ребенка можно добиться лишь при его полном примирении с прошлым – понимании прошлого, способности переступить через него — и идти дальше.

Сайт Colady.ru информирует: вся информация в статье носит ознакомительный характер, и не является руководством к действию. Точный диагноз вам может поставить только врач. При тревожных симптомах убедительно просим вас не заниматься самолечением, а записаться к специалисту!
Здоровья вам и вашим близким!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Источник: https://www.colady.ru/prichiny-reaktivnogo-rasstrojstva-privyazannosti-u-detej-priznaki-rrp-diagnostika.html

Расстройство привязанности у детей: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Расстройства привязанности у детей – причины, симптомы, диагностика и лечение

Психические отклонения, при которых у ребенка отсутствует эмоциональный контакт с родителями или опекуном. Наблюдается боязливость, настороженность, трудности адаптации, агрессия, аутоагрессия, задержка интеллектуального развития.

Чтобы установить и подтвердить диагноз, врач собирает анамнестические данные, проводит клиническую беседу, наблюдает за поведением пациента и его отношениями с родителями. Также выполняется психодиагностика методами личностных опросников и проективных методик. Для лечения назначают детскую психотерапию и семейную психотерапию.

Дополнительно специалисты консультируют родителей, чтобы помочь им выстроить внутрисемейные отношения. При раннем начале терапии прогноз благоприятный.

Причины

Вероятность развития патологии повышается при неустойчивой вегетативной нервной системе и несбалансированности оси гипоталамуса, гипофиза и надпочечников.

Одной из причин расстройства является неполноценный контакт ребенка с матерью, который чаще всего встречается на фоне наркозависимости или алкогольной зависимости, послеродовой депрессии, психического расстройства, нежелательной беременности. Также патология может образоваться, если родители унижают ребенка или применяют физическую силу для наказания.

Нередко нарушение возникает у детей, которых рано разлучили с мамой. Если ребенок меняет место проживания, наблюдается текучка кадров или приемные родители отказываются от опекунства, эмоциональная связь с воспитателями быстро разрушается. Классифицируют негативную, амбивалентную, избегающую и дезорганизованную формы недуга.

Негативная форма провоцируется гиперопекой или пренебрежением, амбивалентная – истерическими реакциями и непоследовательностью взрослых, избегающая – разрывом отношений с родителями или опекунами, а дезорганизованная – жестоким отношением и насилием.

Симптомы

Клиническая картина разнообразна и зависит от типа расстройства. Дети дошкольного возраста стараются избегать зрительных контактов, почти не улыбаются и негативно реагируют на приближение взрослого.

Ингибированная форма проявляется отвержением попыток построить взаимоотношения, спокойным отношением к одиночеству, радушным отношением к уходу окружающих, безутешным тихим плачем без причины.

Дезингибированная форма характеризуется зависимостью, поиском комфорта и безопасности у незнакомцев, стремлением построить взаимоотношения с чужими людьми и отвержением опекунов.

Поскольку доверительные эмоциональные взаимодействия с родителями отсутствуют, ребенок начинает отставать в психическом и интеллектуальном развитии. В школе пациент не успевает осваивать учебную программу. Дети негативно реагируют на прикосновения и объятия. На попытки установления физического контакта, они отвечают плачем, гневом, смехом или испугом.

Чтобы обезопасить себя, малыш сохраняет дистанцию. Психологическое сближение приводит к непослушанию и дерзости со стороны ребенка. Патология может выражаться истериками, манипуляциями и агрессивным поведением. Неприемлемое поведение не вызывает чувство вины.

Расстройство осложняется задержкой психического развития, социальной дезадаптацией, волевыми эмоциональными нарушениями, психопатией, неврозами и девиантными формами поведения.

Диагностика

Для установления и подтверждения диагноза, врач собирает анамнестические данные, проводит клиническую беседу, наблюдает за поведением пациента и его отношениями с родителями.

Также выполняется психодиагностика методами личностных опросников и проективных методик. Пациенту необходимы консультации специалистов неврологического, эндокринологического, оториноларингического и офтальмологического профилей.

Расстройство дифференцируют с детским аутизмом, острой стрессовой реакцией, а также СДВГ.

Лечение

Ребенку назначают детскую психотерапию и семейную психотерапию. Дополнительно специалисты консультируют родителей, чтобы помочь им выстроить внутрисемейные отношения. Для улучшения эмоционального фона, обеспечения более высокой эффективности психотерапии, а также, чтобы купировать острые реакции, применяют фармацевтические препараты.

Профилактика

Специфические методы профилактики не разработаны. Ребенку нужно обеспечить психологический комфорт и чувство безопасности. Наиболее важными являются отношения матери к ребенку. Потому, близким нужно обращать внимание на состояние психологического здоровья матери, чтобы выявлять признаки послеродовой депрессии.

Источник: https://med.obozrevatel.com/bolezni/rasstrojstvo-privyazannosti-u-detej.htm

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Расстройства привязанности у детей – причины, симптомы, диагностика и лечение

Чувство любви и привязанности считается основным (базовым) для личности и развития человека. Оно необходимо для формирования общечеловеческих ценностей, адекватной самооценки и семейных отношений.

Это чувство развивается и у людей, и у животных, оно является инстинктивным и не требует практически никаких условий для своего появления (и дети, и детеныши животных привязываются к любому объекту, даже неодушевленному, который находится рядом с ними).

Нарушение формирования такого чувства или реактивное расстройство привязанности у взрослых либо детей свидетельствует о наличие серьезных проблем с психикой. Взрослые с расстройством привязанности отличаются жестокостью и патологическим поведением, а у детей такое расстройство может свидетельствовать о наличие аутизма.

Ррп и причины его возникновения

Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.

Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:

  • Депривация в детском возрасте – РРП может развиться у психически здоровых людей, у большинства взрослых с этой патологией были те или иные проблемы с окружением в детском возрасте.
  • Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.

Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.

Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.

Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести.

Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация.

Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.

Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.

Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.

Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви.

Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта.

У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, патологическая лживость, агрессивность и эгоцентризм.

Отличительные черты человека с РРП:

  • Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
  • Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
  • Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
  • Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
  • Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
  • Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
  • Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
  • Жестокость, агрессивность — характерные черты людей с РРП.
  • Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.

Ррп у детей

У детей, развивающихся в нормальных условиях, реактивное расстройство привязанности может развиться из-за особенности психики.

https://www.youtube.com/watch?v=e_97yMFVbc8

Реактивное расстройство привязанности детского возраста или психогенный аутизм диагностируется у детей в возрасте до 5, первые симптомы могут проявиться еще в младенчестве. Их причиной могут быть аутизм, тревожное расстройство, некоторые другие психические расстройства.

Первыми симптомами реактивного расстройства может быть равнодушие и вялость ребенка, он не пытается общаться с окружающими: не агукает, не следит глазами за игрушкой, не плачет, не пытается привлечь к себе внимания.

Иногда таких детей считают очень «удобными», они не кричат, не плачут, тихо играют в игрушки или целыми часами сидят, уставясь в стену. Могут не реагировать на голод, испачканную и мокрую одежду и другие неудобства.

В более легких случаях у детей наблюдаются отдельные симптомы расстройства – отсутствие выраженной привязанности к родителям, вялость или нежелание общаться с окружающими.

В старшем возрасте при РРП формируется 2 основных типа поведения:

  • Замкнутый
  • Чрезмерно общительный.

В первом случае дети избегают общения, они не разговорчивы, стремятся избежать тактильного контакта. Также их отличает заторможенность, погруженность в себя.

Чрезмерно общительные дети отличаются доверчивостью, у них как будто «смазаны» или отсутствуют свои границы и они не чувствуют границы других людей. Они свободно обращаются с незнакомыми, могут рассказать любую информацию о себе и своей семье, навязчивы и не понимают, о чем можно и нельзя говорить с посторонними.

Лечение

Диагностировать это заболевание, особенно во взрослом возрасте, достаточно сложно. Для этого требуется длительное наблюдение, сбор анамнестических сведений и проведение специальных тестов.

В детском возрасте основой лечения должны стать стабильные, безопасные отношения с родителями или опекунами. Требуется длительное время (несколько лет) для формирования таких отношений и еще несколько лет работы для формирования нормальной привязанности.

В старшем возрасте и для взрослых рекомендуется проведение психотерапии: психоанализа, семейной и личной.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/reaktivnoe-rasstrojstvo-privyazannosti-u-vzroslyh-i-detej.html

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: