Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Содержание
  1. Стресс у студентов: факторы стресса, причины возникновения, рекомендации – Гармония внутри
  2. Причины учебного стресса
  3. Смена обстановки
  4. Умственные и физические нагрузки
  5. Прочие факторы
  6. Стадии и симптомы стресса
  7. Последствия стресса на учебе
  8. Как бороться со стрессом на учебе
  9. Стресс у студентов: факторы стресса, причины возникновения, рекомендации
  10. Причины возникновения стресса
  11. Рекомендации по устранению стресса
  12. Профилактика
  13. Последствия расстройства
  14. Заключение
  15. Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика
  16. Причины стресса
  17. Физические и умственные нагрузки
  18. Другие факторы
  19. Виды стресса
  20. Фазы стресса
  21. Симптомы
  22. Борьба с учебным стрессом
  23. Борьба со стрессом перед экзаменом
  24. Психическая саморегуляция как фактор повышения стрессоустойчивости у студентов
  25. Психическая саморегуляция студентов
  26. Рекомендации по формированию стрессоустойчивости

Стресс у студентов: факторы стресса, причины возникновения, рекомендации – Гармония внутри

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

19.11.2019

Обучение в вузе – это возможность получить отличное образование и открыть себе, так сказать, дорогу в жизнь. Но это еще и серьезный стресс, большая эмоциональная встряска для тех, кто только вчера сидел за школьной партой.

Учеба вообще считается одним из самых сильных стрессовых факторов (о других факторах мы подробно говорили в статье «Стрессоустойчивость.

Как сохранять спокойствие и продуктивность»), поэтому мы и решили рассказать о том, почему она является стрессом и как с этим бороться.

Причины учебного стресса

Для начала заметим, что стресс на учебе проистекает из повышенных интеллектуальных нагрузок и существенных перемен в образе жизни учащихся.

И как раз чтобы справиться со стрессом и усилить сопротивляемость организма, нужно в первую очередь понять, по каким причинам на учебе появляется стресс.

Если же пустить это дело на самотек, можно создать себе массу проблем со здоровьем, психикой, и, как следствие, с учебой.

В жизни студентов стресс появляется по совершенно разным причинам. Мы не будем рассказывать обо всех, а коснемся лишь самых распространенных.

Смена обстановки

Поступление в вуз напрямую связано со сменой обстановки и круга общения, и это один из главных стрессогенных факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние студента. Данный фактор складывается из более мелких факторов, таких как:

  • ослабление контроля и влияния со стороны родителей и школьных учителей;
  • необходимость самостоятельно заботиться о себе;
  • проживание в съемном жилье или общежитии (при обучении в другом городе);
  • смена круга общения;
  • смена интересов;
  • недопонимание с одногруппниками или соседями по комнате/квартире;
  • материальные трудности.

Если студент психологически не подготовлен к таким вещам, смена обстановки может в одночасье выбить его из колеи, сделав его более уязвимым и для воздействия других негативных факторов.

Умственные и физические нагрузки

Поступление в вуз – это ко всему прочему еще и резкое повышение нагрузок. Это и намного большие объемы информации к изучению, и более интенсивные занятия, и самостоятельные поиски знаний. Сюда же можно отнести переживания по поводу будущих зачетов и сессий. В дополнение к этому следует выделить нарушение привычного графика.

Если освоение какой-либо дисциплины дается студенту с трудом, риск нервного перенапряжения возрастает. А бывшие школьники с синдромом «отличника» очень часто чрезмерно заботятся о своей репутации и боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, в том числе и родителей, желающих видеть своих детей безупречными студентами.

Если эмоциональное напряжение оказывается длительным, оно легко может перерасти в затяжной и даже хронический стресс. Допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. для последующего преодоления (уже лечения) стресса может потребоваться профессиональная медицинская помощь.

Прочие факторы

Выше мы назвали общие факторы стресса на учебе, но есть также и субъективные – касающиеся каждого студента в отдельности. Они сами, а также их количество обусловлены образом жизни, который ведет человек.

К субъективным факторам можно отнести:

  • конфликты с педагогами;
  • конфликты с другими студентами;
  • особенности личной жизни;
  • неправильное питание;
  • неполноценный сон;
  • недостаточное количество отдыха;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств).

Степень психоэмоционального напряжения, возникающего под воздействием стресса, зависит от готовности студента к самостоятельной жизни, отношения к учебе и уровня его ответственности за то, что с ним происходит. Также на нее влияет и тип стресса, с которым приходится сталкиваться на учебе. Имеется в виду позитивный и негативный стресс:

  • Позитивный стресс – это стресс, возникающий, когда человек получает положительный опыт при выходе из стрессовой ситуации. Например, удачно решает какую-то проблему, ресурсы для решения проблемы, поддержку или одобрение окружающих.
  • Негативный стресс – это стресс, возникающий, когда человек не может справиться с какой-либо работой, выполнить поставленную задачу, изменить ситуацию. Именно этот стресс является опасным и отрицательно сказывается на психическом и физическом состоянии.

Более подробно о типах стресса читайте в статье «Самая важная информация о стрессе», а мы продолжим. Как вы понимаете, учиться противостоять нужно негативному стрессу, но чтобы это противостояние было эффективным, необходимо также понимать, как протекает стресс и как он проявляется.

Стадии и симптомы стресса

Заметить появление стресса достаточно легко – нужно лишь уловить изменения в своем состоянии, и они могут быть трех типов, исходя из стадии стресса:

  • Стадия беспокойства. В ответ на воздействие стрессовых факторов психика человека реагирует волнением. Тревога служит для организма сигналом для мобилизации защитного потенциала. Эту стадию заметить очень легко.
  • Стадия сопротивления. Организм приходит в состояние, позволяющее ему самостоятельно справляться со стрессом. Как правило, данная стадия не вызывает у человека беспокойства, особенно если ему удается успешно разрешить проблему.
  • Стадия истощения. Стресс достигает ее, если действие стрессового фактора продолжается долго. Резервы организма истощаются, бороться со стрессом становится все сложнее, и в конечном счете стресс полностью подавляет человека. Как и первую стадию, третью стадию заметить очень легко.

Подробно представленные стадии описывал в своих трудах канадский исследователь Ганс Селье еще в середине 20 века, но даже сегодня эта информация остается актуальной. Если состояние начинает соответствовать одной из перечисленных стадий, стоит задуматься, не имеете ли вы дело со стрессом. А убедиться в этом можно, если обратить внимание на симптомы.

Отдельно о симптомах стресса мы писали в статье «Стресс и психология: как они связаны», так что не будем повторяться, а просто напомним, что под воздействием стресса в первую очередь нагрузку испытывает нервная система человека.

Общими признаками влияния стресса являются:

  • упадок сил;
  • апатия;
  • плохой аппетит;
  • нарушение сна;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • головные боли;
  • отвлекаемость;
  • ухудшение концентрации;
  • ухудшение усвоения информации;
  • ухудшение памяти.

Все это очень плохо сказывается на только на самочувствии студента, но и на его успеваемости, т.к. затрагиваются абсолютно все системы организма, и, как следствие, происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности.

Последствия стресса на учебе

Из-за стресса студент плохо воспринимает и запоминает информацию, неохотно посещает занятия, неэффективно готовится к экзаменам, падает общая его успеваемость. Если же учащийся пренебрегает здоровым образом жизни, пьет много кофе и кофеиносодержащих напитков, неправильно питается, мало отдыхает и т.д., ситуация усугубляется, что отражается на физиологическом уровне.

Увеличивается нагрузка на сердце, повышается артериальное давление, нарушается работа вегетативной системы. В случае продолжительного напряжения нарушается вегетативный гомеостаз, со временем разрушаются кровеносные сосуды, ослабевает иммунитет, что повышает риск заболеваний.

Дополнительно можно выделить снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия. Это может повлечь за собой появление вредных привычек и зависимостей, к примеру, от сигарет, алкоголя, медикаментозных препаратов и наркотических средств. Так человек пытается бороться со сложными обстоятельствами.

Многократные научные исследований указывают и на то, что даже после того как стрессовые факторы прекращают действовать, организму и психике требуется немалое время, чтобы восстановиться и прийти в норму. И это еще одна веская причина, по которой нельзя допускать ни развития, ни, тем более, усугубления стресса.

Как бороться со стрессом на учебе

То, насколько развита стрессоустойчивость студента, имеет важнейшее значение как для учебного процесса, так и для жизни вступающего во взрослый мир человека. Естественно, повлиять на условия, сопутствующие обучению, практически невозможно, и поэтому гораздо эффективнее не «бороться с системой», а искать способы нормализовать психическое состояние.

К самым эффективным методам борьбы со стрессом на учебе относится модификация поведения, т.е. пересмотр и изменение своего отношения к происходящему, избавление от волнений по поводу того, что на повлиять не получается, освоение путей для выхода негатива. И для этого психологи рекомендуют несколько приемов:

  • Ведение дневника. Давно доказано, что очень полезно переносить на бумагу переживания, мысли и эмоции. Это позволяет освободиться от негатива и разгрузить психику. Также полезно анализировать записи, чтобы понимать причины своих состояний и находить способы решения проблем.
  • Занятия спортом. Психически и физически чувствовать себя намного лучше позволяют физические нагрузки. Тренировки, упражнения, пробежки и другие подобные занятия – это возможность высвободить излишки энергии и успокоиться, отвлечься и обдумать что-то. Конечно же, и здоровье благодаря спорту становится лучше.
  • Эмоциональная разрядка. Зачастую стресс вызывает отрицательные эмоции, а их, как уже было подмечено, нужно выплескивать. Если спорт по какой-то причине – не вариант, можно побить пуфик, разбить тарелку, покричать в подушку, сломать что-то, что не жалко. В спокойном состоянии человек уже не так подвержен стрессу, а подобные приемы – это отличный способ достичь спокойствия.
  • Смена деятельности. Когда выдается выходной, его обязательно нужно проводить не так, как будний день. Лучше всего кардинально менять окружающие условия и занятость. Можно сходить в поход и заночевать в палатке, покататься на лыжах или организовать барбекю на даче у друзей. Чем больше «необычных» дней будет в жизни, тем лучше для организма и психики.

На самом деле приемов борьбы со стрессами на учебе намного больше, и, если говорить объективно, они нисколько не отличаются от приемов борьбы со стрессами на работе и в обычной жизни. Но есть и особые ситуации, к которым требуется более специфичный подход. Одной из таких ситуаций является предстоящий экзамен.

Даже небольшой стресс накануне экзамена – это помеха для концентрации на подготовке. Лучший способ избежать этого – заранее устранить стрессовые факторы или постараться к ним адаптироваться.

Плюс к этому следует не пропускать лекции, вовремя изучать материал той или иной программы, выполнять все работы, задаваемые преподавателями.

Хотя в некоторых случаях не помогает и это, ведь есть очень эмоциональные люди, которые испытывают стресс, даже если полностью готовы к экзамену.

Таким студентам можно порекомендовать обратить внимание на слабодействующие успокоительные средства. Но, во-первых, не должно быть противопоказаний, а во-вторых, нужно обязательно проконсультироваться с врачом – только специалист сможет подобрать подходящий препарат.

Источник: https://mii-info.ru/prochee/stress-u-studentov-faktory-stressa-prichiny-vozniknoveniya-rekomendatsii.html

Стресс у студентов: факторы стресса, причины возникновения, рекомендации

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Многие люди испытывают стресс от разных факторов, вне зависимости от возраста: все хоть раз в жизни находились в сложных ситуациях. Часто проявляется стресс у студентов, ведь процесс обучения бывает тяжелым. Сессии, экзамены и лекции приносят сильную нагрузку на организм, который порой не справляется с напряжением.

Учебный процесс может привести к появлению стресса у студента

Жизнь студента наполнена различными эмоциональными ситуациями. Практически всегда стресс в жизни студента начинается из-за ежедневного потока информации и других факторов современной жизни.

Причины возникновения стресса

Когда начинается учебный процесс, на смену хорошим эмоциям приходит лень, усталость и стресс. Психологи смогли определить причины появления стресса у студентов:

  1. Отказ. Студент во время своего пребывания в учебном заведении может получать множество отказов. В этом случае молодежь может испытывать разочарование и опустошение.
  2. Страх неизвестности часто мешает достичь высот. Если вы перестанете бояться неудач, а запасетесь терпением и уверенностью, то получите желаемое.
  3. То, что студент не успевает сделать за день, должно быть грамотно распределено на следующий. Отсутствие распорядка приводит к стрессам. Нельзя откладывать все вечно на завтра: когда накопится много дел, студент рискует развить негативную сторону своего психоэмоционального состояния.
  4. Требовательность родителей.
  5. Коллектив. Смена обстановки и круга общения могут повлиять на тех людей, кому сложно социализироваться.
  6. Учебный стресс может появиться из-за темпа современной жизни, постоянной спешки, пробках на дорогах, потери важных документов, ключей и т. д.
  7. Если информация, преподнесенная преподавателем, невразумительна. Лучше сразу переспросить, уточнить, попросить указать на ошибки.

Причин может быть очень много, все зависит от характера и воспитания человека.

Рекомендации по устранению стресса

Убрать стресс из жизни студента должны попробовать его родители. Если им не удалось помочь, необходимо обратиться к психологу. Существует несколько методик, которые помогут снять стресс и восстановить стрессоустойчивость:

  1. Правильно тратить свое время. Особенности этого метода помогут наладить учебу. Его мозг не будет перенапрягаться и думать, как бы все успеть. Если научиться правильно распределять свое время, то человек будет больше отдыхать и набираться сил.
  2. Контролировать себя. Студент научится избегать стрессовых ситуаций и контролировать свое поведение.
  3. Больше времени проводить на свежем воздухе.
  4. Спать не менее 8 часов и только ночью.
  5. Общаться с друзьями только в свободное время или в выходные. Прогулки не должны отвлекать от учебы.
  6. Находить выход из любой стрессовой ситуации, быть положительно настроенным. Любые конфликты можно решить мирным путем.
  7. Делать физические упражнения по утрам и заниматься спортом.

Профилактика

Для сохранения стрессоустойчивости необходимо выполнять такие действия:

  • нельзя занижать самооценку,
  • справедливо относиться к уровню знаний,
  • стараться не перенапрягаться,
  • нельзя ставить на первое место учебу, сессию и экзамены.

Перед экзаменом лучше не пить кофе, чай или газировку, но рекомендуется употреблять в пищу фрукты, шоколад.

Прохладный душ поможет взбодриться, укрепить иммунитет. Психофизиология человека должна всегда работать над контролем.

Необходимо не только контролировать эмоции, но и давать отдыхать голове. Для этого можно сходить на расслабляющий массаж, посетить театр или музей, гулять на свежем воздухе.

В борьбе со стрессом прекрасно поможет смех. Это хорошее средство для повышения настроения и возобновления сил. Смех способствует выработке антистрессовых гормонов.

Рекомендации психологов для борьбы с напряжением часто используют дыхательную гимнастику. Такой вид диагностики направлен на появление стрессоустойчивости, его еще называют методом ресурсного якорения.

Такие методы часто используют люди разных возрастов.

Поход в музей поможет расслабиться

Последствия расстройства

Если учащейся во время экзаменов находится в состоянии стресса и при этом выпил много кофе, у него может подняться давление и появятся проблемы с сердцем.

Когда причины стресса не выявлены, и он не проходит, то проблема может перейти на органы и сильно отразиться на состоянии человека. Начнется активация симпатического и парасимпатического отделов нервной системы.

Такие процессы негативно сказываются на человеческой самооценке.

Учебный процесс нарушается, человек не может сосредоточиться. Портится самочувствие и настроение. Давление увеличивается, постепенно разрушая кровеносные сосуды.

Такие факторы сильно влияют на учебный процесс и работоспособность.

Ускоренное сердцебиение и сильное перенапряжение негативно влияют на здоровье, поэтому студенты обращаются за помощью к алкоголю и специальным препаратам, чтобы нейтрализовать нервное состояние. Такие методы расслабления приводят к зависимости и еще больше портят без того непростую ситуацию.

Из-за стресса студенту сложно сосредоточиться на учебе

Заключение

Формирование стресса у человека может начаться даже в процессе общения не с теми людьми, и для его нейтрализации необходимо прикладывать некоторые усилия. Стресс – это частая проблема у многих людей. С ней могут сталкиваться дети начальных классов во время учебы, а также подростки и студенты технического вуза разных специальностей.

Главное, вовремя заметить эту проблему и устранить причины появления. Существует множество методов, которые можно попробовать в домашних условиях. Факторы, которые могут положительно повлиять на жизнь человека – это нормальный сон, полноценный отдых, здоровое питание и физические упражнения.

Если человек будет следить за своим состоянием и контролировать эмоции, стресса можно легко избежать.

Источник: https://eraminerals.ru/psihologiya/prichiny-stressa-studentov

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Поступление в вуз всегда огромная эмоциональная встряска для вчерашних школьников. Учебный стресс характеризуется повышением умственных нагрузок и кардинальной сменой образа жизни.

Чтобы студент справился с симптомами стресса и предотвратил их проявление в будущем, необходимо разобраться в причинах их появления.

Халатное отношение к своему психическому здоровью может привести к серьёзным проблемам с работой внутренних органов и сопротивляемостью иммунитета.

Учебный стресс у студентов

Причины стресса

Стресс в жизни студента может иметь массу причин. Степень нервного напряжения зависит от того, насколько подросток готов к самостоятельной жизни и ответственности.

Физические и умственные нагрузки

Когда подросток поступает в вуз, он сталкивается с повышением требований. Информации к изучению даётся больше и нередко её приходится искать самому. Кроме повседневных умственных нагрузок, нужно отметить переживания об экзаменах. Длительное эмоциональное напряжение выливается в затяжной стресс. Он может возникать по следующим причинам:

  • нарушение режима дня;
  • увеличение умственной нагрузки;
  • страх перед неудачей;
  • волнение по поводу сдачи экзаменов, курсовых, зачётов и т. д.

Большие умственные нагрузки

Если студенту плохо даётся какая-то дисциплина, то шанс получить эмоциональный сбой гораздо выше.

Подростки, страдающие синдромом «отличника», часто страдают от боязни не соответствовать ожиданиям окружающих.

Другие факторы

Наряду с общими для всех студентов причинами стресса, могут быть и субъективные. В зависимости от образа жизни список факторов может значительно меняться. На психофизиологическое состояние студентов влияют:

  • неправильное, несбалансированное питание;
  • отсутствие полноценного отдыха и сна;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;
  • изменения в личной жизни;
  • конфликты со сверстниками или преподавателями и др.

Виды стресса

В зависимости от того, что вызвало стресс, и какой результат был получен, выделяют два вида стресса. Он может быть позитивным и негативным. Позитивный стресс возникает при условии, что человек однажды уже попадал в подобную ситуацию и благополучно вышел из неё. Также это может быть наличие поддержки и одобрения от окружающих или получение достаточно ресурсов для решения проблемы.

Негативному стрессу студент подвергается, если не может выполнить работу или задание и не имеет возможности это изменить. Такой вид хуже влияет на нервную систему и физическое состояние человека.

Стресс влияет на физическое состояние человека

Фазы стресса

Первая реакция, которая возникает у студента на внешние раздражители – это волнение. Этот период называется фазой тревоги и способствует мобилизации всех защитных сил организма.

Следующая фаза стресса – сопротивление. На этом этапе организм в состоянии самостоятельно справляться с трудностями.

После длительного воздействия стресса на организм человека наступает фаза истощения, когда студент не в состоянии бороться с проявлениями стресса и полностью попадает под его влияние.

Симптомы

Связанный со студенческими годами стресс может влиять не только на эмоциональное состояние человека, но и наложить отпечаток на его здоровье в целом. Подвергаясь психологическому напряжению, студент чувствует упадок сил, апатию, ухудшения аппетита. Также могут появляться головокружение или сильные головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и тахикардия.

Студент хуже усваивает информацию, что угнетает его ещё больше. Он становится раздражительным и вспыльчивым. Большинство этих симптомов могут быть спровоцированы другими болезнями и расстройствами.

Борьба с учебным стрессом

Развитие формирования стрессоустойчивости у студентов играет огромную роль в его профилактике. Т. к. изменить условия жизни и учёбы сложно, необходимо найти способы нормализации психологического состояния.

Необходимо пересмотреть своё отношение к происходящему, отсеять волнения по поводу ситуаций, которые невозможно изменить. Также важно давать выход негативу. В этом поможет методика для развития стрессоустойчивости у студентов:

  1. Дневник. Записывая все свои мысли и переживания на бумагу, человек освобождается от влияния негатива. Через время рекомендуется перечитывать свои записи и стараться анализировать их.
  2. Занятие спортом. Физические нагрузки не только хорошо влияют на эмоциональное состояние студентов, но и делают организм более сильным и здоровым.
  3. Эмоциональная разрядка. Такая методика развития стрессоустойчивости помогает быстро справиться с проявившимися симптомами стресса. Можно боксировать грушу или кричать.
  4. Смена обстановки. Улучшить эмоциональный фон поможет смена обстановки. Для этого необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно пойти в поход с палаткой или съездить в другой город.

Такая эмоциональная разрядка подготовила коллектив к новому учебному году с новыми силами

Такие упражнения способны повысить стрессоустойчивость студентов, а также бороться с уже появившимися симптомами. Помимо этого, организму нужен полноценный отдых и сон.

Борьба со стрессом перед экзаменом

Особое внимание стоит уделить ситуациям, когда студент испытывает стресс перед экзаменом. Это мешает ему сосредоточиться и подготовиться.

Главной причиной такого психического всплеска являются проблемы в усвоении материала или пропуск занятий. Необходимо исправно посещать лекции, учить материал и выполнять все заданные преподавателями работы. Но и это не всегда помогает.

Слишком эмоциональные личности могут нервничать, даже если полностью готовы к сессии.

Одним из действенных вариантов является приём слабых успокоительных средств, если на это нет противопоказаний. Это могут быть отвары из мяты, ромашки и пустырника или же спиртовой настой валерианы. Их приём способствует повышению стрессоустойчивости у студентов, но начинать нужно минимум за две недели до экзаменов. Отрицательной стороной является то, что препараты могут вызывать сонливость.

Студенту во избежание стресса рекомендуется наладить режим дня. Постоянный недосып и переутомление только усугубляют ситуацию. Также хорошо помогают занятия спортом. Если такой возможности нет, то можно ограничиться пешими прогулками.

Психическая саморегуляция как фактор повышения стрессоустойчивости у студентов

Стресс факторы в процессе учебы студентов: рекомендации, диагностика

Определение 1

Психическая саморегуляция – это целенаправленное психическое самовоздействие, регулирующее психическую деятельность.

Учебная деятельность студентов является очень напряженным видом деятельности как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Относительно учебного стресса единого определения пока не существует, но, ряд специалистов считают, что учебный стресс возникает при ощущении напряжения и студент не может с ним справиться.

На появление учебного стресса влияет ряд факторов, среди них – нерациональное планирование времени, недостаточная продолжительность и качество сна, условия обучения, большая нагрузка, наличие задолженностей, потеря интереса к учебе, конфликты с одногруппниками и преподавателями.

Негативное влияние стресса на эмоциональный фон и трудоспособность имеет свои последствия – это раздражительность, затрудненная концентрация внимания, подавленное настроение, апатия и др.

Поскольку учебная деятельность является ведущей для студента, то, безусловно, он будет испытывать стрессовые нагрузки.

Значительной причиной стресса в первый год обучения будут глобальные перемены в его жизни, это самый сложный этап, связанный с большими трудностями.

В период сессии, студент испытывает экзаменационный стресс, осознавая, что это обязательная процедура обучения в высшем учебном заведении. Экспериментальные исследования показали, что в организме студентов максимальные изменения происходят до сдачи экзаменов за несколько недель.

Во время подготовки к экзаменам выделяется несколько неблагоприятных факторов – это интенсивная умственная деятельность, ограниченная двигательная активность, нарушение режима.

Во время учебы для каждой конкретной ситуации студент должен находить те или иные способы деятельности. Как субъекту учебной деятельности, ему приходится самому организовывать деятельность в соответствии с требованиями того учебного заведения, в котором он учится.

При несоответствии деятельности требованиям возникает ситуация напряженности, которая тоже может стать причиной стрессового состояния.

В период адаптации к студенческой жизни из-за продолжительного переживания стресса формируются типичные синдромы:

  • психический инфантилизм, проявляющийся в деградации интеллектуальных функций и сниженной способности к самостоятельной регуляции деятельности;
  • синдром избегания с признаками асоциального поведения, заторможенности, депрессии;
  • астенический синдром с острым истощением нервной системы;
  • «студенческая апатия» – проявляется данный синдром в снижении работоспособности, неудовлетворенности учебным заведением, потерей интереса к учебе;
  • «экзаменационный невроз», возникающий в период подготовки и сдачи экзаменов.

Для большинства синдромов дезадаптации характерными являются признаки истощения, сниженной умственной активности, регуляции поведения. Данные синдромы возникают не только на первом курсе, формироваться они могут и у студентов старших курсов, как следствия накопленных стрессовых воздействий.

На возникновение и переживание стресса большее влияние оказывают субъективные факторы.

Замечание 1

Только от личностных особенностей самого студента, его уверенности в себе зависит, станет или нет какая-либо ситуация причиной стресса.

Психическая саморегуляция студентов

Задачей современного образования является формирование у студента эффективной учебной деятельности, самостоятельности и активности.

Саморегуляция, сформированная адекватно, является психологической основой самостоятельности. Саморегуляция связана с регулирующим психическим отражением и относится к сознательному управлению собственным поведением.

Если исходить из этого, то саморегуляция не является непроизвольным психическим процессом. Саморегуляция, по мнению Б. В. Зейгарник, является сознательным процессом управления собственным поведением и имеет два уровня – операционально-технический и мотивационный.

На первом уровне происходит сознательная организация деятельности. Мотивационный уровень включает волевую регуляцию и саморегуляцию. Студент во время саморегуляции учебной деятельности ставит перед собой цель и достигает её, применяя знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. Реализация учебной деятельности происходит на основе познавательной активности студента.

Типичные способы саморегуляции психических состояний были выявлены в исследованиях О.А. Прохорова. К ним относятся самовнушение, самоубеждение, настрой, сосредоточенность, общение, анализ ситуации, двигательная разрядка и самоанализ.

От того, как развивается и формируется система саморегуляции личности, зависит её личностное становление, успешность в учебе и профессиональном самоопределении.

О влиянии личностных особенностей на деятельность через сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции одной из первых говорила В.И. Моросанова. Она считает, что только индивидуальные особенности человека могут объяснить, каким образом он планирует достижение поставленной цели с учетом условий окружающей среды, оценив и скорректировав свою деятельность.

Г.С. Никифоров в рамках деятельностного подхода саморегуляцию определил как сознательное воздействие человека на его психические свойства, явления, процессы, состояния, собственное поведение с целью поддержания, сохранения или коррекции их протекания.

В.П. Бояринцев считал, что саморегуляция – это механизм обеспечения внутренней активности человека различными психическими средствами.

Высшее образование дает студенту необходимые знания для профессиональной деятельности, дает умения и навыки. Поскольку учебная деятельность изменяется и усложняется, то для успешного выполнения требований преподавателей, студент обязан обладать саморегулирующими компонентами личности:

  • организационно-деятельностными,
  • эмоционально-волевыми,
  • интеллектуальными,
  • коммуникативными.

Рекомендации по формированию стрессоустойчивости

Результаты проведенных исследований говорят о том, что стрессоустойчивость студентов снижена в области эмоционального и интеллектуального напряжениям, поэтому был составлен ряд рекомендаций по формированию и развитию стрессоустойчивости во время обучения в высшем учебном заведении:

  • разработать в своей деятельности систему приоритетов – сегодня, позднее, когда будет время;
  • достигнув предела, научиться говорить «нет»;
  • наладить прочные отношения с преподавателями;
  • выяснять непонятную информацию или требования преподавателя;
  • включить в свой график продуктивный отдых;
  • при возникновении высокого уровня стресса пересмотреть значимость данной ситуации;
  • забота о своем физическом и эмоциональном состоянии – питание, закалка, отдых, физические упражнения.

Снижению стресса и повышению стрессоустойчивости помогают такие методики:

  • аутогенная тренировка;
  • методы релаксации;
  • метод биологической обратной связи;
  • физиологическое переключение – массаж, баня;
  • активное переключение – плавание, путешествие, физическая работа;
  • позитивное восприятие мира, хобби, общение с животными и близкими людьми.

Чтобы быстро снять стресс и успокоиться специалисты рекомендуют использовать такие приемы – эмоциональный перенос, изменение масштаба событий, попытка взглянуть на переживания из далекого будущего со стороны, использовать дыхательные упражнения, волевые усилия по сокращению мышц, представить и ощутить полную расслабленность

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskaya_samoregulyaciya_kak_faktor_povysheniya_stressoustoychivosti_u_studentov/

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: