Самопорезы у подростков, причины самоповреждений кожи

Содержание
  1. Самопорезы и самоповреждения у подростков в практике детского психиатра. Часть 2
  2. Почему подростки демонстративно наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках? По какой причине они это делают?
  3. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль зрительного вектора
  4. Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков
  5. Как помочь подростку избежать самопорезов и самоповреждений на руках
  6. Самоповреждения: что это и как помочь ребёнку
  7. Будьте внимательны!
  8. Что делать, обнаружив на теле ребёнка порезы?
  9. Самопорезы у подростков, причины самоповреждений кожи
  10. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль зрительного вектора
  11. Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков
  12. Лечение
  13. Самоповреждение: мифы, типы, причины, как справиться
  14. Что это такое?
  15. Самые распространенные виды самоповреждений:
  16. Самоповреждения бывают 3 типов:
  17. В чем причина?
  18. Самоповреждающее поведение подростков: инструкция для родителей | Психологический центр «ТОЧКА»
  19. Причины самоповреждающего поведения подростков
  20. Признаки самоповреждающего поведения:
  21. Что делать родителю, подозревающему самоповреждающее поведение?
  22. Наш телефон не изменился: ☎ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 20.00

Самопорезы и самоповреждения у подростков в практике детского психиатра. Часть 2

Самопорезы у подростков, причины самоповреждений кожи

Подросток устраивает дома истерики, заявляет, что его никто не любит, что он никому не нужен. Угрожает выпрыгнуть с балкона, порезать руки и тому подобное. И режет.

А потом мама или папа находят его с окровавленными предплечьями в полуобморочном состоянии. Пытаются оказать помощь, остановить кровь, вызывают скорую помощь, а он вдруг вскакивает, рвется в окно…

Разобраться в мотивах поведения таких детей помогает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

0 2512 2 Апреля 2018 в 14:01

Часть 1

На приеме я часто вижу мальчиков и девочек, на руках у которых имеются самоповреждения и самопорезы. Их приводят родители и педагоги — замечая самопорезы на руках, они начинают бить тревогу. В этой статье мы поговорим о демонстративном поведении подростков, которые охотно показывают свои самоповреждения другим ребятам.

Учителя рассказывают, что такие дети нарочно обращают на это внимание других, словно хвастаются. Такие дети часто отличаются и по поведению в школе: ведут себя демонстративно, могут срывать уроки, дерзить, прогуливать занятия.

Всячески стараются, чтобы их заметили. В среде подростков подобное поведение может считаться «крутым», мол, посмотрите, какой я смелый.

А дома? Дома ребенок истеричен, требователен и способен нанесением самопорезов и самоповреждений на руках угрожать суицидом перед родственниками.

Почему подростки демонстративно наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках? По какой причине они это делают?

В своей практике я наблюдаю, что самоповреждения кожи с целью привлечения внимания окружающих причиняют себе подростки, обладающие зрительным и кожным векторами. При этом у них могут быть и другие вектора, но кожно-зрительная связка будет ведущей в описанном выше случае.

Разобраться в мотивах поведения таких детей помогает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Встревоженные родственники приводят такого подростка на прием к психиатру не зря. Не каждый ребенок будет угрожать суицидом через «вскрытие вен», самопорезы и самоповреждения на руках.

Подросток устраивает дома истерики, заявляет, что его никто не любит, что он никому не нужен. Угрожает выпрыгнуть с балкона, порезать руки и тому подобное. И режет. А потом мама или папа находят его с окровавленными предплечьями в полуобморочном состоянии.

Пытаются оказать помощь, остановить кровь, вызывают скорую помощь, а он вдруг вскакивает, рвется в окно…

Я наблюдаю детей, которым был выставлен психиатрический диагноз. В результате навязчивых самоповреждений кожи и нарушений поведения они неоднократно лечились в психиатрическом стационаре. Я читаю выписки: «угроза суицидом 2015 год, угроза суицидом 2017 год»…

Почему ребенок готов добровольно причинять себе вред, нанося самоповреждения, самопорезы на руках? Чтобы разобраться в причинах такого поведения подростков, обратим внимание на особенности их психики.

Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль зрительного вектора

Человек, наделенный зрительным вектором, имеет огромный эмоциональный потенциал и чувственность. Каким образом она будет проявляться — зависит от степени развития и реализованности свойств зрительного вектора.

Человек желает наслаждаться, получать для себя. Дети еще только нарабатывают различные умения, и чаще их желания исполняют родители.

Если ребенок со зрительным вектором с детства привык закатывать истерики с криками и морем слез, чтобы получать желаемое, то вместо развития навыков взаимодействия закрепляется такая примитивная модель поведения.

Доведенные криками родители готовы дать ему все, лишь бы успокоился. Не понимая особенностей ребенка, они беспомощны как-либо повлиять на ситуацию.

Зрительный вектор — это особая составляющая психики человека. Зрительному ребенку, как в прочем и любому другому, необходимо правильное воспитание, которое согласуется с его психическими особенностями.

Зрительный ребенок, как никто другой, нуждается в создании эмоциональных связей. Сначала, в раннем возрасте, с родителями, особенно с мамой.

Далее, в детском саду и школе, он создает эмоциональные связи со сверстниками. Дружба между зрительными девочками не разлей вода. И с кожно-зрительными мальчиками — так же.

Они делятся друг с другом секретиками, переживают чувства друг друга, как свои собственные.

Исключительное значение для зрительных детей имеет чтение классической литературы — переживая в своем воображении все происходящее с героями книг, дети научаются сострадать и любить других людей, развиваются чувственно и интеллектуально.

Ребята с кожно-зрительной связкой векторов талантливы и в актерском мастерстве, охотно посещают театральный кружок, участвуют в школьной самодеятельности. При правильном развитии к подростковому возрасту они научаются выносить свои чувства и эмоции наружу, на благо других людей — помогать оказавшимся в беде, сострадая им.

Эмоциональная амплитуда зрительного вектора огромна. Больше, чем у всех других векторов. Это его желание — испытывать яркие эмоции. Именно зрительный вектор дан человечеству для развития культуры и искусства — как средства, побуждающего других людей к сопереживанию себе подобным и тем самым снижению неприязни в обществе.

Что же получается, если не происходит правильного развития ребенка со зрительным вектором?

В подростковом возрасте уже почти завершено развитие психики человека. Если зрительный мальчик или девочка не были воспитаны должным образом, то у них не формируется навык учитывать других людей, их чувства и желания. Такие дети и во взрослой жизни продолжают использовать инфантильные модели получения желаемого — например, через эмоциональный шантаж и угрозы самоповреждений.

Зрительный вектор так или иначе добудет себе эмоции. Для него это вопрос жизни и смерти, постоянное глубокое переживание чувств и их выражение — это его воздух. Иногда способом добыть себе эмоции становится нанесение самоповреждений и самопорезов на руках. Из бесед с подростками я вижу причину в детстве.

Часто девочке, и особенно мальчику, запрещали плакать. Или в семье не было принято выражать свои чувства. В своей практике я видела семьи, внешне благополучные, в которых разговаривали глаголами, а о чувствах, переживаниях — не говорили вообще.

Ребенок не научается выносить свои чувства наружу, другим людям, как он делал бы это, имея возможность искреннего общения с родителями, прежде всего с мамой, читая книги, играя на сцене, играя во дворе на гитаре, помогая тем, кому нужна помощь, выражая любовь. Если зрительный ребенок не научен плакать за других, тогда он будет плакать за себя.

Будет выражать себя в истериках, суть которых одна: «Обрати на меня внимание! Дайте мне то, что я хочу!».

И поднимается волна самопорезов, самоповреждений, чаще на руках, у подростков. Угрозы суицидом, демонстративный шантаж, эмоциональный прессинг — все это они делают с целью раскачки себя в эмоциях, ведь близкие люди к такому поведению не остаются равнодушными и «подпитывают» зрительный вектор подростка вниманием к его проблеме, склонности к самоповреждению и угрозам суицидом.

Внешне подростки со зрительным вектором могут выглядеть весьма примечательно. Их демонстративная внешность так и кричит: «Обрати на меня внимание!».

Зрительные подростки страдают, не получая эмоций, страдают, не умея выражать их. Им приходится очень непросто. Они бы и сами рады не поступать так! Но ими движет бессознательное, то есть зрительный вектор, который желает переживать эмоции любой ценой.

Когда истерики и всяческие демонстрации исчерпывают себя, подросток находит иной, более «действенный» способ привлечения внимания к себе через самоповреждения кожи. И все-таки не каждый подросток будет это делать таким образом.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Не все зрительные подростки будут наносить себе самопорезы и иные самоповреждения.

В своей практике я наблюдаю, что самопорезы и самоповреждения кожи наносят себе с целью эмоционального шантажа прежде всего те подростки, которые подвергались физическому наказанию в детстве.

Ребенок, рожденный с кожным вектором, нуждается в ласке и нежности. Все его биохимические процессы получения удовольствия настроены на это. Когда его бьют, шлепают, его нежная кожа испытывает боль намного большую, чем у ребенка без кожного вектора.

Если такое повторяется часто, то ребенок переучивается получать удовольствие не от нежности, а от боли. Кожный вектор — гибкий, приспосабливающийся.

Биохимические процессы перестраиваются, и вот, в ответ на боль происходит выделение гормонов удовольствия — эндорфинов, формируется склонность к мазохизму.

Подросток сам не понимает того, что с ним происходит. Кто-то будет угрожать выпрыгнуть из окна, кто-то — броситься под поезд, кто-то — отравиться таблетками, раз «меня не любят».

А подросток с битым кожным вектором будет бессознательно стремиться наносить себе самопорезы и самоповреждения, чаще на руках, демонстративно угрожая суицидом.

Подобное поведение может быть настолько закреплено, что психиатр выносит диагноз: синдром самоповреждений или болезнь самоповреждения.

Кроме зрительного и кожного векторов, подростки могут обладать еще и звуковым вектором, тогда клиническая картина усугубляется. Читайте об этом в первой части статьи.

Как помочь подростку избежать самопорезов и самоповреждений на руках

Чтобы помочь подростку, очень важно понять его, что с ним происходит и почему, просто «приструнить» его не получится. Очень важно и состояние самих родителей, прежде всего мамы — именно от нее ребенок с рождения и до окончания подросткового возраста получает ощущение безопасности и защищенности. Или не получает, и это становится важным фактором, тормозящим его развитие.

Подросток, который наносит самопорезы и самоповреждения кожи на руках, находится в большом эмоциональном страдании, и в ваших силах ему помочь. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, чтобы узнать больше о психике своего ребенка и наладить с ним связь. 

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/samoporezy-i-samopovrezhdenija-u-podrostkov-v-praktike-detskogo-psihiatra-chast-2

Самоповреждения: что это и как помочь ребёнку

Самопорезы у подростков, причины самоповреждений кожи

Unsplash (Brian Patrick Tagalog)

Иногда подростки начинают вести себя деструктивно. Самоповреждения — это то, о чём открыто стали говорить как о проблеме не так давно. Наши блогеры из проекта «Выбери жизнь» благотворительного фонда «Дорога к дому» рассказывают, как родителям себя вести, если их ребёнок наносит себе порезы или ожоги.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Самопорезы, выдёргивание волос, нанесение себе ожогов, обкусывание ногтей до крови — всё это формы самоповреждающего поведения. По большому счёту татуировки, пирсинг — это тоже самоповреждение, но социально приемлемое.

Чаще всего к порезам в сложных для себя ситуациях прибегают девочки 13–16 лет, мальчики 12–18 лет. Дети младшего школьного возраста тоже наносят себе повреждения: бьют себя кулаками по голове, обкусывают до крови ногти, могут биться головой об стену.

Есть мнение, что самопорезы — лайтовая версия суицида. На самом деле это не так. При суициде мотив один — лишение себя жизни. У самоповреждающего поведения, к которому относятся порезы, совершенно другие мотивы, причины:

  • Желание принадлежать группе (татуировки, например: у байкеров свои тату). Они могут отражать статус, положение молодого человека в группе. Для подростка актуальна проблема сепарации — отделения от родителей. Ему нужно как-то выделиться в своей референтной группе. Если в ней кто-то порезался, он тоже будет это делать, просто для того чтобы продемонстрировать принадлежность к коллективу: «Смотрите, я делаю как вы». Если родители подростка нарушают его личностные границы, жёстко контролируют жизнь, то порезы могут быть реакцией протеста: «Хотя бы со своим телом я могу делать что хочу».
  • Подсознательное желание ребёнка проверить, а жив ли он вообще (в моральном смысле), может ли он испытывать эмоции. Такая ситуация может сложиться после психологических травм, будь то семейное насилие, конфликтная ситуация с друзьями или травля в учебном заведении. Какова реакция человека, получившего психологическую травму? Происходит некая эмоциональная заморозка, на эмоции как бы ставится щит. Ребёнок — опять же в силу незнания и отсутствия опыта — не понимает, что с ним происходит. У него возникает ощущение «Я не живу. Ничего не чувствую». Что происходит дальше? Как вариант — он себя порезал, и сделал это для того, чтобы почувствовать, что он живой.
  • Стремление уменьшить чрезмерное напряжение в ситуации стресса.
  • Физическое выражение эмоциональной боли, перевод с эмоционального уровня на телесный.
  • Кроме того, самопорезы могут рассматриваться как забота о себе. Это так называемый синдром Мюнхгаузена (симуляция, преувеличение). Подросток привлекает к себе внимание, чтобы о нём позаботились, стремится получить поддержку. Причём неважно, что эта забота будет в негативном ключе. Для ребёнка хуже всего безразличие, поэтому даже конфликты, телесные наказания для него лучше: это всё-таки общение, телесный контакт, хоть и такой перевёрнутый.
  • Самопорезами подростки могут наказывать себя, проявлять таким образом негативное отношение к своему телу.
  • Попытка восстановить контроль над собственным телом. У подростка появляется иллюзия контроля над своим телом и жизнью (особенно когда он пребывает в гиперконтролирующей ситуации или жёсткой зависимости от родителей).

Немаловажную роль в формировании самоповреждающего поведения, в том числе самопорезов, играет чувство гнева, возникающее в детстве в ответ на агрессию и физическое насилие, которое в условиях хроничности накапливается, вытесняется и кристаллизуется в бессознательном, проявляясь в стремлении уничтожить ту часть себя, которая была «виновата в беспомощности». Часто подобное находит отражение у подростков, систематически подвергающихся избиениям, травле и/или насилию. Причинение себе боли — заменитель гнева к насильнику и/или агрессору (особенно это актуально в ситуациях культурного запрета на выражение эмоций по отношению к обидчику).

Когда мать или отец осуществляют насилие, возникает жёсткая диссоциация. С одной стороны, я люблю, это моё, близкое, а с другой стороны — это агрессор. Получается двоякая объект-репрезентация родителей в сознании ребёнка. Всё это очень ломает психику, вызывает диффузию идентичности и приводит к самоповреждающему поведению.

Будьте внимательны!

Любому подростку хуже всего тогда, когда к нему безразличны. Необходимо внимание — любое, даже негативное. Через самоповреждение ребёнок решает психологические проблемы, которые не может решить другим способом.

Если подростка лишить этого, не предоставив конструктивную альтернативу, он может выбрать ещё более деструктивные варианты поведения. То есть порез — это своеобразный маячок, сигнализирующий, что в душевном состоянии подростка что-то не так.

Этот знак родителям нужно истолковать верно.

Попытки отругать, запугать подростка последствиями такого поведения, взывать к чувству вины, стыда, совести не просто не помогают, а обычно усугубляют ситуацию

Например, ребёнок использует самопорезы как доступный способ справиться с чувством злости, тревоги, вины.

Родитель, обнаружив это, начинает обвинять: «Ты представляешь, как я себя чувствую!», «Из-за тебя вся семья мучается!», запугивает: «У тебя останутся шрамы! Это же некрасиво! Ты занесёшь инфекцию!» Это снова рождает чувство тревоги и вины, снова подростку необходим способ с ними совладать, потребность в привычных помогающих действиях появляется снова. Это становится похоже на замкнутый круг.

Что делать, обнаружив на теле ребёнка порезы?

  • Не паниковать и не устраивать скандалов.
  • Не запугивать.
  • Предпринять попытку поговорить. Скажите: «Я чувствую, что тебе плохо, так бывает. Мы все время от времени переживаем тяжёлые моменты».
  • Начать проявлять интерес к жизни ребёнка. Главное — не перегнуть палку и не докучать вопросами по поводу и без.
  • Пересмотреть своё отношение к воспитанию. Попытаться разобраться, что именно вы делали не так. Нужно не просто что-то сделать (действие ради действия), а полностью изменить стиль воспитания.
  • Проанализировать взаимоотношения в семье, насколько они открыты.

Любые попытки ограничить и лишить подростка помогающих действий обычно не приносят никаких результатов, если у него не появится другой, новый способ справиться с эмоциональным напряжением или решить психологический конфликт.

Полезно понимать, что на данный момент это не самый лучший, но самый доступный способ для ребёнка временно делать непереносимые переживания выносимыми или получать для себя что-то, что не может быть обеспечено другим способом.

Часто родителям самостоятельно понять, как реагировать в такой ситуации и как помогать подростку, довольно сложно. Именно потому, что они сильно напуганы, эмоционально включены и воспринимают ситуацию сугубо субъективно. Мы рекомендуем в данных ситуациях обращаться за помощью к медицинскому психологу или психотерапевту для получения поддержки, консультации и сопровождения семьи.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/natalya-andryushkova/95826-samopovrezhdeniya-chto-eto-i-kak-pomoch-rebenku

Самопорезы у подростков, причины самоповреждений кожи

Самопорезы у подростков, причины самоповреждений кожи

  1. Почему подростки демонстративно наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках? По какой причине они это делают?
  2. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль зрительного вектора
  3. Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков
  4. Лечение
  5. Формы (виды) селфхарма.
  6. К самым распространенным формам самоповреждения можно отнести:
  7. К менее популярным, но также практикуемым формам можно отнести:
  8. Помимо сугубо физических способов селфхарма, существуют и действия нанесения психологических травм.

    В данную категорию можно отнести:

  9. Как избавиться от желания причинять себе физический вред?
  10. Подростковый возраст — трудности самореализации
  11. Лечение самоповреждающего поведения
  12. Гормоны и боль: нейробиология самоповреждения
  13. Другие ученые считают, что селфхарм — это настоящая зависимость сродни наркотической.

  14. Важно, чтобы терапевт имел опыт работы с этой проблемой
  15. Эмма
  16. 25 лет, клинический психолог
  17. Мира
  18. Порезы рук и ног, шрамирование
  19. Трещина, надрыв (fissura, rhagades)
  20. Поверхностные трещины (fissura)
  21. Глубокие трещины или надрывы (rhagas)
  22. Клиническая картина и диагностика заболевания
  23. Родители последними узнают правду о ребенке
  24. Софья
  25. Мифы
  26. Лиза
  27. Порезы рук и ног, ожоги, секс с малознакомыми людьми, алкоголь
  28. Виды селфхарма
  29. Рубец (cicatrix)
  30. Ссадина, или экскориация (excoriatio)
  31. Эрозия (erosio)
  32. Язва (ulcus)
  33. Лихенизация (lichenisatio)

В своей практике я наблюдаю, что самоповреждения кожи с целью привлечения внимания окружающих причиняют себе подростки, обладающие зрительным и кожным векторами. При этом у них могут быть и другие вектора, но кожно-зрительная связка будет ведущей в описанном выше случае.

Разобраться в мотивах поведения таких детей помогает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Встревоженные родственники приводят такого подростка на прием к психиатру не зря. Не каждый ребенок будет угрожать суицидом через «вскрытие вен», самопорезы и самоповреждения на руках.

Подросток устраивает дома истерики, заявляет, что его никто не любит, что он никому не нужен. Угрожает выпрыгнуть с балкона, порезать руки и тому подобное. И режет. А потом мама или папа находят его с окровавленными предплечьями в полуобморочном состоянии.

Пытаются оказать помощь, остановить кровь, вызывают скорую помощь, а он вдруг вскакивает, рвется в окно…

Я наблюдаю детей, которым был выставлен психиатрический диагноз. В результате навязчивых самоповреждений кожи и нарушений поведения они неоднократно лечились в психиатрическом стационаре. Я читаю выписки: «угроза суицидом 2015 год, угроза суицидом 2017 год»…

Почему ребенок готов добровольно причинять себе вред, нанося самоповреждения, самопорезы на руках? Чтобы разобраться в причинах такого поведения подростков, обратим внимание на особенности их психики.

Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль зрительного вектора

Человек, наделенный зрительным вектором, имеет огромный эмоциональный потенциал и чувственность. Каким образом она будет проявляться — зависит от степени развития и реализованности свойств зрительного вектора.

Человек желает наслаждаться, получать для себя. Дети еще только нарабатывают различные умения, и чаще их желания исполняют родители.

Если ребенок со зрительным вектором с детства привык закатывать истерики с криками и морем слез, чтобы получать желаемое, то вместо развития навыков взаимодействия закрепляется такая примитивная модель поведения.

Доведенные криками родители готовы дать ему все, лишь бы успокоился. Не понимая особенностей ребенка, они беспомощны как-либо повлиять на ситуацию.

Зрительный вектор — это особая составляющая психики человека. Зрительному ребенку, как в прочем и любому другому, необходимо правильное воспитание, которое согласуется с его психическими особенностями.

Зрительный ребенок, как никто другой, нуждается в создании эмоциональных связей. Сначала, в раннем возрасте, с родителями, особенно с мамой.

Далее, в детском саду и школе, он создает эмоциональные связи со сверстниками. Дружба между зрительными девочками не разлей вода. И с кожно-зрительными мальчиками — так же.

Они делятся друг с другом секретиками, переживают чувства друг друга, как свои собственные.

Исключительное значение для зрительных детей имеет чтение классической литературы — переживая в своем воображении все происходящее с героями книг, дети научаются сострадать и любить других людей, развиваются чувственно и интеллектуально.

Ребята с кожно-зрительной связкой векторов талантливы и в актерском мастерстве, охотно посещают театральный кружок, участвуют в школьной самодеятельности. При правильном развитии к подростковому возрасту они научаются выносить свои чувства и эмоции наружу, на благо других людей — помогать оказавшимся в беде, сострадая им.

Эмоциональная амплитуда зрительного вектора огромна. Больше, чем у всех других векторов. Это его желание — испытывать яркие эмоции. Именно зрительный вектор дан человечеству для развития культуры и искусства — как средства, побуждающего других людей к сопереживанию себе подобным и тем самым снижению неприязни в обществе.

Что же получается, если не происходит правильного развития ребенка со зрительным вектором?

В подростковом возрасте уже почти завершено развитие психики человека. Если зрительный мальчик или девочка не были воспитаны должным образом, то у них не формируется навык учитывать других людей, их чувства и желания. Такие дети и во взрослой жизни продолжают использовать инфантильные модели получения желаемого — например, через эмоциональный шантаж и угрозы самоповреждений.

Зрительный вектор так или иначе добудет себе эмоции. Для него это вопрос жизни и смерти, постоянное глубокое переживание чувств и их выражение — это его воздух. Иногда способом добыть себе эмоции становится нанесение самоповреждений и самопорезов на руках. Из бесед с подростками я вижу причину в детстве.

Часто девочке, и особенно мальчику, запрещали плакать. Или в семье не было принято выражать свои чувства. В своей практике я видела семьи, внешне благополучные, в которых разговаривали глаголами, а о чувствах, переживаниях — не говорили вообще.

Ребенок не научается выносить свои чувства наружу, другим людям, как он делал бы это, имея возможность искреннего общения с родителями, прежде всего с мамой, читая книги, играя на сцене, играя во дворе на гитаре, помогая тем, кому нужна помощь, выражая любовь. Если зрительный ребенок не научен плакать за других, тогда он будет плакать за себя.

Будет выражать себя в истериках, суть которых одна: «Обрати на меня внимание! Дайте мне то, что я хочу!».

И поднимается волна самопорезов, самоповреждений, чаще на руках, у подростков. Угрозы суицидом, демонстративный шантаж, эмоциональный прессинг — все это они делают с целью раскачки себя в эмоциях, ведь близкие люди к такому поведению не остаются равнодушными и «подпитывают» зрительный вектор подростка вниманием к его проблеме, склонности к самоповреждению и угрозам суицидом.

Внешне подростки со зрительным вектором могут выглядеть весьма примечательно. Их демонстративная внешность так и кричит: «Обрати на меня внимание!».

Зрительные подростки страдают, не получая эмоций, страдают, не умея выражать их. Им приходится очень непросто. Они бы и сами рады не поступать так! Но ими движет бессознательное, то есть зрительный вектор, который желает переживать эмоции любой ценой.

Когда истерики и всяческие демонстрации исчерпывают себя, подросток находит иной, более «действенный» способ привлечения внимания к себе через самоповреждения кожи. И все-таки не каждый подросток будет это делать таким образом.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Не все зрительные подростки будут наносить себе самопорезы и иные самоповреждения.

В своей практике я наблюдаю, что самопорезы и самоповреждения кожи наносят себе с целью эмоционального шантажа прежде всего те подростки, которые подвергались физическому наказанию в детстве.

Ребенок, рожденный с кожным вектором, нуждается в ласке и нежности. Все его биохимические процессы получения удовольствия настроены на это. Когда его бьют, шлепают, его нежная кожа испытывает боль намного большую, чем у ребенка без кожного вектора.

Если такое повторяется часто, то ребенок переучивается получать удовольствие не от нежности, а от боли. Кожный вектор — гибкий, приспосабливающийся.

Биохимические процессы перестраиваются, и вот, в ответ на боль происходит выделение гормонов удовольствия — эндорфинов, формируется склонность к мазохизму.

Подросток сам не понимает того, что с ним происходит. Кто-то будет угрожать выпрыгнуть из окна, кто-то — броситься под поезд, кто-то — отравиться таблетками, раз «меня не любят».

А подросток с битым кожным вектором будет бессознательно стремиться наносить себе самопорезы и самоповреждения, чаще на руках, демонстративно угрожая суицидом.

Подобное поведение может быть настолько закреплено, что психиатр выносит диагноз: синдром самоповреждений или болезнь самоповреждения.

Кроме зрительного и кожного векторов, подростки могут обладать еще и звуковым вектором, тогда клиническая картина усугубляется. Читайте об этом в первой части статьи.

Лечение

Избавиться от самоповреждающего поведения без профессиональной помощи практически нереально, человек должен обратиться к психологу. Облегчить состояние могут мягкие седативные средства, например, чаи из трав, настойка валерьяны и т. д.

Если самоповреждения носят серьезный характер, помочь могут только антидепрессанты и нейролептики, назначить которые может только врач. Отличным отвлекающим фактором могут стать физические нагрузки, например, бег или регулярные походы в спортзал. Во время занятий человек «сбрасывает» накопившийся эмоциональный груз.

На поврежденную кожу следует наносить ранозаживляющие и увлажняющие мази и кремы. Образующиеся корочки необходимо обрабатывать антисептическими растворами, чтобы предотвратить инфицирование.

Желательно также отказаться о продуктов, которые способны провоцировать развитие аллергических реакций: шоколад, апельсины. Чтобы стабилизировать нервную систему, рекомендуется сократить употребление тонизирующих напитков (чая и кофе), заменив их травяными отварами.

Практика показывает, что чем дольше «стаж» селф-харминга, тем сложнее справиться с этой проблемой. Можно сказать, что пациент попадает в замкнутый круг: он испытывает стресс, начинает расчесывать кожу и повреждает ее, в результате чего закрепляется определенная стереотипная схема поведения.

Если на первых стадиях пациенты способны контролировать свое поведение и не повреждать кожу, когда на них смотрят другие люди, то в дальнейшем им становится все сложнее держать себя в руках.

Основой лечения невротических экскориаций является устранение психологического недуга, который сыграл роль пускового механизма.

Терапия может занять много времени и не всегда приносит быстрый успех. Лечение должно быть комплексным и помимо работы с психотерапевтом включать в себя:

  • избавление от негативных раздражителей, желательно уволиться с работы, причиняющей стресс, перестать общаться с людьми, которые неприятны пациенту, и т. д.;
  • облегчить состояние пациентов помогают бандажи, защищающие кожу от повреждений;
  • хороший результат приносит фармакологическая терапия, например, антидепрессанты, седативные и т. д.;
  • на западе для лечения расстройства нередко применяют гипноз.

Источник: https://neotravlen.ru/psihologiya/samoporezy-u-podrostkov-prichiny-samopovrezhdenij-kozhi.html

Самоповреждение: мифы, типы, причины, как справиться

Самопорезы у подростков, причины самоповреждений кожи

Самоповреждение относится к одной из табуированных в обществе проблем, о которых не принято говорить вслух. Общество всячески осуждает такое поведение и совершенно не хочет даже слышать о его причинах.

Для окружающих поведение людей, истязающих свое тело, является глупым, инфантильным, проблемным. Считается, таким «дешевым» способом они пытаются привлечь к себе внимание.

В других случаях принято думать, что самоповреждение – это следствие наркотической или алкогольной зависимости. Но так ли это на самом деле?

Что это такое?

Многие считают, что наносить себе физический вред свойственно в основном подросткам последних десятилетий. Вероятно, из-за информационной перегруженности и большого количества насилия с экранов телевизоров. Но это не совсем так, еще в древние времена были известны разные способы истязания собственного тела.

В основном это было характерно для религиозных фанатиков, которые считали, что страдания тела очищают душу. Ведь в каком-то смысле физическая боль действительно может на время приглушить душевную.

Да и в литературе нередко романтизируют образ бесстрастного человека, утратившего смысл жизни, которому хочется снова почувствовать хоть что-то, и тогда он в отчаянии наносит себе физические повреждения. Но что это такое на самом деле, откуда берутся подобные мысли и стремления?

На самом деле самоповреждение – это нанесение преднамеренных повреждений своему телу по каким-либо внутренним причинам, но без суицидальных намерений. Оно встречается как симптом некоторых психических расстройств.

Такими расстройствами могут быть пограничное расстройство личности, сильное депрессивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, биполярное расстройство, шизофрения, булимия, анорексия и т. д. Но самоповреждения могут наблюдаться и у людей без клинического диагноза.

Однако часто это бывает связано с проблемами психического здоровья, депрессией, тревожностью.

Самые распространенные виды самоповреждений:

  • порезы на запястьях, бедрах и ладонях;
  • сильное расцарапывание кожи, до крови;
  • прижигание;
  • удары головой о стену или бросание своего тела на твердые поверхности и предметы;
  • пережатие частей тела;
  • сдавливание головы, самоудушение;
  • намеренное препятствование заживлению царапин и других ран, их регулярное вскрытие;
  • прокалывание кожи иглами и другими колющими предметами;
  • проглатывание несъедобных предметов.

Самоповреждения бывают 3 типов:

1. Импульсивное – когда человек, чаще всего подросток, испытывает сильнейший наплыв эмоций и под их влиянием наносит себе повреждения. Такое случается неожиданно, без желания и намерения это сделать, автоматически, необдуманно.

2. Стереотипное. Чаще всего люди со стереотипным типом самоповреждений наносят себе ушибы. Подобное ритмичное монотонное нанесение себе вреда чаще всего характерно лицам с задержкой в развитии и страдающим аутизмом разной степени тяжести.

3. Умеренное или компульсивное – когда человек наносит себе физический вред под воздействием навязчивых мыслей. Оно может присутствовать у лиц любого возраста.

В чем причина?

Есть 2 теории, связанные с физиологией, которые объясняют, почему такое поведение может повторяться:

1. Серотониновая теория: некоторые люди хуже могут справляться со стрессом, поскольку у них в головном мозге недостаточно серотонина. У таких людей боль улучшает самочувствие, поскольку она вызывает подъем серотонина.

2. Опиатная теория: во время ранений или ушибов действует противоболевая система мозга. Вырабатываются опиаты, они являются основным природным обезболивающим. Благодаря им боль немного притупляется, а еще эти вещества могут вызывать эйфорию. Люди, причиняющие себе физический вред регулярно, могут подсесть на эти эффекты.

Но кроме внутренних есть еще и внешние причины самоповреждений. За фасадом данного поведения часто стоят попытки совладать с эмоциональным дискомфортом. На самом деле совершенно любые стрессовые ситуации могут стать мотивом истязать свое тело. Такими причинами могут быть:

  • внутрисемейные проблемы (развод, жестокое обращение, пренебрежение, излишняя строгость родителей, частые ссоры, тирания мужа или жены и т. д.);
  • пережитое сексуальное насилие;
  • ощущение собственного бессилия, сильнейшей обиды (под влиянием проблем, которые нельзя решить прямо сейчас и которые не зависят от тебя. В таких случаях человек ощущает иллюзию утраченного контроля над ситуацией и ложно считает самоповреждение решением).

Источник: https://zoj.kz/psyhologiya/samopovrezhdenie.html

Самоповреждающее поведение подростков: инструкция для родителей | Психологический центр «ТОЧКА»

Самопорезы у подростков, причины самоповреждений кожи

В подростковом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии и может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии.

Подростковый возраст – сложный период новых эмоциональных и поведенческих реакций, нетипичного, «иного» проявления личности подростка. Этот период знаковый и для родителей, так как происходит серьёзная трансформация отношений. Порой просто невозможно выстраивать диалог с ребёнком также как раньше.

Именно в этот период, в следствие гормональных изменений и появления чувства «взрослости», подросток реагирует на вмешательство в его жизнь взрослых как на оголённый электрический провод. Любое «не то слово» или «не те поступки» превращают родительско-детский альянс в плацдарм для боевых действий.

Причины самоповреждающего поведения подростков

К сожалению, в этом возрасте ребёнок может периодически оказываться в нестабильном эмоциональном состоянии, может начинать причинять себе вред. Подобное поведение требует от родителя максимального включения и эмпатии (т.е. понимания того, что чувствует другой человек). Как определить, есть ли у Вашего ребёнка признаки самоповреждающего поведения и что Вы можете сделать?

Признаки самоповреждающего поведения:

✔ 1. Вы находите на теле ребёнка порезы, синяки, ожоги непонятного происхождения, также могут быть обнаружены области без волос на коже головы.

Обратите внимание на повреждения на таких частях тела, где сложно пораниться случайно – запястья, бедра, живот.

Обратите внимание, что искать нужно не только порезы – ожоги, синяки, области без волос на голове (или исчезновение ресниц на глазах) – такие же признаки самоповреждения.

✔ 2. Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой (даже в жару) или украшениями (например, браслетами). Часто под ними прячутся шрамы.

✔ 3. Ребенок начинает много времени проводить в одиночестве в ванной или у себя в комнате, при этом отчаянно старается не пустить туда родителя и очень злится, если тот продолжает настаивать.

✔ 4. Ребенок начинает проводить онлайн еще больше времени, чем обычно (подчеркну слово «ещё» – очевидно, что большинство подростков в принципе много времени проводит за монитором или со смартфоном).

В Интернете есть сообщества «по интересам», среди них – те, в которых объединяются такие подростки, которые склонны к причинению себе вреда.

Там они получают ощущение поддержки и принадлежности к группе, данное чувство очень важно для подростков.

✔ 5. Обратите внимание на одежду, постельное белье ребёнка и его полотенца – иногда можно заметить пятна крови. Также может привлечь внимание внезапное желание подростка стирать всю свою одежду и белье исключительно самостоятельно.

✔ 6. Ребенок отказывается принимать участие в различных видах спортивных активностей. Поскольку на теле есть следы и шрамы, дети с самоповреждениями стараются всеми возможными способами избегать школьных занятий физкультурой или плаванием. И им совсем не хочется прилюдно переодеваться.

✔ 7. Из дома начинают исчезать предметы, которыми можно причинить себе вред или же устранить последствия самоповреждения: бритвенные лезвия, ножи, пластыри и бинты. Какие-то их этих предметов могут найтись в школьном рюкзаке или в комнате ребенка.

✔8. У ребенка часто наблюдается плохое настроение, склонность к слезам, нежелание делать что-либо, отказ от еды, или, напротив, переедание.

Что делать родителю, подозревающему самоповреждающее поведение?

✔ 1. Сделайте паузу, вдохните-выдохните. Вам необходимо успокоиться и подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать. Ваше настроение необходимо взять под контроль, ведь в такой ситуации гамма переживаний едва ли приятная (грусть, злость, страх, вина).

Иногда первая реакция родителя – задавать ребёнку вопросы, однако это может быть расценено как нападение и ребёнок станет ещё более закрытым и замкнутым. Безусловно, следует обратиться к профессионалу, школьному или частному психологу, однако некоторые вещи Вы можете сделать и самостоятельно.

✔ 2. Еще раз дайте подростку понять, что Вы его любите (вне зависимости от конкретных фактов его поведения). Следует помнить, что дети причиняют себе вред, потому что испытывают множество трудных эмоций.

Вне зависимости от того, хотят ли они таким образом наказать себя, успокоить, или же просто заставить что-то почувствовать, их реальность очень тревожная и нестабильная.

В этом постоянном вихре эмоций им нужно убежище, где они могут чувствовать себя в безопасности.

Именно это должен обеспечить ребенку родитель. Не важно, можете ли Вы разрешить проблему подростка немедленно – важно, чтобы тот знал, что любим, и принимаем родителем, и что тот не стыдится, даже если ребенок ведет себя так, покрывая свое тело порезами и ожогами.

Благодаря этому возникает эмоциональную стабильность, которой так не хватает подростку.

✔3. Попытайтесь понять, какая причина стоит за причинением себе повреждений, потому что порезы и ожоги – всего лишь симптом. Причины есть всегда, но они могут быть очень разными – кто-то из подростков страдает от депрессивного или тревожного расстройства, кто-то стал жертвой школьной травли, кто-то начинает причинять себе вред из-за проблем с учителями или с самими родителями.

Важно, чтобы родитель помог подростку попробовать понять причины, по которым он вредит себе, только после этого можно начинать борьбу с ней.

✔ 4. Подростки, склонные к самоповреждениям, часто не готовы, не могут говорить на эту тему, при попытках взрослых начать разговор – отмалчиваются. Не стоит заставлять их в приказном тоне – это только усилит уже имеющиеся проблемы. Но можно подумать над альтернативными вариантами диалога. Вот несколько вариантов, которые пробовали другие родители:

А) Оставьте на столе в кухне блокнот, в котором ребенок может писать любые вещи, которые он хотел бы, чтобы родители знали. Писать всегда проще, чем говорить напрямую. Любой из родителей читает записи каждый день и находится в курсе происходящего, там же родитель может оставлять ответы на вопросы или писать свои комментарии;

Б) В комнате ребенка (или над его спальным местом) можно повесить маркерную доску, на которой ребенок может отмечать, например, звездочкой или черточкой, каждый день, когда он не причинял себе повреждений. За каждый же день, когда повреждения были нанесены, один знак ребенком стирается. Таким образом родитель остается в курсе происходящего и избегает при этом неловких разговоров с ребенком;

В) Можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично. В случае возможности договоренности со школьным психологом и сотрудничества родителей с ним в вопросах борьбы с самоповреждающим поведением ребенка это – хороший способ для психолога также быть в курсе состояния ребенка.

✔ 5. При наличии хорошо налаженных контактов со школой, сообщите о ситуации классному руководителю, социальному педагогу или школьному психологу, если он есть в школе.

Совместно родителю вместе с сотрудниками школы будет легче следить за поведением ребенка, к тому же, иногда школа идет на встречу родителям, и немного изменяет условия проведения, к примеру, устных ответов у доски, для ребенка, если они вызывают у него такой сильный стресс, что он причиняет вред своему телу.

✔ 6. Не пытайтесь заставить ребенка прекратить то, что он делает. Часто ребенок в таких ситуациях продолжает наносить себе повреждения, только не сообщает об этом родителю. Не всегда «изъятие» всех острых предметов из квартиры, например, включая столовые ножи, является хорошей идеей.

Иногда подростки, отчаявшись в такой ситуации, причиняют себе вред гораздо более травматичными способами, например, режут кожу осколками стекла. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, поговорите с ребенком о том, какого поведения он хотел бы от вас в этой ситуации.

Иногда дети сами предлагают убрать подальше все потенциально опасные предметы.

✔ 7. Предложите ребенку альтернативные варианты поведения. Есть много других вариантов, которые молодые люди могут пробовать, помимо причинения повреждений своему телу.

Кто-то справляется при помощи банального биться подушки, разрывания бумаги на мелкие клочки или более экзотичного сжимания в руках кубиков льда (да, это не очень приятно и очень чувствительно, потому является хорошей альтернативой для самопорезов).

Кто-то рисует красной ручкой на коже, кто-то носит на запястье резиновый браслет, который может с силой натянуть и отпустить в момент эмоционального напряжения.

✔ 8. Воспользуйтесь помощью профессионалов: детский психолог в поликлинике, центры помощи семье и детям, службы психологической помощи, консультации подросткового психолога и т.д. Психолог может всегда оказать поддержку родителю и предложить направления поведения в конкретной ситуации, даже если сам подросток отказывается идти на прием.

——————————————-—

Будем рады ответить на все вопросы, записать на психологическую консультацию и рассказать подробности!

Наш телефон не изменился:
☎ 8 (929) 639 30 61 с 10.00 до 20.00

Источник: http://tochka-centr.ru/2019/08/08/samopovrezhdayushhee-povedenie-podrostkov/

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: