Жизненный сценарий личности

Содержание
  1. Определение понятия — жизненный сценарий, изменение несчастливого сценария на счастливый
  2. Зачем системно менять жизненный сценарий?
  3. Происходят ли реальные изменения в жизни, или человек всего лишь учится не замечать негативные факторы?
  4. Как живет человек, исполняя счастливый сценарий?
  5. Почему маленький ребенок из благополучной семьи выстраивает сценарий проигравшего?
  6. Поглаживание
  7. Избегание радости
  8. Принцип «пока не…»
  9. Принцип «после»
  10. Принцип «никогда»
  11. Принцип «всегда»
  12. Принцип «почти»
  13. Принцип «с открытым концом»
  14. Сценарий жизни: базовые понятия сценария человека в психологии судьбы
  15. Базовые понятия сценария жизни человека
  16. Сценарий жизни человека в гештальт психологии
  17. Как изменить свой сценарий жизни
  18. Ответьте на вопросы приведенные выше в комментариях к этой статье!
  19. Жизненный сценарий: Кто на самом деле управляет вашей жизнью?
  20. 1.Рождение сценария 
  21. 2. Последствия и продолжение 
  22. Пошаговая инструкция по изменению неблагоприятного сценария
  23. Как формируется жизненный сценарий в судьбе человека
  24. Как формируется жизненный сценарий
  25. Сценарий семьи
  26. Как распознать и изменить жизненный сценарий
  27. Что такое сценарий жизни? Можно ли его
  28. 4 базовые жизненные позиции
  29. Из чего складывается жизненный сценарий?
  30. Можно ли изменить свой жизненный сценарий?

Определение понятия — жизненный сценарий, изменение несчастливого сценария на счастливый

Жизненный сценарий личности

Многие люди замечают закономерности в своей жизни, одинаковые паттерны поведения в похожих ситуациях. Часто эти повторяющиеся моменты не нравятся, но человек смиренно принимает их, полагая, что изменения невозможны.

Часто люди объединяют жизненный сценарий с таким понятием как судьба. На самом деле это разные вещи. Судьба – это нечто данное нам свыше, нечто, что мы обязаны выполнять. Таким образом, от действий человека ничего не зависит, а все происходящее – это судьба, которую нужно принять.

Понятие жизненный сценарий заключает в себе другой смысл.

Жизненный сценарий – это полностью наше решение.

Оно формируется в раннем возрасте, примерно в три-пять лет. Ребенок решает для себя, как относиться к жизни: хорошая она или плохая, успешная или сложная, все будет приходить легко или только после тяжелой работы.

Из этого пункта следует серьезный вывод:

Если мы сами придумали свой жизненный сценарий, мы сами можем его поменять

У многих появляется вопрос, можно ли полностью изменить жизненный сценарий. Создать новую личность в старом теле невозможно. Но это и не нужно. Главное для человека научиться жить так, как ему нравится в данный момент времени. Жизненные сценарии можно условно разделить на счастливые, средние и несчастливые. При этом несчастливые сценарии человек в силах полностью поменять на счастливые.

Для этого не обязательно обладать глубокими знаниями психологии. Многие люди меняют свою жизнь без этого. Изменения происходят в кризисные ситуации, когда человек не может больше терпеть.

Он принимает осознанное решение поменять свою жизнь. Порой такие изменения имеют невероятный масштаб.

Иногда перемены начинаются с прочитанной книги или знакомства и интересной личностью, которая меняет мировоззрение человека.

Зачем системно менять жизненный сценарий?

Представьте трехлетнего ребенка. Все вокруг ему неизвестно и ново, поэтому сильно влияет на него. Иногда это совсем незначительные вещи, на которые никто не обращает внимания, например, цвет стен. Предпочтения, сложившиеся у человека в детстве, управляют всей дальнейшей жизнью и обуславливают его поступки.

Это положительный механизм. Он помогает нам жить и не тратить времени на принятие решений в привычных ситуациях. Минус этого механизма в том, что у человека складывается много отрицательных привычек, из-за которых появляется плохое самочувствие и неудовлетворенность жизнью.

Когда люди осознают проблему и начинают ее решать, они часто фокусируются на следствиях, а не на причине. Поэтому изменения происходят медленно.

Есть несколько распространенных моментов, которые важны для большинства людей. Их мы и рассмотрим подробнее.

Существует три вида жизненных сценариев:

  1. сценарий победителя
  2. сценарий проигравшего
  3. средний сценарий

Сценарий победителя не совсем корректный термин. В нашей реальности победитель – это человек, прошедший период борьбы с другими людьми или с собой. Но когда мы говорим о жизненных сценариях, борьба не является обязательным атрибутом. Поэтому сценарий победителя правильнее называть счастливым сценарием. Ведь человек может быть счастлив без борьбы.

Противоположный счастливому сценарию – сценарий проигравшего. Разница между ними очевидна на практике. Вспомните среди своего окружения человека, который постоянно жалуется на жизнь, у которого всегда все плохо. Такой человек исполняет сценарий проигравшего.

Большая часть людей, однако, живет по среднему сценарию. Он не совсем посередине и по своим характеристикам ближе к сценарию проигравшего. Хорошо иллюстрирует средний сценарий выражение «полосатая жизнь». Многие считают, что чередование светлых и черных полос – это нормальный порядок вещей.

Процент радостных моментов у человека со средним жизненным сценарием гораздо ниже, чем процент грусти или ожидания чего-то плохого. «За все нужно платить» вот девиз таких людей. После любого позитивного момента обязательно случится несчастье как расплата за радость.

Люди, верящие в «полосатую жизнь», полагают, что несчастье пропорционально радости, то есть чем масштабнее позитивное событие, тем ощутимее будет беда. Поэтому они стремятся уменьшить свое счастье, чтобы не пришлось сильно страдать в качестве расплаты. Они умудряются не радоваться даже стопроцентно позитивным событиям. Это вывод из детства. Миф, который передают из поколения в поколение.

Пример. Французские врачи провели наблюдение за пациентами травматологического пункта. Они заметили, что есть люди, которые получают травмы значительно чаще других.

Врачи приняли решение, что когда человек приходит в клинику больше трех раз за месяц с разными травмами, после травматолога его отправляют к психологу.

Врач выясняет, зачем человек наносит себе травмы, пусть даже он делает это неосознанно.

Происходят ли реальные изменения в жизни, или человек всего лишь учится не замечать негативные факторы?

Когда человек меняет свой жизненный сценарий, отрицательных моментов на самом деле становится меньше. Он перестает постоянно ждать расплаты за свое счастье и не устраивает себе неприятности. Поэтому количество негативных происшествий в его жизни снижается.

Как живет человек, исполняя счастливый сценарий?

Многие предполагают, что постоянное счастье может наскучить. Но даже в самом счастливом сценарии происходят негативные события. Они естественны, от них нельзя уйти. Разница в том, что эти события не выстраиваются в связанную цепочку. То есть негативные события никак не связаны с позитивными. Человек проживает случившийся негатив, отпускает ситуацию и возвращается в состояние счастья.

Почему маленький ребенок из благополучной семьи выстраивает сценарий проигравшего?

Он приобретается в самых обычных ситуациях. Существует пять главных блоков, которые лежат в основе жизненного сценария. Мы разберем первый – это поглаживание.

Поглаживание

Ребенок с первых моментов своей жизни нуждается в заботе и внимании родителей. Необходимое внимание он получает через прикосновения: его берут на руки, прижимают к груди, гладят.

Это подтверждение его безопасности. В это время формируется подсознательное ощущение того, что все хорошо. Но через прикосновение можно предать и негативное послание, например, через удары и подзатыльники.

«Поглаживание» может выражаться и словами.

Важную роль в формирование жизненного сценария играет соотношение негативных и позитивных «поглаживаний», которые ребенок получил в первые три года жизни. Другими словами важно, ребенка чаще хвалят или ругают.

В нашем обществе распространены случаи, когда похвала всегда одна и та же, а вариантов словесных наказаний много. Человек привыкает получать внимание окружающих через негатив.

У него формируется привычка и позитивное внимание для него чуждо. Человек просто не умеет воспринимать положительные «поглаживания». Но само внимание необходимо.

Поэтому человек провоцирует близких людей на негатив, даже не замечая этого.

Есть простой способ научиться воспринимать положительные «поглаживания» — их нужно просить у окружающих: родных и друзей. Так делают дети и животные. Взрослым делать это тяжелее, но нужно тренироваться.

Если ребенку отказывать в позитивном внимании, он начнет привлекать ваше внимание негативными способами, разобьет вазу или будет делать то, что запрещено. Постепенно ребенок привыкает получать внимание таким способом и повторяет этот сценарий во взрослой жизни. В качестве терапии человеку необходимо исключить из своей жизни негативные «поглаживания», не получать и не давать их.

Детей нельзя ругать, но необходимо воспитывать. В качестве альтернативы крику и негативу, нужно объяснять ребенку, что взрослым нравится, а что нет, и почему.

Упражнение. Возьмите лист бумаги и запишите на нем дни недели от понедельника до воскресенья. Выберите одного близкого вам человека, супруга, ребенка, родителя или друга. Запишите возле каждого дня недели, сколько вы общались с этим человеком за день.

Вполне может оказаться, что на близких людей вы тратите не так много времени, как кажется. А теперь проанализируйте, что преобладает в вашем общении – позитив или негатив. На следующей неделе попробуйте заполнить общение с этим человеком позитивными «поглаживаниями».

По статистике в советское время родители тратили на общение с ребенком примерно 15 минут в день. Это время не трудно заполнить позитивом, и его достаточно для формирования здоровой личности у вашего ребенка.

В силу воспитания хвалить нам труднее, чем ругать. Но умение приходит с практикой. Хвалите искренне других людей, тренируйтесь, и вы научитесь.

В качестве упражнения попробуйте в течении получаса хвалить другого человека.

Обычно первые десять минут люди повторяют то, что уже говорили когда-то, вторые десять минут – вещи, которые не говорили никогда, но думали, последние десять минут – вещи, о которых сами не знали и не думали!

Избегание радости

Боясь расплаты и не умея получать позитивное внимание, люди научились откладывать свое счастье. Существует несколько способов это сделать:

Принцип «пока не…»

Человек запрещает себе радоваться, пока не выполнит определенные условия.
Например, на Дне Рождения многие хозяйки не разрешают себе радоваться празднику, пока не уйдут гости. А потом нужно убираться, а потом и поводов для радости не остается.

Принцип «после»

Человек задумывается о негативных последствиях радости. А что будет после? Может, похмелье или появятся неприятные обязательства. Получая дорогой подарок, люди боятся, что сами потом будут обязаны подарить дорогую вещь.
Нужно запомнить, что подарок нас ни к чему не обязывает. Мы можем благодарить только, если сами этого хотим.

Принцип «никогда»

Люди убеждены, что с ними никогда не происходит то, что они хотят. Например, человек хочет получить подарок-сюрприз, но никому не говорит какой. Люди не могут догадаться, и человек разочаровывается.

Принцип «всегда»

По своей сути он очень похож на принцип «никогда». Разница лишь в том, что человек находит в радости изъян и говорит, что так происходит всегда.

Принцип «почти»

Мы делаем что-то значимое. Это прекрасный повод для радости. Чтобы этого избежать, люди не заканчивают дела. Они постоянно работают, но без результата. Заканчивается значимый проект. Человек в последний момент переключается на другой.

Принцип «с открытым концом»

Происходит идеальная ситуация, от которой не убежать. Нужно радоваться, а человек не знает как. Он прямо заявляет, что не умеет радоваться и считает это глупым.

Часто эти принципы дети заимствуют, наблюдая поведение взрослых. В дальнейшем они транслируют их в своей жизни. Часто бывает, что нам не нравятся добрые положительные люди. Мы находим тысячи причин с ними не общаться. Так происходит, потому что мы привыкли получать негативное внимание, а они не умеют его давать.

Другой пример, женщины, которые чувствуют себя некомфортно с любящими заботливыми мужчинами. Они открыто говорят: «Он слишком хороший», «Меня тянет на плохих парней». Дело в том, что положительные мужчины не укладываются в жизненный сценарий таких женщин.

Меняя свой жизненный сценарий на позитивный, будьте готовы к тому, что часть ваших друзей может отказаться от дальнейшего общения. Такие люди, скорее всего, хотят только негативных реакций. Общение строится по принципу определенной игры, результатом которой является негативное внимание.

Если убрать в себе потребность в негативном «поглаживании» и научится воспринимать позитив и радость, можно достичь счастья.

Источник: https://mentors.team/psyhologiya/uluchshenie-sebya/chto-takoe-zhiznennyj-scenarij-i-kak-ego-izmenit.html

Сценарий жизни: базовые понятия сценария человека в психологии судьбы

Жизненный сценарий личности

Рассмотрим базовые понятия и термины сценария жизни человека в психологии судьбы. Сценарий жизни в транзактном анализе Берна — это ключевая тема, которая требует пристального изучения любым человеком, который хочет осознать свой жизненный план и изменить свою судьбу.

Базовые понятия сценария жизни человека

этого поста позволит нам прикоснуться к теме сценария жизни в общем. Рассмотрим основные термины и понятия в этой теме.

Сценарий жизни — это не осознаваемый план движения

Помните! Любые осознания во время уроков являются ценными и их следует записывать в свой дневник.

Более подробно тема жизненного плана человека раскрыта в специальном разделе блога ПСИХОЛОГИЯ СУДЬБЫ.

В детстве каждый из нас пишет собственный сценарий жизни. В нем есть начало, середина и конец. Основной сюжет мы пишем в детстве до того, как научились говорить. Позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию.

К 7 годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть.

Будучи взрослыми, мы обычно не сознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее в точности ему следуем.

Свой жизненный план мы сформировали в раннем возрасте — пора написать взрослый!

Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, что определили в детстве.

Как Вы думаете — к какого рода финальной сцене вы себя готовите?

Маленький ребенок принимает решение написать жизненный сценарий потому, что он (сценарий) представляет собой наилучшую стратегию для выживания и существовани в часто кажущемся ему враждебном мире.

В эго-состоянии Ребенка мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире — это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию.

Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий.

Это называется искажением или игнорированием.

Например, если наша финальная сцена — мрачная жизнь в одиночестве, мы будем склонны искажать наше восприятие так, чтобы не замечать счастливых и радостных моментов, мы будем отстраняться от контактов с другими людьми, думая внутри себя, что мы никому не интересны.

Как Вы думаете, каким образом проявляется искажение и игнорирование в вашей жизни?

Для сохранения нашего жизненного сценария мы, будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют наши отношения с родителями в детском возрасте. Причем делаем это неосознанно.

Симбиоз — это когда одна на двоих личность в отношениях

В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя или Взрослого, а другой — Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния.

Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

Например, если у Вас в детстве был авторитетный папа, Вы можете впадать в симбиоз с авторитетными людьми — отдавая им роль эксперта или наставника. Тогда с ними, Вы как бы становитесь на ступень ниже, то есть входите в коммуникацию из эго-состояния Ребенок.

Как Вы думаете, с кем из Ваших нынешних партнеров по общению вы вступаете в симбиотические отношения?

В детстве мы замечаем, что в нашей семье одни чувства поощряются, а другие запрещаются. Для того, чтобы быть принятыми и получать поглаживания нужно использовать только разрешенные чувства.

Как Вы думаете, какие чувства были в вашей семье под запретом?

В одних семьях запрещалось бояться или открыто проявлять чувство недовольства, в других игнорировалась радость  — ее нельзя было выставлять напоказ. В третьих под запретом были: гнев, возмущение или грусть.

При проигрывании нашего сценария во взрослой жизни мы продолжаем скрывать подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались нам в детском возрасте.

Эти замещающие чувства называются рэкетными (ложными).

Сценарий жизни человека в гештальт психологии

Сценарий с точки зрения гештальт психологии — это ранняя детская ситуация, которую мы, будучи детьми, не смогли закончить и которая требует завершения всякий раз, когда мы встречаемся с похожими ситуациями во взрослой жизни.

Подобно тому, как надкушенный бутерброд всегда привлекает наше внимание, пока не будет проглочен целиком, так же и детские травмы требуют отмщения, исцеления или искупления.

Очень важно осознать эту травму или ситуацию и завершить ее внутри, выразив чувства и дожив их до конца на приеме у психолога или на сеансе самотерапии!

Какие ситуации из Вашего детства вызрели и требуют немедленного завершения прямо сейчас?

Как изменить свой сценарий жизни

Неважно, как вы пришли к осознанию сценария жизни — самостоятельно, или пройдя специальный онлайн курс СЦЕНАРНЫЙ ПАСПОРТ от автора этого блога — психолога и сценарного аналитика Молярука Александра.

Важно принять решение и изменить неосознанный план жизни на новые модели поведения. Важно изменить свою судьбу как можно раньше!

ВЫВОД: Когда мы были маленькими детьми, наши родители не могли нас заставить развиваться в каком-то одном направлении. Они, конечно, могли оказывать на нас сильное давление.

Однако мы сами принимали решение, подчиниться ли этому давлению, либо восстать против него или игнорировать.

Та же модель поведения свойственна и нам взрослым.

Другие люди (окружение) не могут заставить нас чувствовать или вести себя каким-то определенным образом. Они способны оказывать на нас сильное давление, но мы сами принимаем решение, подчиниться или нет.

Именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение.

Всегда, когда мы принимаем решение, то можем его впоследствии изменить.

Это справедливо и для наших детских решений, которые мы приняли о себе и об окружающем мире.

Мы можем их изменить и сформировать другие — более благоприятные для нас.

Ответьте на вопросы приведенные выше в комментариях к этой статье!

Источник: http://PsymanBlog.ru/psyhologiya-sudjbj/scenarij-zhizni-bazovye-ponyatiya-scenariya-cheloveka-v-psixologii-sudby/

Жизненный сценарий: Кто на самом деле управляет вашей жизнью?

Жизненный сценарий личности

Изречение, что каждый человек является хозяином своей судьбы, можно подвергнуть сомнению. С раннего детства многие факторы определяют ход нашей жизни и ее перспективные направления. Как быть, если жизнь пошла по негативному сценарию? Кто виноват и можно ли это исправить?

Ежедневно мы делаем великое множество выборов. Мы решаем, какую одежду нам надеть, поехать на работу на автобусе или прогуляться пешком, выбираем завтрак, покупки, будущее.

Чем глобальнее этот выбор, тем сложнее его сделать и тем не свободнее мы в выборе. Мы думаем, что сами выбираем супруга, профессию, место работы, образ жизни…Однако, мы, не замечая того, следуем какому-то сценарию.

Кем он написан? Реально ли его переписать и изменить ход жизни?  

1.Рождение сценария 

Сценарий нашей жизни зарождается еще до нашего появления на свет. Это происходит, когда наша юная мама представляет, что ее будущая дочь непременно будет известной журналисткой, или папа с малых лет грезит о собственной финансовой империи.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Это происходит, когда нас называют в честь каких-то родственников, знаменательных событий или легендарных личностей – груз такого имени сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

В первые 5 лет жизни пишутся важные страницы сценария.

С этих лет ребенок предполагает, сколько ему будет лет, когда он женится (выйдет замуж), сколько у него будет детей, убежден, что следует (не следует) упорно учиться, работать, как мужчине положено относиться к даме (и наоборот).

Именно тогда формируются пристрастия, которым он будет верен всю жизнь, – любовь к музыке, литературе, футболу. Это происходит не столько «теоретически», сколько из поведения взрослых.

Еще одним источником изучения жизненных ролей выступает отношение старших и сверстников к ребенку. Дети, которые были окружены любовью, в которых верили, как правило, добиваются определенного успеха в будущей жизни.

А постоянные упреки, уничижения, сравнения с другими (более старательными, аккуратными, умными) детьми могут оставить негативный отпечаток на все, что будет происходить с ним.

С течением времени к сценарию добавляются новые страницы.

В младшей школе ребенок овладевает ролью отличника/двоечника, в подростковом возрасте – идентифицирует собственную профессиональную компетентность, роль в обществе (лидер/ведомый), в юношеском – умение любить, строить личные взаимоотношения.

К 21 году жизни сценарий, как правило, завершен. Можно ли его изменить? Для начала обратимся к его «авторам»: поведение родителей – мощный фактор, определяющий модель семьи и отношение к обществу, работает по принципу черное-белое: когда родительский опыт негативный, то «я таким не буду», в прочих случаях идентичность поведения детей и родителей удивительна.

Родительские установки в отношении ребенка – другой значимый фактор, который предполагает успешность в жизни по принципу «я состоятелен настолько, насколько верят в меня родители». 

2. Последствия и продолжение 

Приблизительно к 21 году жизни у нас формируется более-менее четкое представление о том, что мы из себя представляем, откуда и куда направляемся. До 28 лет сценарий видоизменяется под действием ключевых событий – вступления в брак, появления на свет детей, сдвигов в карьере.

Не всем дается возможность изменить неблагоприятные установки и «выровнять» сценарий. Двигаясь от одной жизненной неудачи к другой, человек становится фаталистом и начинает воспринимать поражения как нечто неизбежное.

Однако, именно в этом возрасте имеет место важное явление – сценарий становится «вашим». 

А теперь обратимся к науке генетике. Ученые-генетики считают, что имеются специальные гены, отвечающие за тягу к воровству, всякого рода зависимости и прочие неблагоприятные явления. 

Психологи же предлагают собственную версию подобного «наследства». Гипотеза базируется именно на наличии жизненных сценариев. В этой связи существует специальный метод исследования первых детских воспоминаний.

Последний заключается вот в чем:

1. Вспомните собственное наиболее раннее воспоминание детства. Если вы сомневаетесь в достоверности данного воспоминания, и кажется, что оно вполне может быть просто фантазией, ничего страшного. Главное – это должно быть то, что вы сами припоминаете, а не рассказанное кем-то.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

2. Когда воспоминание идентифицировано, нужно сосредоточить на нем. Прокрутить его в мыслях, акцентировать внимание на деталях. Приблизительно определить, в каком вы были возрасте и где все происходило.

3. А теперь необходимо ответить на вопросы: Кто главный взрослый в этом воспоминании и какую роль он играет? Каковы ваши желания в указанном воспоминании и в какой степени они были удовлетворены? Имеется ли у вас определенная цель и кто помогает ее достичь? Какова ключевая эмоция владеет воспоминанием?

Интерпретация данного воспоминания: Взрослый – это личность, которая максимально влияла на создание вашего сценария жизни. Это тот, чьи установки были непреложными, чье мнение о вас выступало основой для построения мнения о себе. Желание, эмоция, цель – воплощают ваши жизненные потребности, то, к чему вы станете в перспективе стремиться и какими эмоциями наполнять жизнь. 

В каждом сценарии заложены свои, индивидуальные проблемы. Сценарии – это судьбы, которые мы пишем собственноручно. 

Существует хороший способ разорвать сценарий там, где он идет в нежелательном направлении, и переписать, изменить продолжение. 

Пошаговая инструкция по изменению неблагоприятного сценария

Необходимо подумать, имеют ли место в вашей жизни нежелательные события/ситуации, повторяющиеся систематически или долгое время продолжающиеся. Теперь следует разобраться, что вам дает конкретная неблагоприятная ситуация. Даже, если происходящее приносит проблемы, трудности и переживания, для чего-то вам это необходимо.

В психологической науке существует термин «вторичная выгода» – то есть неявная польза конкретной, нередко отрицательно окрашенной ситуации. Такая польза как правило не понята субъектом, однако, она не позволяет «разорвать круг».

Принять мысль, что есть определенные преимущества у отрицательных на первый взгляд событий, довольно трудно.

По этой причине предлагаем ряд вопросов, на которые полезно ответить: Что хорошего заключается в том, что это имеет место? Что заключается плохого в том, что это имеет место? Что изменилось бы в лучшую сторону в жизни, если бы этого не было? Что изменилось бы в худшую сторону в жизни, если бы этого не было? А теперь пришло время подумать, готовы ли вы что-то изменить. Вообразите, что до этого момента вы жили, выполняли определенные социальные роли. И вы привыкли к тому, что так живете, возникают сомнения и колебания. Стоит ли что-то менять? 

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Следующий шаг – разобраться, почему все происходит именно таким образом, иначе говоря, кто и когда написал данную страницу в ваш сценарий. Постарайтесь припомнить, в какое время замкнулся этот круг, когда была запущена вереница событий.

Когда вы решили – или кто-то решил за вас – не быть удачливой, уверенной в себе, упорной…   Кардинально изменить собственную жизнь и сценарий (тем более, когда сценарий родительский) крайне сложно. Но осуществить некоторую коррекцию – реально. Дайте ответ на вопрос – что именно вы делаете для того, чтобы данная ситуация продолжалась дальше (повторялась).

Ведь это именно вы позволяете происходить конкретным событиям. Вы действуете или бездействуете, однако, в любом случае вы осуществляете свой выбор. 

Заключительный шаг – понять, что необходимо делать (или наоборот, не делать) для того, чтоб задать своей жизни желательное, более благоприятное направление.

Наш жизненный сценарий уже заложен до 21 года (об этом говорилось выше).

Но рассмотрев его беспристрастно, с самого начала, вы можете анализировать нежелательные явления, подыскивать пути решения и строить жизнь в соответствии со своими желаниями, интересами и стремлениями.опубликовано econet.ru.

фото ©Родни Смит

Подписывайтесь на наш канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/zhiznennyy-stsenariy-kto-na-samom-dele-upravlyaet-vashey-zhiznyu

Как формируется жизненный сценарий в судьбе человека

Жизненный сценарий личности

Жизненный сценарий (скрипт) формируются в семье и живет в подсознании людей. Он представляет собой модель поведения, который воспроизводится не по своей воле снова и снова с разными людьми и в разных ситуациях.

Как формируется жизненный сценарий

Сценарий формируется до пятилетнего возраста, когда подсознание ребенка наиболее восприимчиво, а сознательный критический ум недостаточно сформирован для того, чтобы фильтровать поступающую извне информацию.

Семейная обстановка, культура страны, передаваемые сообщения в сказках и фильмах влияют на формирование того или иного скрипта.

Усваивая социальные нормы, половые роли, ребенок впитывает искажения, оценки, страхи, бытующие в культурной и семейной среде.

Все мы помним сюжет из сказки о спящей красавице, когда на бал по случаю рождения королевской дочери пришли двенадцать фей и одна злая колдунья, которая явилась без приглашения и полностью поменяла судьбу девочки. Изначальное состояние живого существа, пришедшего в мир «Я — ОК.

Ты — ОК» – состояние принца или принцессы. В результате искаженных сценариев наше отношение к миру начинает трансформироваться в сторону «Я — ОК. Ты — не ОК», «Я — не ОК. Ты — ОК» или «Я — не ОК. Ты — не ОК», а вместе с нашим отношением начинает трансформироваться и наша судьба.

Все сценарии рождаются из этих 4 позиций

А кто же в таком случае играет роль колдуньи?

Сценарий семьи

Каждый из нас в определенной ситуации занимает одну из трех позиций: «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого».

«Ребенок» – это наше эмоциональное, непосредственное начало, спонтанное, выражающее все свои чувства, импульсивное, неспособное самостоятельно контролировать свои влечения.

«Родитель» – заботливое, авторитетное лицо, старающееся контролировать ситуацию и других людей.

«Взрослый» – объективное начало, почти лишенное эмоций, способное беспристрастно оценивать ситуацию.

Все эти три начала присутствуют и в нас самих и, конечно, в наших родителях. И в формировании жизненных сценариев большую роль играет детское состояние родных.

Неконтролируемые эмоции родительского «Ребенка» становятся источником нашего отношения к самим себе.

В детстве мы воспринимаем родителей как безоговорочный авторитет, и их модель поведения кажется нам единственно верной, и она ложится в основу поведения внутреннего «Взрослого».

Нехватка любви, всевозможные обидные прозвища, критика в духе «У тебя руки-крюки. Ничего у тебя не получается. Какой из тебя актер — ни одной книжки не прочитал» ведут к настоящему превращению нас в «дураков», «безруких», «бездарных» и так далее. Неосознанные родители вбивают в своего ребенка ложные стереотипы, тем самым часто разрушая его веру в себя, а что самое ужасное — судьбу.

Самые частые родительские послания

В результате этого человек начинает то и дело искать во внешнем мире подтверждения родительским словам. Сценарий заставляет его быть не самим собой, а действовать словно под влиянием неведомой силы.

Как распознать и изменить жизненный сценарий

✔ Вспомните вашего любимого героя из сказок или фильмов: каким его чертам вы осознанно или неосознанно пытались подражать? Какие сказки вас привлекали в детстве? Нравится ли вам их финал? Та ли это судьба, о которой мечтаете лично вы? Напишите собственную сказку о вашем любимом герое с нужным вам концом. Обратите внимание на то, какую трансформацию придется пройти герою, чтобы достичь заветной цели.

✔ Понаблюдайте за своим телом – какие повторяющиеся реакции оно демонстрирует в похожих ситуациях.

Какие слова или действия других вызывают желание сжаться, напрячься или перейти в агрессию? Вспомните ситуацию из детства, которая впервые вызвало у вас такую реакцию, когда были недовольны собой.

Подумайте, какое ваше действие тогда вам бы понравилось, вызвало чувство справедливости и удовлетворенности.

Попробуйте проиграть эту ситуацию в воображении по новому сценарию. Проделайте это несколько раз с перерывами, пока новые собственные ощущения не покажутся такими же вероятными, как и первые. Постарайтесь почувствовать их отражение в вашем теле.

На сценарии можно повлиять лишь осознав причины их возникновения

Сценарий не является необратимым и неизменным, однако он может стать вашей судьбой, если пустить все на самотек.

Скрипты бессознательны, и повлиять на них можно только осознав причины их возникновения и закономерности различных событий в вашей жизни, которые им вызваны.

Затем задать себе вопрос: чтобы вы хотели иметь вместо этого. Не всегда это можно понять сразу. В этом случае рекомендуется искать в своем окружении правильные примеры — людей, на которых хотелось бы равняться и быть похожим. Это не значит, что нужно копировать поведение других или завидовать им – вы можете лишь брать лучшее, то, что возможно применить в своей жизни с пользой для себя.

Поначалу что-то будет казаться непривычным или даже вызывать сопротивление – ведь это выходит за рамки вашего привычного сценария. Но не беспокойтесь об этом. Чтобы сформировать свой новый, желаемый сценарий изначально необходимо увидеть другие возможные варианты, отличные от тех, к которым мы привыкли.

Жизнь можно считать успешной только в одном случае — если вам удастся прожить ее по-своему.

К. Морли

Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить ее так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы ее прожили.

Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого.

Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://BestLavka.ru/kak-formiruetsya-zhiznennyj-scenarij-v-sudbe-cheloveka/

Что такое сценарий жизни? Можно ли его

Жизненный сценарий личности

Жизненные сценарии — это одно из интереснейших понятий в психологии.

Вам кажется, что вы сами принимаете решения, вы осознанный свободный человек. Так ли это на самом деле?

На самом деле, мы все находимся в рамках своих сценариев, где примерно 80% всё предопределено и только 20% — свобода воли. Наша свобода — это только свобода в рамках нашего сценария.

Сценарий жизни — это наш неосознанный план жизни. Это наши стратегии поведения, модели, когда и как нам себя вести, как реагировать на ту или иную ситуацию, какие решения принимать, какой выбор делать.

Все эти модели поведения заблаговременно прописаны в нашем бессознательном.

Мы сначала реагируем, потом думаем, почему так поступили? Хотите вы того или не хотите, но сценарий на глубинном уровне неумолимо ведёт вас по своему пути.

Если вы понимаете, что в вашей жизни что-то идёт не так, и уж тем более, если замечаете повторяющиеся события, вы, как тот пони, всё “бежит по кругу”, вам хочется изменить это, выйти из замкнутого круга, то очень рекомендую обратить внимание на тему жизненных сценариев.

У сценария может быть несколько сюжетных линий, они могут касаться вашего здоровья, финансового благополучия, межличностных отношений: родители-дети, муж-жена, я и друзья, коллеги.

В сценарии могут быть заложены разные стратегии поведений: как выжить? Как справляться с трудностями? Избегания последствий поступков, ответственности, реагирования на те или иные события, участие в политике, социальная активность и т.д.

Сценарий — это то же, что и судьба. От себя и судьбы не убежишь. Куда бы человек не уехал, себя он всё равно возьмёт с собой. В какой бы чудесной стране ни оказался, его сценарий будет с ним.

Если у женщины сценарий быть женой алкоголика, то она даже в самой малопьющей стране найдёт себе мужа-алкоголика.

Если мужчина по сценарию “никогда” не достигает успеха, то и в жизни он его не достигнет.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Он определил жизненный сценарий как “неосознанный план жизни”.

Позже, в книге “Что вы делаете после того, как сказали “привет”, он дал более полное определение: “План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала”.

Сценарий обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей и окружающей среды, но и от характера и особенностей самого ребёнка, его выбора, его темперамента и т.д.

Иными словами, ребёнок решает (часто ему помогают решить), каким будет план его жизни. Из этого следует, что, даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять разные решения. В этом случае Берн приводил случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они “кончат жизнь в психушке”. Впоследствии один из них стал пациентом лечебницы, другой стал психиатром.

Сценарий начинает формироваться уже в раннем возрасте. Сначала формируется Я-концепция, ядро личности, базовые представления о себе, самоидентификация: кто я? Какой я? Я хороший или Я плохой?

Затем формируется понимание других: какие они? Они плохие или хорошие (имеются в виду значимые для малыша люди: мама, папа, родственники, няни и т.д.), те, кто заботится обо мне? От того, как они за ним ухаживают, т.е. удовлетворяя его базовые потребности, дают ему надёжную опору для последующего познания мира, это позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности.

В первые годы жизни ребёнок беспомощен и полностью зависит от мамы, которая ухаживает за ним, распознаёт его потребности, удовлетворяет их. Окружающий мир ребёнок воспринимает тоже через маму, её психологическое состояние, настрой мамы, её эмоции. Если мама ровная, спокойна, уверенная, то и ребёнок тоже спокоен, у него вырабатывается базовое доверие миру. Мир безопасен и комфортен.

На втором-третьем году жизни ребёнок выбирает одну из этих базовых установок и начинает строить в соответствии с этим свой жизненный сценарий. От этих установок зависит, будет ли это сценарий Победителя по жизни или это сценарий Побеждённого, будет ли это сценарий счастливого и эффективного человека или сценарий человека несчастного, зависящего от обстоятельств.

4 базовые жизненные позиции

Эрик Берн выделил четыре главных (базовые) установки по отношению к себе и другим, влияющие на наше мировоззрение и поведение:

  • Я хороший — Ты хороший. Эта установка взрослой, зрелой, гармоничной личности, уверенной в себе, способной уважать себя и других, дарить любовь себе и окружающим. Сценарий порождает счастье.
  • Я хороший — Ты плохой. Гордыня. Исключительность. Нарцисизм. Мне все должны. Это практически криминальная жизненная установка, попытка залечить нанесённые раны в детстве. Ребёнок приходит к выводу от том, что не он плохой, а все окружающие — плохие. Подрастая, он сам даёт сдачи и даже нападает первым. Он становится коварным, грубым и жестоким. Объектами насилия такого человека становятся обычно более младшие и слабые. Нередко насилие над животными. Сценарий порождает гордыню. Антисоциальное поведение.
  • Я плохой — Ты хороший. Это самая древняя установка, ведь без поддержки младенец просто не выживет, а из многих фактов собственного дискомфорта и зависимости длительное время от взрослых и более сильных складывается впечатление о себе, как о неблагополучном. Такой человек всю жизнь может ощущать себя во власти других людей, обстоятельств, испытывая постоянную потребность в одобрении. Сценарий порождает зависимое поведение. Зависть. Печаль.
  • Я плохой — Ты плохой. Установка фаталиста, циника. Он не знает счастья и не верит в него. Такая установка формируется, когда ребёнок не получает тепла и заботы, одобрения, а только наказания. Сценарий порождает безнадёжность, асоциальность.

В те же ранние годы ребёнок определяет и финал своего сценария.

Раньше считалось, что это формируется к 4-м годам, но, по данным последних исследований, ребёнок прогнозирует то, как он закончит свою жизнь, до года! Будет ли это долгая спокойная жизнь или это бурная жизнь с трагическим концом.

По Аристотелю, трагедия состоит из 3-х частей: завязка, кульминация и катастрофа. Главный герой трагедии — это человек хороший, но запутавшийся, совершающий ошибки. Он слепо идёт по жизни, выполняя предписания других людей, что приводит его к саморазрушению.

Затем под финал формируется и сам сценарий, т.е. то, как человек будет жить, чтобы прийти к такому финалу? Подбираются люди (статисты или так называемые сценарные партнёры), подбираются ситуация, сцены и мизансцены.

А сейчас небольшое упражнение, которое немного поможет приоткрыть тайну вашего сценария. Посмотрите на свою жизнь со стороны: младенчество, детство, юность, взрослые годы от 20 до 30, от 30 до 40 и т.д. Охарактеризуйте одним, двумя словами каждый период.

Если бы вы могли написать о жизни этого человека, т.е. себя, то как бы вы назвали это произведение? Что бы это было: роман, трагедия, драма, эпопея, экшен, мыльная опера, детектив, приключения и т.д.

? Какой финал у этого произведения? Какой главный герой, его цели и мотивы?

Из чего складывается жизненный сценарий?

У каждого из нас есть свой уникальный жизненный сценарий, он состоит из множества вариантов и сочетаний родительских предписаний, запретов, моделей поведения, жизненных позиций, правил, установок и ценностей, выбора и принятых решений.

Почему сценарии работают?

  1. Сила аффирмаций. Сила родительского программирования. Если повторять человеку (особенно ребёнку) что-то много раз, то он в это поверит, это станет частью его самого, его самооценки.
  2. Сила личного примера. Есть вещи более тонкие и менее осознаваемые. Например, модели поведения. Представьте, что вы целый год смотрите один и тот же спектакль, уже через месяц вы будете знать все роли наизусть. И если один из актёров на сцене забудет текст или заболеет, вы с лёгкостью его замените и с лёгкостью сыграете его роль.
  3. Антисценарий. Иногда человек принимает решение делать всё наоборот, не так, как родители. Часто это может приносить пользу, но тут важно помнить, что гораздо лучше жить не вопреки чему-то или кому-то и не по принципу “как-нибудь, лишь бы не так как у родителей”, а соответственно ситуации.

Можно ли изменить свой жизненный сценарий?

Сценарий, как мы выяснили, начинается с принятия решения в очень раннем возрасте, на основе данных, доступных в то время. Вы стали уже взрослым человеком, нужны вам ваши детские стратегии и решения? Не устарели ли они? Они сейчас приносят вам больше пользу или вред?

Сценарий — это стратегия выживания, адаптации в определённых условиях. Это семейная обстановка, стиль воспитания, атмосфера в семье, родительские установки и предписания. Это влияние окружения, школы, друзей, культурной среды, в которой рос человек. Можно слепо следовать своему сценарию, а можно принять новое решение и выйти из замкнутого круга.

Первый шаг — это осознать свой сценарий, свои сюжетные линии.

Второй шаг — это понять свои драйвера, запускающие сценарий, тип сценарного процесса, свои ограничения, условия, при которых он разворачивается и работает.

Третий шаг — это “переписать” его заново или внести коррективы.

Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет.

Можно продолжать играть всё ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссёрские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

При этом важно понимать, что для изменения своего сценария придётся потрудиться, и именно от вашей готовности изменить свою жизнь зависит результат.

Кому-то на это понадобиться много времени, кому-то меньше, но если есть желание и мотивация, то совершенно точно любой сценарий можно изменить. Тем более на сегодняшний день у психологов в распоряжении имеется много разных инструментов, позволяющих достаточно за короткое время получить отличные результаты.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/chto_takoe_scenariy_zhizni_mozhno_li_ego_perepisat/

Хороший врач
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: